Сценарий праздничного развлечения для всех групп «Приходите к нам на святки»

Цель праздника:

Создание условий для ознакомления с традициями русского народа.

Задачи праздника:

- Познакомить детей с русским народным праздником Святки.

- Обычаем колядования.

- Разучить новые русские народные игры.

- Развивать умение играть на музыкальных инструментах.

- Воспитывать положительное отношение к традициям русского народа.

Участники праздника:

Дети, воспитатель в роли русской красавицы.

Музыкальное оборудование: ноутбук, музыкальный центр.

Реквизит для праздника:

Народные костюмы, мешок с масками животных, сундучок для гадания, народные шумовые музыкальные инструменты, колпачок для игры.

Предварительная работа:

Подбор репертуара, разучивание потешек, небылиц, колядок с детьми, театрализация детей по русской народной сказке «Теремок».

Ход развлечения:

(В зал под музыку заходит ряженая русская красавица «Дуняша».)

Дуняша:

Здравствуйте дети!

Здравствуйте добры молодцы, да красны дев

Меня сегодня зовут Дуняша.

Дети: Здравствуйте Дуняша!

Дуняша:

Мы сегодня неслучайно собрались, посмотрите, как празднично я нарядилась: кокошник праздничный, платье яркое.

Я хочу рассказать вам о русских народных праздниках, но сначала хочу выслушать вас ребята, а какие зимние праздники вам известны?

(Выслушиваются ответы детей, например Новый год, Рождество, Старый Новый год и т.д.)

Дуняша:

А сейчас идёт самый длинный, весёлый и светлый зимний праздник святки. Он начинается после рождества и длится две недели.

Ребята, а давайте вместе произнесем русскую народную закличку:

- Святки, святки! Все на святки!

Приходите к нам, ребятки!

На Святки устраивали молодые люди посиделки. Посиделки – от слова «посидеть», сидели на лавках, отдыхали, пели песни, рассказывали потешки, загадывали загадки, выдумывали небылицы, и обязательно играли в русские народные игры. Вот я знаю потешку.

Сидит белка на тележке

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью – синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зубок,

Кому в лоток,

Кому в лапочку.

А вы ребята, знаете потешки?

(Дети рассказывают потешки.)

Дуняша: Что-то засиделись мы. Может разомнемся и поиграем в интересную игру, которая называется «Колпачок».

(Музыкальный репертуар из сборника И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.)

(Описание игры «Колпачок» в приложении 1.)

Описание игры «Колпачок»

Дуняша:

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

В Святки было принято колядовать, это было весёлое и любимое занятие всех ребятишек, юношей и девушек. Ребята, что вы можете рассказать о колядовании?

(Выслушиваются ответы детей.)

А давайте теперь я вам расскажу о колядках.

- В Святки молодёжь и ребятишки наряжались в самые разные костюмы и наряды – кто-то рядился в цыганок и матрёшек, другие - в кикимор и ведьм, наряжались и музыкантами, брали с собой музыкальные инструменты, а ещё, в леших и даже чертей. Поэтому они назывались «ряженые».

(В подтверждение набрасывается на себя платок, прохаживается по залу, показ музыкальных инструментов.)

Колядующие ходили по деревне от дома к дому, стучались в каждую избу, пели свои колядки, просили угощения или денег, посыпали хозяев пшеном, пшеницей, а получив угощение, желали хозяевам счастья, благополучия и крепкого здоровья на весь год. Радушные хозяева всегда с нетерпением поджидали дорогих гостей, ведь считалось, что чем больше угощений они раздадут колядующим, тем больше добра, здоровья, счастья будет в их доме в новом году.

Дуняша:

Я с колядками пришла,

Смех да радость принесла,

Своей песней позабавить.

С новым годом вас поздравить!

Дуняша:

Ребята послушайте мою колядку.

Коляда, Коляда,

Открывай ворота,

Доставай сундучки,

Подавай пирожки,

Кто не даст пирожков,

Подавай пятачков…

Или мёду через край,

Или белый каравай,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай!

А сейчас я предлагаю вам нарядиться и спеть свои колядки.

