Сценарий родительского собрания в первой младшей группе
«Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

 

Цель.

Акцентировать внимание родителей на необходимости развития всесторонне гармоничной личности ребенка, путем применения методов арт – терапии в развитии и воспитания детей.

Задачи.

1. Совершенствовать и обогащать опыт родителей по теме собрания.

2. Развивать представления родителей о нетрадиционных способах творческой деятельности детей.

3. Вызывать интерес и желание у родителей заниматься творчеством, играть, проводить время вместе с детьми.

4. Познакомить родителей с техниками арт – терапии, ее преимуществами в процессе развития и воспитания ребенка, через просмотр презентации.

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива детского сада.

Участники: родители и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Подготовительный этап.

2. Основная часть:

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста.

Демонстрация родителям зоны творческой, экспериментальной деятельности детей в группе.

Просмотр презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии.

Обратная связь с родителями.

Знакомство родителей с картотекой игр (с применением методов арт – терапии) из серии "Взгляни на мир".

Обсуждение домашнего задания для родителей.

Вручение памяток по темам родительского собрания: "Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".

Обсуждение домашнего задания для родителей – в конце нашего родительского собрания мы просим Вас сделать вместе с детьми следующее: небольшой совместный продукт вашего творчества. Это может быть и маленькое панно (выложенное крупами), лепка из теста, построенный замок из песка, испеченный пирог, все зависит от вашего воображения и творчества. Просим Вас сфотографировать вашу совместную работу и принести нам для выставки.

3. Подведение итогов собрания.

 

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап:

- Анкетирование родителей по теме: "Я и мой ребенок. Аспекты взаимодействия с ребенком?" (Приложение.)

- Оформление памяток для родителей на тему: «Пробуждайте в детях прекрасное» (Приложение).

- Оформление презентации по теме: "Использование методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".

- Выставка групповой поделки: «Папин праздник!»

 

II. Основная часть:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть! Очень благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Не так давно ваши дети пришли к нам в детский сад, они попали в новую среду, к которой маленькому человеку нужно адаптироваться, а значит, и начать первый, очень важный в жизни - этап социализации. Процесс социализации - очень важный, основополагающий  компонент воспитания и обучения в нашем детском саду, т.к. от развития данного компонента зависит полноценное, гармоничное личности в дальнейшем.

Каждый ребенок - это личность, индивидуальность, которая имеет свои неповторимые особенности, заложенные природой. А наша с вами совместная задача – не затоптать способности детей, а раскрыть их, взрастить, помочь им реализоваться, естественным путем, направить развитие личности ребенка в гармоничное русло.

В раннем возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди».

Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период. И сегодня мы постараемся с вами поделиться опытом работы с использованием данного метода. Так как он прост, уникален, но в то же время содержателен и несет в себе глубокий смысл. Он помогает нам развить душу ребенка, то самое ценное и хрупкое, что никак нельзя упустить из объекта внимания в процессе воспитания и развития ребенка.

Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

Как вы думаете в чем преимущества методов арт – терапии в работе с детьми?

- Во-первых, они просты и эффективны.

- Сам процесс увлекает, захватывает ребенка.

- Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.

- Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки.

- Ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия пока еще в микросоциуме.

В этих составляющих и состоят задачи арт-терапии в воспитании и обучении детей.

Так какие же техники и методы включает в себя арт - терапия? Может быть, кто-то из вас с ними знаком?

Используемые техники арт – терапии в работе с детьми (просмотр презентации).

- Марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге.  (Игры: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.)

- Ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски. (Игры: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег».)

- Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены. (Упражнение «Помоги ежику найти яблочко».)

- Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок. (Упражнение «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», упражнение – игра «Добавь лошадке пятнышки» и т.д.)

Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.

Игры с песком

  1. Пересыпание песка по стаканчикам, формочкам, где изучаем особенности, свойства, качества песка.
  2. Как песок становится мокрым. Игры «Вдруг полил дождик», «Посади цветок», «Поухаживай в огороде».
  3. Игры с песком «Следы зверей», «Печем пирожки», «Готовим куклам обед».

Игры с водой

  1. Игра «Тонет – не тонет». В тазике с водой поместить игрушки различные по весу, качествам, материалам. Отметить, почему некоторые игрушки тонут, а другие всплывают?
  2. Игра «Пузыри». Как вода заполняет бутылку, что такое пузыри и как они получаются при заполнении бутылки водой.
  3. Окрашивание воды (закрепление свойств воды, цветов), как вода превращается в лед.

Каждое игровое действие отдельного ребенка перерастает в групповую игру, включает опыт, эксперимент, закрепляется в поведении ребенка, его речи, мышлении, мотивации, в психике ребенка в полной мере создается гармоничное поле для развития всех способностей ребенка. В этом и есть основной смысл применения методов арт – терапии в развитии наших детей.

- Также в работе с детьми мы можем рисовать с помощью сыпучих продуктов (лист намазать клеем и сыпать – манку, цветной песок, мелкие крупы, кокосовую стружку и т.д.; материалы могут быть разнообразными). Применяя это метод, мы можем создать с детьми различные аппликации и поделки к праздникам, но как мы замечали ранее, здесь важен не сам продукт, а процесс его создания, те эмоции, чувства и радость, впечатления детей,  которые возникают в процессе творения.

Перечисленные выше техники арт – терапии мы используем во время непосредственно занятий с детьми, и на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, располагая потребностями и желаниями детей.

В нашей группе в свободном доступе для детей лежат листы бумаги, раскраски, карандаши, краски – гуашь, кисточки, пластилин и все необходимое для лепки. Также есть необходимое оборудование для игр с водой и песком, опытной и экспериментальной деятельности. К ним ребенок также имеет безопасный и свободный доступ. Таким образом, ребенок в любое удобное для него время может использовать эти средства по назначению и своему желанию.

Подчеркнем, что важный момент в арт-терапии - положительные переживания объединяют детей. При проведении занятий, особенно во время занятий с песком проговаривайте свои ощущения и спрашивайте об ощущениях детей. Таким образом,  ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем его эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т.е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру. Что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной социализации.

Принципы, которым служит арт – терапия следующие:

  1. Дать свободу (движения, выбора цвета);
  2. Мы должны спровоцировать спонтанную активность, а не пытаться научить определенным движениям;
  3. Перенести деятельность в другую плоскость. Важно создать условия для безграничности проявления фантазии и воображения ребенка.

Совместный рисунок с родителями пальчиковыми красками «Дарим мир детям».

Уважаемые Родители в совместном досуге важно помнить, что не важен продукт, который вы хотите получить (будь – то поделка, рисунок), важен сам процесс. Тогда это и будет арт – терапией.

 

III. Подведение итогов родительского собрания.

Таким образом, методы арт – терапии не так сложны, но несут в себе очень глубокий практический смысл и ценность. Арт – терапия помогает легче прожить адаптационный период ребенку, снижает негативные реакции, воспитывает интеллект и опыт социального взаимодействия, а еще в нем самый важный плюс – это еще одна возможность провести радостные минуты вместе с нашими детьми, заметить, почувствовать, понять и помочь преодолеть трудности наших детей. Ведь наши дети – это наше богатство, наше будущее!

Принятие решения родительского собрания.

Вручение памяток по применению арт – терапевтических средств и методик в воспитании и развитии детей раннего возраста.

Желаем вам удачи и надеемся на тесное сотрудничество!

 

Список использованных источников:

  1. http://womanadvice.ru/art-terapiya-dlya-detey
  2. Е. А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64с.
  3. Е. Янушко. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика – Синтез, 209.-56с.

 

Приложения можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...

Читайте также

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...