Игра – занятие «В гости к бабушке Маланье»
Программное содержание.
Познакомить детей с русским национальным костюмом, с историей появления русской матрешки; закрепить знания детей о традициях русского народа, о народных пословицах, потешках, о русских народных играх; активизировать в речи слова: кокошник, кушак, сарафан, кофточка, косоворотка, чугунок, печка, заслонка; воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
Оборудование и материалы.
Рушники, скатерти (вышитые), женский русский национальный костюм, детские атрибуты к русскому национальному костюму, сундучок, чугун, деревянная ложка, деревянный черпак, игрушки (3 набора по 5 штук), запись русских народных мелодий («Калинка», «Выйду ли я на реченьку», «Светит месяц»), элементы интерьера русской избы и предметы обихода (лавка, печка, чугунок), «понорошковые» и настоящие баранки (маленькие и большие), корзинки (2 шт.), вазочки для баранок (2 шт.), шапочка кота.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций к потешкам, русским народным сказкам; заучивание пословиц о труде, потешек; рассматривание кукол в русских национальных костюмах; русские народные подвижные игры: «Водят мыши хоровод», «У медведя во бору», «Займи свое место» и др.; дидактические игры: «Одень матрешку», «Собери матрешку».
Ход игры – занятия.
Бабушка Маланья приглашает детей к себе в гости. Она одета в русский национальный костюм. Предлагает детям пройти к сундучку, где помещены детали русского национального костюма.
Б.М. — Здравствуйте, ребята!
Я, бабушка Маланья, пришла пригласить вас к себе в гости. Хотите?
Дети — Да!
Б.М. — Когда идут в гости какую одежду надевают?
Дети — Нарядную, красивую.
Б.М. — Да, нарядную. Вот и я сейчас буду вас наряжать…Кирюшке - поясочек (кушак), Сонечке – платочек, Вике – фартучек, Артему – рубашку (косоворотку), Асе – корону (кокошник) и т.д.
(Каждый ребенок получает из сундучка какую-то деталь русского национального костюма, например, девочкам раздаю фартучки, косыночки, кокошники, сарафаны, бусы; мальчикам – цветные пояски, кепочки, рубашки (косоворотки).
Б.М. — Какие красивые у нас ребята! Подойдите к зеркалу, и вы увидите, что это действительно так.
(Дети любуются собой и друг другом)
Б.М. — А можно я тоже посмотрю на себя в зеркало?
Дети — Да!
Б.М. — Ребята, если посмотреть на нашу одежду, то сразу можно сказать, что она из России. У каждого народа есть свой национальный костюм, у русского народа тоже. Я одета в русский национальный костюм. Это – сарафан, это – кофточка, вышитая русскими умельцами. А что это за головной убор?
(Ответы детей)
Б.М. — Такой головной убор называется кокошник. Повторите вместе.
(Дети повторяют)
Б.М. — Дети, а чем украшен сарафан, фартук, кокошник?
(Ответы детей)
Б.М. — А это самотканый пояс, который придает русскому национальному костюму особую красоту, и называется он кушак.
Б.М. — Ребята, а на чем же мы поедем в гости?
(Ответы детей)
Б.М. — Давайте-ка, ребятушки, перенесемся в далекую старину и про эту старину я рассказ сейчас начну. А знаете ли вы, что в то время только богатые люди могли позволить себе разъезжать на лошадях и машинах. Это был весь транспорт того времени. В основном, люди ходили в гости пешком. Вы готовы, ребята?
Дети — Да!
Б.М. — тогда в путь!
Игровое упражнение «Молоточки»
Застучали в мастерской
Молоточки снова,
Починить мы башмачки
Каждому готовы.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Всюду слышен перестук
Нам в работе нет тоски:
Наши молоточки
Забивают в каблучки тонкие гвоздочки.
Сил сапожник не жалей
Доставай колодки,
И посадим мы на клей
Новые подмётки.
(Дети выполняют движения по тексту, подходят к избе бабушки Маланьи и помогают открыть замок).
Гимнастика для кистей рук «Замок».
На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?
