Литературный досуг в подготовительной к школе группе
«В стране сказок Шарля Перро»

Пояснительная записка

Описание работы:

Имя Шарля Перро - одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана. Дивные сказки Перро из сборника сказок Матушки Гусыни: «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка», «Синяя борода» прославлены в русской музыке, балетах, кинофильмах, театральных спектаклях, в живописи и графике десятки и сотни раз. 

В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык.

Истории своих сказок Ш Перро брал не из книжек, а из приятных воспоминаний детства июности. Сказки Шарля Перро прежде всего учат добродетели, дружбе и помощи ближнему, и надолго остаются в памяти взрослых и детей. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. 

Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. Эту игру-викторину можно провести как итоговое по сказкам Ш. Перро с участием родителей.

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о сказках Шарля Перро.

Задачи:

  • Обеспечить развитие кругозора детей.
  • Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.
  • Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление.
  • Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплочённости.

Предварительная работа: знакомство с писателем – краткая биография, рассматривание портрета. Знакомство со сказками Ш.Перро– чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, просмотр мультфильмов, драматизации, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, деление на команды, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить призы.

Методические приёмы:

Наглядные: портрет Ш.Перро, иллюстрации к сказкам Ш.Перро, выставка детских рисунков с изображением сказочных героев, выставка книг со сказками, презентация.

Словесные: беседа, проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;

Практические: игровые ситуации.

 

Ход игры.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

- Дорогие ребята! А вы любите сказки? А какие бывают сказки? (ответы детей).

- Какими словами чаще всего начинаются сказки? («Жили-были …», «В некотором царстве, в некотором государстве …».)

Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в сказку. Сказки бывают веселые и грустные, но обязательно с хорошим концом. В сказках всегда побеждает добро. А еще сказки очень интересные, в сказках происходят чудеса. Вот и у нас сегодня в путешествии тоже будет много интересного. В страну каких сказок мы сегодня отправимся, попробуйте отгадать сами. (Показать иллюстрации сказок Ш. Перро.)

- Да ребята, сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Ш. Перро. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название и капитана. Викторина состоит из различных конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с автором, который их написал.

В состав команды могут входить и родители (мамы). Они – добрые волшебницы, их роль заключается в поддержании порядка и помощи командам. Им разрешается один раз выручить свою команду, участвуя в конкурсе «Сказка ложь, да в ней намёк». 

Итак, начнём.

 

1 конкурс «Разминка»

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Вы все вместе дружно отвечаете.

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу…

(Золушка)

В сказке той чудес полно,
Но страшнее всех одно –
Всех в дворце сразивший мор.
Стал недвижим царский двор.
Тёмный лес встал как забор,
Закрывая вглубь обзор.
И проходу в чаще нет
Ко дворцу уж триста лет.
Тебе эта сказка нравится?
Это ...

(Спящая красавица)

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?...

(Кот в сапогах)

Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?

(Мальчик с пальчик)

 

2 конкурс «Дальше, дальше, дальше»

Каждой команде будет задано по 12 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время другая команда молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Сколько братьев было в семье у Ш.Перро? (5, он был самым младшим).

2. Имя этой героини, происходит от слова «зола»? ( Золушка)

3. Кому несла Красная шапочка пирожки и горшочек масла? (бабушке)

4. Сколько было фей в сказке «Спящая красавица»? (8)

5. Что явилось перед Ослиной Шкурой, когда она ударила волшебной палочкой по земле? ( Сундук с нарядами)

6. Что сказала юная фея королю и королеве? (Что принцесса не умрет, а уснет на 100 лет и ее разбудит принц)

7. Как звали хозяина Кота в сапогах? ( Маркиз Карабас)

8. У кого были большие руки, большие уши, большие глаза, большие зубы? (У волка)

9. В кого по просьбе кота людоед превратился в первый раз в сказке «Кот в сапогах»? (Во льва)

10. На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (Дом Людоеда, «Мальчик с пальчик».)

11.За какую провинность молодую жену ждало самое страшное наказание в сказке «Синяя Борода»)? (Строго-настрого запрещалось открывать и входить в маленькую комнату.

12. Сколько лет спала принцесса? (100 лет)

 

Вопросы для второй команды:

1. Сколько сказок всего написал Ш. Перро? (11)

2. Как звали героиню, которая получила свое прозвище благодаря головному убору? ( Красная Шапочка)

3. Какой герой сказки носил красные сапоги?
(Кот в сапогах)

4. Какая девушка на балу потеряла туфельку? ( Золушка).

5. Как звали волшебницу в сказке «Ослиная шкура», которая помогала принцессе? (волшебница Сирень)

6. Какие слова нужно сказать в сказке «Красная шапочка», чтобы дверь открылась? (Дерни за веревочку дитя мое, дверь и откроется)

7. Что случилось с глупой красавицей принцессой, когда ее полюбил королевич Рике-Хохолок? ( Она стала умной).

8. Кто достался в наследство среднему сыну мельника в сказке «Кот в сапогах»? (Осел)

9. В какое транспортное средство фея превратила тыкву с помощью волшебной палочки в сказке «Золушка»? (В карету).

10. Какого цвета была борода у очень богатого человека? (Синего, «Синяя Борода».)

11. Какой указ издал король для своих подданных в сказке «Спящая красавица»)? (Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки.

