Литературно-спортивный праздник «Не перевелись ещё богатыри на земле русской» в подготовительной группе
Задачи.
- Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях – защитниках земли русской.
- Способствовать формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников через приобщение их к истокам народных традиций. - Развивать коммуникативные способности детей.
- Воспитывать взаимовыручку, смелость, ловкость и силу.
Активизация словаря: богатырь, меч, щит, кольчуга, шлем, копье, лук, стрелы, Илья-Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Оборудование: картина В.М Васнецова «Богатыри», камень на распутье. Три дороги, избушка Бабы Яги, болото, замок Кощея, канат, камушки из модулей, тоннель из дуг, гора из модулей, разрезные картинки: оружие богатырей, кольчуга, меч, шлем, костюмы Бабы Яги, Змея Горыныча, Водяного, Василисы Премудрой, Богатыря, музыкальный центр, использование спецэффектов, на центральной стене зала картины с изображением богатырей.
Предшествующая работа: рассматривание картины В.М Васнецова «Богатыри», чтение отрывков былин о богатырях, чтение сказок «Финист – ясный сокол», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», беседы о богатырях, детские рисунки богатырей.
В роли Богатыря – воспитатель, Водяной, Баба Яга, Змей Горыныч – взрослые.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и девицы красавицы. Я Богатырь Святогор. Напал на землю Кощей Бессмертный. Пожёг деревни и сёла, порушил города. Похитил Василису Премудрую, унёс её в своё Тридевятое царство. Я собираю дружину из богатырей, чтобы спасти Василису Премудрую. Пойдёте ко мне в дружину.
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, кто такие богатыри?
Дети: Витязи, силачи, воины, борцы.
Воспитатель: А вы сильные? Путь будет нелёгкий? Вы сможете вынести такой путь? Кто из вас отжиматься умеет? Ну- ка покажите? Высоко прыгать умеете? Да вы мне подходите, беру вас в свою дружину?
Воспитатель: А кого вы из богатырей знаете?
Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: Чем занимались богатыри?
Дети: Защищали нашу Землю, русский народ от врагов.
Ребёнок: Богатырями быть
Значит добру служить,
За слабых заступаться,
Между собой не драться.
Воспитатель: Богатыри, поможете мне спасти Василису Премудрую.
Дети: Да.
Воспитатель: Дорога нелегка, полна опасностей. Не испугаетесь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Перед дальней дорогой предлагаю вам сделать разминку.
Потянулись: раз, два, три. (Потянуться.)
Мы теперь – богатыри. (Показать (напрячь) бицепсы.)
Мы ладонь к глазам приставим, (Далее по тексту…)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу
Воспитатель: Разминку сделали, отправляемся в путь.
Воспитатель: А вот и первое препятствие. Здесь стоит камень, а на нём написано:
Пойдешь на право деньги и слава,
Пойдешь налево, друзей потеряешь и не будешь смелым,
Двинешься прямо, ждет опасность, но смелость свою проявишь.
Какую дорогу мы с вами выбираем?
Дети: Прямо.
Воспитатель: Почему?
(Ответы детей.)
(Заходим, в зал звучит кваканье лягушек, встречаем Водяного сидит с удочкой у болота и ловит рыбу.)
Водяной: А это ещё кто на моё болото пожаловал? Сейчас всех в лягушек превращу. Будете до конца дней своих квакать на болоте, меня веселить.
Дети: Здравствуйте. Мы богатыри идём выручать Василису Премудрую. Подскажите нам дорогу.
Водяной: Подскажите нам дорогу. (Передразнивает детей.) Загадку отгадаете, может и подскажу.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки мхи…
Нет опоры для ноги.
Дети: Болото.
Водяной: Какие молодцы, отгадали загадку.
Воспитатель: Как же мы переправимся через болото?
Водяной: Вон кочки видите по ним и идите. Что ж покажите мне удаль молодецкую. А на берегу, вы найдёте подсказку, куда идти дальше?
Воспитатель: Ребята здесь кочки красного и синего цвета. Я думаю, что это неспроста. Как перебраться, чтобы не утонуть в болоте. (Ответы детей – Красный цвет опасности, надо перебираться по синим кочкам.)
Воспитатель: Всем мы оказались на берегу, Водяной сказал, что здесь мы найдём подсказку, куда идти дальше. Внимательно осмотрим берег.
Дети находят под цветком подсказку – стрелку на ней написано следующие слова:
Воспитатель (читает): Вы в пещеру скорее войдите.
И дорогу свою сократите.
Воспитатель: Страшно? Но раз уж решили идти, нечего раздумывать. Надеяться нам не на кого, рассчитывать мы можем только на свои силы.
(Дети подлезают под дуги – пещера.)
(Выходит из избушки Баба Яга.)
Баба Яга: Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! (Нюхает воздух, натыкается на сидящих, на поляне детей.) Сто лет русского духа видом не видела, слыхом не слыхивала, а тут русский дух сам пожаловал. Кто же вы такие, голубчики, будете? (Обходит детей.) Откуда и куда путь держите? А ну, отвечайте?
Дети: Здравствуйте Баба Яга. Мы богатыри идём выручать Василису Премудрую.
Её похитил Кощей Бессмертный.
