Осенний праздник «Капустница»
(Подготовительная группа)
Действующие лица.
Дети подготовительной группы: Перепелиха, Сеня Малина, Медведь, Таня, Ваня, девочки одеты в красные сарафаны, мальчики в русские рубахи – косоворотки с поясами.
Оформление зала. Зал представлен в виде русской избы с печью, накрытым столом с самоваром, половиками, кухонной утварью, лавками.
Под русскую народную мелодию входят мальчик и девочка. Несут каравай, хлеб да соль. Обходят зал. Останавливаются.
Девочка: Нам начать досталась роль!
Мальчик: Мы принесли вам хлеб да соль!
Низко кланяются, ставят поднос на стол. С двух сторон стают дети.
1 ребёнок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собираем посиделки
Пожилых и молодых.
2 ребёнок: При лучинке мы сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3 ребёнок: Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и ныне мы общались
Без общенья жизни нет.
4 ребёнок: А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом эти посиделки
Были праздником души.
5 ребёнок: Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
1 ребёнок: Отдых – это не безделки-
Время игр и новостей.
2 ребёнок: Начинаем посиделки!
Все: Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Кланяются и убегают.
Под русскую плясовую мелодию на середину зала входят дети: Таня и Ваня.
Ваня: Полна горница гостей,
Стало в горнице светлей!
Приходите к нам на пир,
Приглашаем целый мир!
Таня: Веселись, душа, играй,
Вовсе зла не поминай!
Приходите кто с добром
Мы всегда вас в гости ждем!
Ваня: Ой, вы, девицы – красавицы,
Душеньки – подруженьки,
Проходите, гости милые,
В нашу горницу во светлую.
Девочки, входят в зал под девичий хоровод «Ой, на дворе дождь».
Таня: Разойдись, честной народ!
Не пыли дорожка.
Добры молодца идут
Отдохнуть немножко!
Входят мальчики с хороводной песней «Как задумал да пошел».
Обходят зал и встают перед воротами, образованными Ваней и Таней из двух полотенец.
Сценка.
Мальчик топает три раза.
Ваня: Кто там?
Мальчик: Петр Петрович, Ёрш Ершович!
Ваня: Зачем пришел?
Мальчик: Попеть, поплясать, красных девок повидать!
Ваня: Сколько дашь?
Мальчик: Грош!
Ваня: Этот парень нехорош!
Мальчики ещё раз обходят круг и опять останавливаются перед воротами. Мальчик снова топает три раза.
Ваня: Кто там?
Мальчик: Петр Петрович, Ёрш Ершович!
Ваня: Зачем пришел?
Мальчик: Попеть, поплясать, красных девок повидать!
Ваня: Сколько дашь?
Мальчик: Сто рублей!
Ваня: Заходи поскорей!
Мальчики проходят в горницу и садятся рядом с девочками.
Ваня: Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с подлей, срубили и капусту. И начались на Руси веселые вечеринки в честь капусты – «капустницы». Сегодня и у нас «капустница».
Таня: Ой, вы гости дорогие
Девки красные и парни удалые
Приходите пособить,
Да капусту порубить
Не толпитесь на крылечке
Проходите ближе к печке.
Я примусь за капусту, а вы нас стихами да песнями порадуйте.
Таня «рубит капусту».
1 ребёнок: Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки – невидимки,
Облетая с каждого куста.
2 ребёнок: Осень ходит по дорогам лета,
Все притихло, отдыхать легко.
Только в небе, празднично от света –
Небо все созвездием зажгло!
3 ребёнок: С золотыми листиками схожи,
Звезды с неба сыплются, летят.
Будто в темном, звездном небе тоже
Наступил осенний листопад.
4 ребёнок: Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник и разделись клены,
И сменил наряд свой даже дуб зеленый.
5 ребенок: Не жалейте же вы лето:
Роща золотом одета,
Листья дружный хоровод,
Ветер кружит и несёт.
Песня «Осень» (Муз. А.Арутюнова, сл. В.Семернина.)
(С использованием музыкальных инструментов: треугольники, колокольчики.)
После песни Ваня и Таня встают.
Ваня: Таня, нам матушка велела для гостей овощей да фруктов намыть, начистить. Давай за работу приниматься.
Ваня бежит с двумя корзинами с осенними дарами к Тане, спотыкается, рассыпает все по полу, просит помочь собрать.
Игра «Чья команда скорее рассортирует овощи и фрукты». Команда девочек и команда мальчиков.
Таня: Давайте теперь капусту величать,
В игру капустную играть
Песня хороводная «Ты, капуста»
Раздается крик за дверью.
Таня: Ой, матушка идет!
