Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности

 

В современное время, обращение педагогов к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству, стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников, что является важной стороной формирования гармонично – развитой личности ребенка. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о культуре, традициях нашей страны, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое. Окружающий мир, предметы, явления, пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в нем чувство прекрасного, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Подтверждением этому стала экспериментально-исследовательская деятельность, проведенная воспитанниками и родителями нашей группы в рамках проекта «Русская изба».

Творческий проект «Русская изба» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Проект построен с учетом доступности, стимулирования активности детей и взрослых.

Цель проекта: Формирование представлений детей о русской деревне, о предметах старинного быта, русской избы и традиционной русской одежде.

Задачи проекта:

- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

- Дать понятие «устаревшие слова» и познакомить с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рубель, рушник.

- Развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-художественной деятельности.

- Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси.

- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.

Ожидаемый результат: Обогащениедетей знаниями о традициях и истории нашей Родины.

Чтобы наша работа была плодотворной, мы разработали перспективный план:

Вторая младшая группа

  • Рассматривание предмета: костюм для Иванушки и Алёнушки.
  • Сюжетно-ролевая игра «Ряженье».
  • Д/игры. «Одень кукол в русский сарафан».
  • Рассматривание предметов народного творчества.
  • Украшение предметов быта, русского народного костюма (сарафан, кокошник, платочек, поясок) рисованием, аппликацией.
  • Слушание русской народной музыки, пение русских народных песенок, потешек.
  • Проект «Ложечка точеная – ручка золоченая» (подготовка атрибутов, альбомов к мини-музею ложек»).
  • Хороводные игры.

Средняя группа

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Д/игры «Подбери одежду», «Чего не стало», «Волшебный сундучок».
  • Рассматривание альбомов «Предметы быта», «Русская изба», Русский народный костюм».
  • Создание мини-музея «Чудо - ложки».
  • Украшение предметов (рисование, аппликация).
  • Загадки об одежде и предметах быта.
  • Театрализованная деятельность (драматизация сказок).

Старшая группа

  • НОД: «Знакомство с русским народным костюмом», «Головные уборы в народном костюме».
  • Проектная деятельность: «Моя деревня».
  • Исследовательская деятельность: «Ах, русский сарафан».
  • Изодеятельность.
  • Рассматривание репродукции картин русских художников (Васнецов, Врубель, Венецианов).
  • Театрализованная деятельность: «Сказ про город Арзамас».

Подготовительная группа

  • НОД: «Женский русский народный костюм», «Мужской русский народный костюм», «Образ русского человека», «Русские былинные богатыри».
  • Проектная деятельность: «Моя деревня», «Расскажи о предмете быта».
  • Исследовательская деятельность: «Кружева деревянные», «Сравнение русской деревни с европейскими»
  • Рисование, лепка, ручной труд.
  • Д/игры

Проведение русских народных праздников Масленица, Пасха, Троица, День памяти Петра и Февронии, День встречи птиц.

  • Театрализованная деятельность «В горнице».
  • Создание фильма по проекту «Моя деревня». («Непутёвые заметки».)

Для воплощения нашей идеи, перед нами были поставлены ряд вопросов:

1. Как люди жили в старину?

2. Что означают слова «изба» и «деревня», как устроена русская изба, назначении ее частей.

3. Какие были необходимы предметы быта и как ими пользовались люди?

Для реализации проекта, в группе подготовили соответствующую предметно – развивающую среду, были оформлены: мини-музейная экспозиция «Чудо-Ложки», макет деревни «Сказочная», макет русской избы. Собраны альбомы с репродукциями картин русских художников, изделий народных промыслов - «Золотая хохлома», «Дымка», «Синие цветы гжели», «Русская матрешка», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись».

Во время проведения экспериментально – исследовательской деятельности, дети применяли полученные умения, знания и навыки в игровой, театральной, продуктивной деятельности: изготавливали макеты и поделки, в рисунках, в аппликации и лепке отражали характерные особенности народных промыслов, инсценировали русские народные сказки, составляли описательные рассказы по предметам быта, одежды, народных изделий, использовали устное народное творчество в игре.

В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа: разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры в соответствии с народными обычаями и праздниками, вместе с родителями принимали участие в фольклорных праздниках. Достижением нашего проекта, стала постановка театрализованного представления «Сказ про город Арзамас», в котором были представлены различные жанры устного народного, песенного и танцевального творчества. Высоким показателем экспериментально-исследовательской деятельности является участие наших детей в городском и региональном конкурсе «Я – исследователь», где заняли призовые места.

Проект проводился в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Были предложены рекомендации, проведено анкетирование с целью приобщения детей к истокам русской культуры; организованы фотовыставка «Моя деревня». Во время проведения исследовательской деятельности дети и родители изучили историю своей деревни (села), познакомились с историческими памятниками, известными людьми своего села. Затем создали альбомы о своей малой родине (деревне, селе), подготовили презентации, которые продемонстрировали для других воспитанников. Итогом проекта стала телепередача «Непутевые заметки с группой сказочная» (о малой родине).

Родители воспитанников приняли активное участие в пополнении мини-музея новыми атрибутами, также родители вместе со своими детьми посетили Центр ремесел в р.п. Выездное, историко - краеведческий музей г. Арзамаса. В группе проводились вечера-встречи «Мир старины», на которые родители приносили и рассказывали о каком-либо предмете старины (ухват, утюг, кринка, корыто, половик, прялка и т.д.).

Для родителей были подготовлены брошюры и буклеты по темам: «Народные праздники и обычаи России», «Из истории народного костюма», «Семейный уклад в русской деревне».

Проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировали знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюма. У детей расширился и обогатился словарный запас. Проект стимулировал развитию творческих способностей дошкольников, позволил им впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.

 

Список литературы:

1. «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 6; с. 22.

2. Калашникова Н.М. «Народный костюм». – М., «Сварог и К», 2002.

3. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». – М., «Сфера», 2006.

4. Князева О.Л. «Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб., «Детство-Пресс», 1998.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83 - 140 .

6. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.

7. Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград, «Учитель», 2003, с. 66.

8. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации». – М., «Сфера», 2009, с. 14.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Читайте также

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях…

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях у царицы Свёклы»