Сайт для воспитателей детских садов



Игра – занятие «В гости к бабушке Маланье»

Программное содержание.

Познакомить детей с русским национальным костюмом, с историей появления русской матрешки; закрепить знания детей о традициях русского народа, о народных пословицах, потешках, о русских народных играх; активизировать в речи слова: кокошник, кушак, сарафан, кофточка, косоворотка, чугунок, печка, заслонка; воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.

Оборудование и материалы.

Рушники, скатерти (вышитые), женский русский национальный костюм, детские атрибуты к русскому национальному костюму, сундучок, чугун, деревянная ложка, деревянный черпак, игрушки (3 набора по 5 штук), запись русских народных мелодий («Калинка», «Выйду ли я на реченьку», «Светит месяц»), элементы интерьера русской избы и предметы обихода (лавка, печка, чугунок), «понорошковые» и настоящие баранки (маленькие и большие), корзинки (2 шт.), вазочки для баранок (2 шт.), шапочка кота.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций к потешкам, русским народным сказкам; заучивание пословиц о труде, потешек; рассматривание кукол в русских национальных костюмах; русские народные подвижные игры: «Водят мыши хоровод», «У медведя во бору», «Займи свое место» и др.; дидактические игры: «Одень матрешку», «Собери матрешку».

Ход игры – занятия.

Бабушка Маланья приглашает детей к себе в гости. Она одета в русский национальный костюм. Предлагает детям пройти к сундучку, где помещены детали русского национального костюма.

Б.М. — Здравствуйте, ребята!

Я, бабушка Маланья, пришла пригласить вас к себе в гости. Хотите?

Дети  — Да!

Б.М.  — Когда идут в гости какую одежду надевают?

Дети  — Нарядную, красивую.

Б.М. — Да, нарядную. Вот и я сейчас буду вас наряжать…Кирюшке - поясочек (кушак), Сонечке – платочек, Вике – фартучек, Артему – рубашку (косоворотку), Асе – корону (кокошник) и т.д.

(Каждый ребенок получает из сундучка какую-то деталь русского национального костюма, например, девочкам раздаю фартучки, косыночки, кокошники, сарафаны, бусы; мальчикам – цветные пояски, кепочки, рубашки (косоворотки).

Б.М. — Какие красивые у нас ребята! Подойдите к зеркалу, и вы увидите, что это действительно так.

(Дети любуются собой и друг другом)

Б.М. — А можно я тоже посмотрю на себя в зеркало?

Дети — Да!

Б.М. — Ребята, если посмотреть на нашу одежду, то сразу можно сказать, что она из России. У каждого народа есть свой национальный костюм, у русского народа тоже. Я одета в русский национальный костюм. Это – сарафан, это – кофточка, вышитая русскими умельцами. А что это за головной убор?

(Ответы детей)

Б.М. — Такой головной убор называется кокошник. Повторите вместе.

(Дети повторяют)

Б.М. — Дети, а чем украшен сарафан, фартук, кокошник?

(Ответы детей)

Б.М. — А это самотканый пояс, который придает русскому национальному костюму особую красоту, и называется он кушак.

Б.М. — Ребята, а на чем же мы поедем в гости?

(Ответы детей)

Б.М. — Давайте-ка, ребятушки, перенесемся в далекую старину и про эту старину я рассказ сейчас начну. А знаете ли вы, что в то время только богатые люди могли позволить себе разъезжать на лошадях и машинах. Это был весь транспорт того времени. В основном, люди ходили в гости пешком. Вы готовы, ребята?

Дети — Да!

Б.М. — тогда в путь!

Игровое упражнение «Молоточки»

Застучали в мастерской

Молоточки снова,

Починить мы башмачки

Каждому готовы.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Всюду слышен перестук

Нам в работе нет тоски:

Наши молоточки

Забивают в каблучки тонкие гвоздочки.

Сил сапожник не жалей

Доставай колодки,

И посадим мы на клей

Новые подмётки.

(Дети выполняют движения по тексту, подходят к избе бабушки Маланьи и помогают открыть замок).

Гимнастика для кистей рук «Замок».

На двери висит замок

Кто открыть его бы смог?

Повертели, покрутили,

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Б.М. — Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю. Вот печка: здесь я пироги пеку, бараночки, крендельки, калачики.

Ай, качи – качи –качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи!

(Показывают блюдо с «понарошковыми» или с настоящими баранками, калачами, пирожками)

Б.М. — Ой, горячи – горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Я положу на окошко, чтобы остудить, а потом вас угостить.

Б.М.  — Проходите гости дорогие в мою горницу.

Дети проходят и становятся у стола. На столе стоят несколько игрушек, предложить детям назвать их (среди игрушек поставить матрешку)

Б.М.  — Дети, посмотрите сколько у меня игрушек! Назовите их.