12. При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (При помощи крошек хлеба.)

 

3 конкурс «Угадай, какой предмет лишний»

В волшебном сундучке находятся предметы из одной из сказок Ш.Перро (назвать эту сказку), но один предмет среди них лишний. Вам нужно будет найти его и сказать из какой он сказки.

Для первой команды: красная шапочка, горшочек, пирожок, маска волка, кусок хлеба. (хлеб – из сказки «Мальчик с пальчик»:

«Мальчик с пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки…».

Для второй команды: туфелька, пряник, приглашение на бал, тыква, фигурка лошади (пряник – из сказки «Пряничный домик»:

Мари и Жан вышли на поляну, посреди которой стоял домик. Необычный домик. Крыша у него была из шоколадных пряников, стены – из розового марципана, а забор – из больших миндальных орехов. 

 

4 конкурс «Конкурс капитанов»

На столе лежат портреты сказочников. Вам нужно найти портрет Ш.Перро. Один капитан ищет портрет и показывает его, а второму мы пока завяжем глаза. Потом будет отгадывать второй капитан.

 

«Музыкальная пауза»

Включаем песню Красной шапочки, под музыку дети танцуют.

 

5 конкурс «Что не так?» (конкурс художников)

Внести иллюстрации различных героев сказок Перро (Красная шапочка, Кот в сапогах, Золушка, Спящая красавица) для каждой команды. Нужно найти, что не хватает на рисунке и дорисовать. (у каждой команды одинаковые картинки).

 

6 конкурс «По дорогам сказки»

Детям предлагается прослушать тексты сказок - путаниц. Они должны назвать сказки, о которых в них говорится.

Для первой команды:

У одной королевы родился сын такой некрасивый, что ни в сказке сказать, ни пером описать, но был он разумным и красноречивым.
Вот послала его как-то мать проведать бабушку. Взял он корзинку с пирожками и горшочком масла и пошел через лес. Шел он шел и заблудился в чаще. 
Долго блуждал он по лесу и увидел на тропинке белые камешки. Пошел он, куда камешки указывали. Смотрит – на поляне дом стоит.
В нем жил Людоед. Вернулся вечером Людоед домой, нашел принца, хотел его съесть, но отложил до утра. Велел жене накормить его хорошенько, чтоб не похудел, и уложить. спать.
Тут в дом постучал кот. Он сказал, что шел мимо и решил выразить Людоеду свое почтение.
Людоед принял его радушно. Кот был почтителен и хотел убедиться, что Людоед может превращаться в любых животных. Людоед, желая удивить гостя превратиться сначала в льва, а потом в мышь. Кот поймал мышь и съел ее. 
Теперь принц свободен и снова пошел по лесу. Скоро он набрел на старый замок в чаще леса. В замке все спали. Принц увидел прекрасную принцессу, поцеловал ее. Она проснулась и сразу полюбила его. 
Добрая фея подарила ей прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.

(«Рикке–хохолок», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Подарки феи».)

 

Для второй команды:

У одной королевы родилась дочь, необыкновенная красавица. Но она была очень глупа, и поговорив с ней все спешили прочь. Принцесса очень огорчалась.
Послала как-то раз ее мать к источнику за водой. Встретила она там старую женщину, которая просила пить. Дала ей принцесса напиться. А фея, а это была она, предложила ей поехать на бал. 
Она подарила принцессе волшебную карету из тыквы и предупредила, что в 12 часов колдовские чары рассеются. 
Принцесса отправилась в путь. Вскоре она увидела на лесной поляне кота: он ловил кроликов для королевской кухни. Кот показал принцессе дорогу во дворец.
Дворец был очень большим, в нем было множество комнат, Принцесса поднялась в одну из башен и увидела старую женщину, которая пряла шерсть. Принцесса взяла веретено, уколола палец и уснула на 100 лет. Герцог оставил ее в маленькой тайной комнате и запер на ключ.
(«Рикке–хохолок», «Подарки феи», «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Синяяборода».)

 

Конкурс для родителей «Сказка ложь, да в ней намёк»

 Угадайте, из какой сказки Ш.Перро поучение:

Для родителей первой команды:

"Премило украшает детство

Довольно крупное наследство,

Сынку врученное отцом.

Но кто наследует умелость,

И обходительность, и смелость, -

Вернее будет молодцом".

(Ответ: "Кот в сапогах".)

 

Для родителей второй команды:
Из сказки следует одно,

Зато вернее самой верной были!

Все, что мы с вами полюбили,

Для нас прекрасно и умно".

(Ответ: "Рике-Хохолок") 

Жюри подсчитывает баллы, которые набрала каждая команда. 

 

Список литературы

  1. http://www.hobbitaniya.ru/perro/perro.php Сказки Ш.Перро и его биография
  2. http://forum.jungdream.ru/viewtopic.php?f=6&t=1314&sid=b899797377f30092984b4cf5b3c7197c&start=0 (Юнгианское толкование сказок Ш.Перро)
  3. http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=160:2011-12-14-11-21-49&catid=67:2011-11-18-09-03-13&Itemid=163 (Загадки о сказочных героях)


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем…

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем права» Актуальность реализации проекта: «Я имею право быть черным и белым. Я имею...

Читайте также

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...