Баба Яга: Ах, Кощей, ах злодей. Украл всё - таки Василису. Хочет жениться на ней. Да… (Ходит из стороны в сторону, что- то бормочет.)
Воспитатель: Баба Яга, помоги нам. Подскажите нам дорогу к замку Кощея.
Баба Яга: А вы значит богатыри? И думаете победить Кощея Бессмертного? Вы сильные? Смелые? Ловкие? И с любыми заданиями справитесь? (Ответы детей.) И с моими тоже?
Дети: Да.
Баба Яга: Отгадайте мои загадки, может быть, и подскажу?
На берёзе висит пять яблок, одно яблоко упало. Сколько яблок осталось на берёзе.
Дети: Не одного.
Баба Яга: Как это не одного?
Дети: На берёзе яблоки не растут.
Баба Яга: Что всего мягче?
Дети: Рука.
Баба Яга: Какого камня в реке не найдёшь?
Дети: Сухого, потому что в реке все камни мокрые.
Баба Яга: Молодцы справились с моим заданием.
Баба Яга: Ну, что ж дорогу вам к замку Кощея покажу! Вот вам тропинка по ней и идите. (С препятствиями Баба Яга перепрыгивает через кубы – условные пеньки.)
(Дети стоят на месте.)
Баба Яга: Ну чего стоите, делайте как я?
Воспитатель: Ребята, можно так прыгать через пеньки?
Дети: Нельзя. Надо спокойно перешагивать. Если побежишь, упадёшь и поранишься.
(Дети осторожно перешагивают через кубы – условные пеньки.)
Воспитатель: Ты куда нас привила, здесь высокая гора?
Баба Яга: Да, милок, гора! А замок Кощея за этой горой.
Воспитатель: А как же нам перебраться через эту гору?
(Ответы детей.)
Баба Яга: А гору вам добры молодцы, да красны девицы нужно разобрать! Да не просто камни раскидать? (Раздаётся рычание Змея Горыныча – спецэффект.)
Баба Яга: Ой, батюшки Змей Горыныч проснулся! Теперь вам не победить Кощея! Змей Горыныч охраняет сундук, в котором находится смерть Кощея. А его никто победить не может? Только самый смелый, сильный богатырь одолеет его. (Снова раздается рычание – спецэффект.) Ой, ой не ходите дальше, вернитесь, а то смерть свою сыщите! (Убегает в свою избушку.)
Воспитатель: Как же лучше разобрать?
(Ответы детей.)
(Находят разрезные картинки надо собрать оружие богатырей.)
Воспитатель: А вы попробуйте сложить эти картинки. Может что получится?
(Дети собирают картинки.)
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Оружие богатырей.
Воспитатель: Страшно? Но мы должны спасти Василису Премудрую. Тут еще, какой-то свёрток. Что это?
Дети: Шлем, кольчугу, меч.
Воспитатель: Зачем богатырям нужен шлем, кольчуга?
Дети: Чтобы воина не ранили ни копьем, ни мечом, ни стрелой. Меч чтобы сражаться. (Звучит спецэффект выбегает Змей Горыныч.)
Змей Горыныч: (бегает по залу, принюхивается): Чую – чую, богатырским духом пахнет! Будет моим трём головушкам полакомиться на обед! Кто вы такие и что вам надо?
Дети: Мы пришли освободить Василису Премудрую.
Воспитатель: Змей Горыныч, сразись с нами богатырями. Неужто испугаешься?
Змей Горыныч: Я испугаюсь? Да у меня три головы, а у вас одна. Я вас в три раза сильнее, в три раза храбрее. Сожгу пламенем да проглочу в три счёта! (Делает вид, что нападает на детей) Доставайте меч да сразитесь со мной. Я с вами мигом разделаюсь. Покажите мне свою ловкость.
Воспитатель: Меч у нас один и кольчуга одна. Я уже старый Богатырь мне не под силу одолеть Змея Горыныча. Кто из вас не побоится сразиться со Змеем Горынычем? (Выбираем, кто из детей будет сражаться.)
(Змей Горыныч сражается с ребёнком одетым в костюм Богатыря.)
Змей Горыныч: Вижу ловкие. А теперь силой померимся. Кто сильнее я или ты, Богатырь?
(Перетягивание каната со Змей Горынычем.)
Воспитатель: Давайте поможем нашему Богатырю.
(Дети перетягивают канат, Змей Горыныч падает и уползает.)
Воспитатель: А вот и сундук, в котором находится смерть Кощея. (Достаёт яйцо, ломает иголку - звучит спецэффект.)
(Выходит Василиса Премудрая.)
Василиса Премудрая: Здравствуйте, добры молодцы и девицы красавицы. Злой Кощей украл меня и спрятал в своём замке. Спасибо, что не испугались Змея Горыныча и спасли меня.
Воспитатель: Наше путешествие завершено. Вы с честью выдержали все испытания. Я Богатырь Святогор принимаю вас в свою дружину.
(Исполнение песни: «Богатырская сила» музыка А.Пахмутовой слова Н.Добронравого.)
Литература:
1. Журнал «Ребёнок в детском саду» №1, 2013.
2. О.А.Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010.
3. В.И.Коваленко Азбука физкультминуток для дошкольников М.:ВАКО 2008.
4. Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г.Ахтян Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 208 с.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к…
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к лесным зверям» Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ вместе с...
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...
Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»
Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»