Ваня: Ребята, вы не пугайтесь. Это у нашей матушки голос такой сильный, что страсть! Она в лесу медведя испугалась, так кричала, что все деревья и кусты перепилены пали. Теперь её Перепелиха зовут.
Перепелиха подходит, ругается.
Перепелиха: Ой, что за дети у меня! Мать из лесу корзину добра принесла, а встретить некому.
Ваня: Давай, маменька, корзину!
Таня: Маменька, расскажи нам, что ты в лесу видала?
Таня и Ваня садятся.
Перепелиха: Что видала, расскажу и покажу.
1 ребёнок: В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
2 ребёнок: Сколько алых ягод
У лесной рябинки!
Выросли волнушки
Прямо на тропинке!
3 ребёнок: И среди брусники,
На зеленой кочке
Вылез гриб – грибочек
В красненьком платочке.
4 ребёнок: И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой.
5 ребёнок: А под ёлкой грузди
Замостили мостик.
До свидания, ёлка!
Приезжай к нам в гости!
Перепелиха: Встала вместе с солнышком
К лесу час ходьбы,
Там в тропе под листьями
Ждут меня грибы.
А какие – отгадайте!
1 ребёнок: Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я… (подосиновик).
2 ребёнок: Растут на опушке рыжие подружки,
А зовут их… (волнушки)
3 ребёнок: Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый… (мухомор)
4 ребёнок: Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как волнушки на носу. (опята)
Перепелиха: Нынче я ходила в лес,
Сколько было там чудес:
Сосны золотые,
Горочки крутые,
Ягодки, как звездочки,
И грибные мордочки!
Повстречала я ежей
Возле двух замшелых пней.
А игру в горелки
Показали белки.
Народная игра «Гори, гори ясно»
После игры встают Ваня, Таня, Перепелиха.
Перепелиха: А вот и едет муженек мой, Сеня Малина.
Сеня: Здравствуй, жона!
Перепелиха: Здравствуй, Сеня
Ваня, Таня: Тятенька, здравствуй!
Сеня: Здравствуйте, гости! А я – то, ребята, с ярмарки возвращаюсь.
Тары – бары, тары – бары.
Поглядите на товары.
Я на ярмарку ходил –
Всем подарков накупил.
Держи, жона, скалку.
(достает Перепелихе скалку)
Скалка – рубля не жалко.
Станешь печь пироги
Скажешь скалке: помоги!
Держи, Ванюшка, плошку,
(достает плошку и ложку)
В плошку лей окрошку,
Бери ложку, ешь понемножку.
А моей Танюшке –
Рябиновые бусы,
Да красненький платочек
(подает Тане бусы и платочек)
Спляши для нас, дружочек!
Таня: Девочки, платочки взяли,
Как рябинки они стали.
Русский народный танец «Рябинки» (под песню «Родные места» Наталья Карпова)
Раздается рев.
Перепелиха: Ой! Кто это?
Сеня: А это медведь, которого ты визгом оглушила. Миша иди к нам!
Входит медведь.
Сеня: Михаил Иванович, закрыл ли ты двери на ночь?
Медведь отрицательно мотает головой.
Сеня: Почему не закрываешь,
Аль кого-то ожидаешь?
Медведь кивает головой – да!
Сеня: Может, ждешь молодца
Чтоб намял тебе бока?
Медведь ложиться на пол на спину и дергает в воздухе всеми лапами.
Сеня: А! Боишься?
Может, ждешь ребят,
Чтобы начали визжать?
Медведь садится на пол, зажимая лапами уши, раскачивается.
Сеня: Может, ждешь старуху,
Чтоб набила тебе брюхо?
Мишка сидя поглаживает себе живот.
Сеня: А вот как девки придут –
Тебе спать не дадут.
Девочки поют «Частушки»
Девочки: Мишка! Спляши!
Мишка пляшет с бубном. В конце танца обходит зал. Ему кладут в бубен конфеты.
Сеня: А за угощенье ты всем гостям скажи спасибо!
Мишка кланяется, принюхивается и идет к печке, порыкивая.
Ваня: Ну и мишка! Пироги унюхал!
Перепелиха: Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освяти,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Перпелиха достаёт пироги.
Перепелиха: Вот спасибо Вам, люди добрые, за то, что вы Осень любите и почитаете, ждёте и прославляете! Ведь по старой русской традиции матушку Осенину так и нужно провожать: величальными хороводами, играми да плясками.
Сеня Малина: Хорошо мы посидели, посидели хорошо!
А пока что «До свиданья», приходите к нам ещё!
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»
Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...
«В гости к Весне»
«В гости к Весне» Очень долго ждали мы в этом году наступление весны. Но она к нам не спешила, и тогда...