Повертели, покрутили,
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
Б.М. — Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю. Вот печка: здесь я пироги пеку, бараночки, крендельки, калачики.
Ай, качи – качи –качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи!
(Показывают блюдо с «понарошковыми» или с настоящими баранками, калачами, пирожками)
Б.М. — Ой, горячи – горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Я положу на окошко, чтобы остудить, а потом вас угостить.
Б.М. — Проходите гости дорогие в мою горницу.
Дети проходят и становятся у стола. На столе стоят несколько игрушек, предложить детям назвать их (среди игрушек поставить матрешку)
Б.М. — Дети, посмотрите сколько у меня игрушек! Назовите их.
(Ответы детей)
(Дети садятся на скамейку (лавку))
Б.М. — Сяду рядышком на лавку
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышленей погляжу.
А загадаю я вам загадку про одну из этих игрушку, а вы попробуете ее отгадать. Это кукла, но она совсем необычная, потому что сделана из дерева. Очень красиво расписана, ее можно собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получится несколько кукол.
(Матрешка)
— Как вы догадались, что это матрешка?
Дети — Если матрешку разложить, то будет несколько матрешек, они все сделаны из дерева и красиво раскрашены. А если их собрать, то будет одна матрешка.
Б.М. — А в какие игрушки вы любите играть?
(Ответы детей)
Б.М. — Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек и родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева. Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали называть ласково – матрешка. Один мастер вырежет из дерева куклу, а другой красиво ее разрисует. Много матрешек наделают! И своим детям, и соседским, да еще на базар отвезут, а там такую красотищу сразу же раскупят.
— Прошло много лет, а матрешка не надоела нашим людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.
Б.М. — Дети, а вы хотите с матрешками поиграть?
(Да!)
Игра «Займи свое место».
Музыка звучит, дети пляшут с матрешками, по окончании музыки дети помогают матрешке найти свое место: от большой до самой маленькой по размеру.
Игра «Найди свой домик».
Звучит русская народная музыка. Дети играют, пляшут с матрешками. По окончании музыки дети помогают матрешкам найти свой домик.
Б.М. — Так уж повелось на Руси: работали, да песни пели. Собирались люди- труженики после дневной домашней работы, на посиделки в какой- нибудь большой избе. Но без дела там не сидели, ведь умелые руки не знают скуки. Там и пряли они и вышивали, песни пели, то шуткой перебросятся, а то и в пляс пойдут.
Собрались и мы позабавиться
Да потешиться!
Поиграть, пошутить, посмеяться!
Смех да веселье!
(Потешка)
Выходит мальчик Тит с большой ложкой в руках, говорит:
— Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!
1 дев. — Не колода лодырь, а пень! И лежит целый день!
2 дев. — Не жнет, не косит, а обедать просит!
1 дев. — Тит, иди молотить!
Тит — Живот болит.
2 дев. — Тит, иди кашу есть!
Тит — Где моя большая ложка?
Дев. вместе — Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Б.М. — Не любили в народе лентяев, да и сейчас их никто не любит!
(Дети поочередно называют пословицы и поговорки)
— Труд человека кормит, а лень портит.
— Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
— Поскорей подрастай да к работе поспевай.
— Мала пчела, а и та работает.
— Без труда, не выловить и рыбку из пруда.
— Что посеешь, то и пожнешь.
Б.М. — Позабавились мы с вами, да потешились. А теперь пришла пора поиграть нам детвора. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру: «Водят мыши хоровод»
Дети идут по кругу (они мыши)
Кот (1 ребенок) в кругу «дремлет»
— Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька- кот,
Разобьет ваш хоровод!
По окончании слов дети-мыши крепко держатся за руки, а кот старается разорвать цепочку и выйти из круга: «Поцарапаю».
Б.М. — Ребятки, вам понравилось у меня в гостях? (Да!)
— А что тебе, Ася, понравилось?... А тебе Кирилл, что понравилось? и т.д.
Б.М. — Пойдемте, я вас баранками да калачиками угощу, да домой провожу.
Звучит русская народная мелодия. Дети, приплясывая, возвращаются «домой».
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...
Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»
Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)