(Дети наряжаются и поют колядки.)

Дети наряжаются и поют колядки

Дети наряжаются и поют колядки

Дети наряжаются и поют колядки

Дуняша:

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Утки - в дудки,

Чечётки - в трещотки,

Зайки в балалайки.

Играют, играют - всех потешают!

Да и мы сейчас начнём,

Инструменты лишь возьмём.

5

(Оркестр народных шумовых музыкальных инструментов «Ванечки-Манечки», дети подготовительной группы играют на музыкальном треугольнике, бубне, маракасах, деревянных ложках.)

Дуняша:

Какие вы молодцы и поёте, танцуете, потешки рассказываете,

а я ещё игру знаю называется «Золотые ворота».

(Игра «Золотые ворота» смотреть в приложении 2.)

Игра «Золотые ворота»

Дуняша:

Поиграли, попели, потанцевали, а не загадать ли мне вам загадки?

А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Загадки:

- Чтоб зимой не зябли ноги

На заснеженной дороге,

И большой, и маленький

Надевают... (валенки).

-Чтобы дом согреть, всегда

Топят печку в холода.

Мы на улицу глядим -

Из трубы выходит ... (дым).

-В лесу мороз крепчает,

В полях метет метель.

На праздник нас встречает

Сверкающая... (ель).

- Летит - молчит,

лежит – молчит (снег).

- Кого за уши повесили,

За язык подёргали? (колокол).

- В лесу выросло, из лесу вынесли,

В руках плачет, а кто слушает – скачет (дудка).

- Морщинистый кит

Всю деревню веселит (гармонь).

Дуняша:

Ребята какие вы молодцы и с загадками справились, но у меня для вас есть ещё очень интересная игра, послушайте правила:

У меня в мешке маски. Сейчас под музыку мы будем передавать друг другу мешок, а как музыка остановится, тот, у кого мешок достанет из него костюм и оденет на себя маску.

(Проводится игра «Ряженые из мешка».)

Дуняша:

Посмотрите внимательно на персонажей. Из какой русской народной сказке эти персонажи? Правильно, «Теремок».

Давайте на наших посиделках обыграем эту сказку.

(Театрализация детей сказки «Теремок» в приложении 3.)

Театрализация детей сказки «Теремок»

Театрализация детей сказки «Теремок»

Театрализация детей сказки «Теремок»

Дуняша:

А ещё на посиделках были и гадания. Например, каждая девушка мечтала выйти замуж.

Девчата выходили за околицу, каждая снимала с ноги валенок и с силой бросала его в темноту. Считалось, что жених живёт в той стороне, куда улетел валенок.

А у меня гадание другое, вот мой волшебный сундучок.

Ты скажи-ка, сундучок,

Расскажи-ка нам, дружок,

Что нас доброе ждёт,

А лихое пусть уйдёт!

(Из сундучка дети с закрытыми глазами достают предметы, а Дуняша говорит, что означают эти предметы.)

- Лента – жить будешь долго и счастливо.

- Пуговица - жить тебе в большой и дружной семье.

- Монетка, денежка - к богатству и достатку.

- Щепка - крепкое здоровье, долголетие.

- Картошка – скоро тебя ждёт большое счастье.

- Гвоздь - на пороге гость.

- Скрепки (прищепки) - к новым друзьям, верным товарищам.

- Колечко – к хорошему жениху, к замужеству
- Полотенце – долгая дорога, путешествие.

10

Дуняша:

Всем желаю добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов,

Сладких блинов!

Чтоб здоровыми были,

Чтобы счастливо жили!

Наш весёлый праздник подошёл к концу!

Расскажите, какие зимние праздники Вам теперь известны? (Ответы.)

Мы живём в христианской России. Не забывайте русских народных традиций. И всегда отмечайте праздник, до свиданья!

 

Приложение 1

Игра хоровод: Колпачок (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

 

Приложение 2

Правила игры «Золотые ворота»

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

 

Приложение 3

«Теремок» Русская народная сказка.

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Проект «Масленица»

Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Читайте также

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе Цель. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10. Закрепить умение отгадывать логические задачки. Совершенствовать...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...