Деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников и его влияние на развитие личности ребенка

 

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольников – главный источник представлений о мире.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастает возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате.

Наше дошкольное учреждение второй год является инновационной площадкой по апробации примерной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Т. Петерсон. В основе данной программы лежит дидактическая система деятельности метода обучения, которая способствует тому, что все участники педагогического процесса – дети, воспитатели, и родители получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Реализуя данную программу, изучая работы таких авторов как Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина, наблюдая за детьми группы, я подумала о необходимости применения технологий «ситуация», технологий детского экспериментирования в процессе экологического воспитания. Н. Н. Подъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Создать для этого условия.

Таким образом, передо мной стояли такие задачи:

- создание картотеки;

- оформление уголка экспериментирования;

- разработка цикла занятий по экологическому воспитанию дошкольников с использованием технологии «Ситуация»;

- организация проектной деятельности.

Созданы и проведены такие образовательные проекты, как «Царство воды», «Воздух - невидимка».

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, назрела необходимость создания методической системы работы по детскому эксперементированию. Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды. Для поддержания интереса создан уголок экспериментирования, где проводятся экспериментальные опыты по изучению явлений природы, экспериментальные игры с водой, песком и др.

Приобретается опыт создания мини-музея «Камни» (разные виды камней). Имеется основное оборудование лаборатории, материал соответствует среднему уровню развития ребенка.

Чтобы работа по познавательной исследовательской деятельности детей дала определенные положительные результаты, необходима поддержка и участие родителей воспитанников. В современном мире все больше растет понимание того, что семья определяет развитие ребенка, поэтому важно было определиться, как выстраивать свое взаимодействие с семьей, чтобы сделать родителей своими союзниками, партнерами и единомышленниками. Практически реализуя концептуальную идею программы «Мир открытий» - непрерывность на всех ступенях жизни человека, мы создаем единое поле комфортного взаимодействия, используя при этом разнообразные виды деятельности:

- Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

- Родительские собрания: Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности «юный исследователь»

- Шпаргалки для родителей; «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности». «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».

Традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим, они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Процесс познания, освоения новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а способ ознакомления детей с миром в котором им предстоит жить!

Актуальность работы очевидна:

Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относится к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Читайте также

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби»

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби» Звучат фанфары.Ведущий: Вот и пришел этот праздник последний, Долго мы ждали его – целый год! Ждали...