(Ответы детей)

(Дети садятся на скамейку (лавку))

Б.М. — Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадку,

Кто смышленей погляжу.

А загадаю я вам загадку про одну из этих игрушку, а вы попробуете ее отгадать. Это кукла, но она совсем необычная, потому что сделана из дерева. Очень красиво расписана, ее можно собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получится несколько кукол.

(Матрешка)

— Как вы догадались, что это матрешка?

Дети — Если матрешку разложить, то будет несколько матрешек, они все сделаны из дерева и красиво раскрашены. А если их собрать, то будет одна матрешка.

Б.М. — А в какие игрушки вы любите играть?

(Ответы детей)

Б.М. — Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек и родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева. Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали называть ласково – матрешка. Один мастер вырежет из дерева куклу, а другой красиво ее разрисует. Много матрешек наделают! И своим детям, и соседским, да еще на базар отвезут, а там такую красотищу сразу же раскупят.

— Прошло много лет, а матрешка не надоела нашим людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.

Б.М. — Дети, а вы хотите с матрешками поиграть?

(Да!)

Игра «Займи свое место».

Музыка звучит, дети пляшут с матрешками, по окончании музыки дети помогают матрешке найти свое место: от большой до самой маленькой по размеру.

Игра «Найди свой домик».

Звучит русская народная музыка. Дети играют, пляшут с матрешками. По окончании музыки дети помогают матрешкам найти свой домик.

Б.М. — Так уж повелось на Руси: работали, да песни пели. Собирались люди- труженики после дневной домашней работы, на посиделки в какой- нибудь большой избе. Но без дела там не сидели, ведь умелые руки не знают скуки. Там и пряли они и вышивали, песни пели, то шуткой перебросятся, а то и в пляс пойдут.

Собрались и мы позабавиться

Да потешиться!

Поиграть, пошутить, посмеяться!

Смех да веселье!

(Потешка)

Выходит мальчик Тит с большой ложкой в руках, говорит:

— Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

1 дев.  — Не колода лодырь, а пень! И лежит целый день!

2 дев. — Не жнет, не косит, а обедать просит!

1 дев. — Тит, иди молотить!

Тит — Живот болит.

2 дев. — Тит, иди кашу есть!

Тит  — Где моя большая ложка?

Дев. вместе — Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Б.М. — Не любили в народе лентяев, да и сейчас их никто не любит!

(Дети поочередно называют пословицы и поговорки)

— Труд человека кормит, а лень портит.

— Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

— Поскорей подрастай да к работе поспевай.

— Мала пчела, а и та работает.

— Без труда, не выловить и рыбку из пруда.

— Что посеешь, то и пожнешь.

Б.М. — Позабавились мы с вами, да потешились. А теперь пришла пора поиграть нам детвора. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру: «Водят мыши хоровод»

Дети идут по кругу (они мыши)

Кот (1 ребенок)   в кругу «дремлет»

— Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька- кот,

Разобьет ваш хоровод!

По окончании слов дети-мыши крепко держатся за руки, а кот старается разорвать цепочку и выйти из круга: «Поцарапаю».

Б.М. — Ребятки, вам понравилось у меня в гостях? (Да!)

— А что тебе, Ася, понравилось?... А тебе Кирилл, что понравилось? и т.д.

Б.М. — Пойдемте, я вас баранками да калачиками угощу, да домой провожу.

Звучит русская народная мелодия. Дети, приплясывая, возвращаются «домой».





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Конспект занятия для подготовительной группы «Мы живём в республике Татарстан»

Конспект занятия для подготовительной группы«Мы живём в республике Татарстан» Цель: Познакомить детей с Республикой Татарстан, с национальным флагом, гербом с народом...

Перспективное планирование в средней группе с учетом лексических тем

Перспективное планирование в средней группе с учетом лексических тем Образовательная область «Чтение художественной литературы»   месяц/тема                                   чтение художественной литературы заучивание наизусть СЕНТЯБРЬ Любимый город           Фрукты             Овощи             Детский сад   1. И...

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Наш красивый, добрый мир!»

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Наш красивый, добрый мир!»   Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития. Задачи: - Познакомить детей с историей «Сотворения мира»; -...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Проектная деятельность в средней группе…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1. Проектная деятельность в средней группе «Снеговик - лучший друг детей» Составитель: Булыгина С. С. воспитатель. Ст. Отрадная 1 часть Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и...

Родительское собрание «Роль семьи в восп…

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника» Цель собрания: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье...

Значение патриотического воспитания дошк…

… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,  как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого,  как от желания делать добро. сколько возможно больше...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной…

Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа; навыки порядкового...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство