Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры

(Обобщение педагогического опыта)

 

Дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно – следственных связей. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей еще недостаточно развиты. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы и т.д. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных развивающих дидактических игр, задач, головоломок, логических упражнений.

Поставив задачу развивать элементы логического мышления через развивающие дидактические игры и упражнения, я понимала, что это будет способствовать развитию интереса у детей к решению познавательных и творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности. Позволит развить способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов.

Прежде чем начать занятия с детьми я провела обследование по методике Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, О.М.Поповой, определив уровень мыслительных умений каждого ребенка. Таким образом, установила, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится малыш.

Всю работу по развитию у дошкольников элементов логического мышления, осуществляла в соответствии с разработанной мною технологией игр и упражнений, основу которой составляют игровые педагогические технологии З.А.Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Е.А.Носовой, Р.Л.Непомнящей «Логика и математика», Б.П.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», А.А.Столяра «Давайте поиграем». Эти игровые технологии направлены на развитие способности к абстрактному мышлению, установлению математических связей и закономерностей, на формирование умений осуществлять последовательные мыслительные операции; способствуют развитию самостоятельности мышления, умению оперировать словами, понимать логику суждений и умозаключений.

Весь комплекс игр и упражнений, используемых в моей работе с детьми – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступени. На каждую этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ступень ему будет значительно труднее.

В старшей группе – игры и упражнения направлены на формирование логических операций: сравнения, классификации, обобщения, анализа; преобразование фигур, умение обозначать предметы при помощи разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировке в пространстве и при создании образов.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются: предлагаются игры и упражнения, развивающие способность мысленно воссоздать строение предмета по его контурному изображению; совершенствуются количественные представления; развиваются умения разбивать множества на классы, производить логические операции «и», «не», «или», кодировать и декодировать информацию о свойствах, на формирование представлений об алгоритме.

С целью формирования сенсорных эталонов, развития мелкой моторики разработала рабочие тетради «Задачки для ума. Развиваем мышление» для детей 5 – 6 лет и 6 – 7 лет, третья тетрадь состоит из более сложных заданий, которую использовала в непосредственно-образовательной деятельности и индивидуальной работе. При составлении тетрадей я руководствовалась следующими задачами:

- представить логические упражнения и задачи на развитие всех операциймышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);

- из заданий, предназначенных для развития мышления выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

- расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности.

Использовала эти упражнения как один из видов занимательного материала, способствующего развитию умственной деятельности детей, которые направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия. Например, «Чем отличается одна картинка от другой?», «Найди два одинаковых предмета», «Какая фигура лишняя?», «Продолжи ряд» и т.п. Такие задачи представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа подбирают недостающие фигуры, меняют их местами, перекладывают предметы и т.д.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей решению логических задач: на поиск недостающих в ряду фигур и задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. И тот, и другой вид задач интересен для дошкольников своей наглядностью, необычностью постановки вопроса и решения.

Особое место среди дидактических игр математического характера в моей работе занимали игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений – игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Игры «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яицо», «Вьетнамская игра» и др. увлекали детей своим результатом – составить увиденное на образце или задуманное. Дети включались в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Успешность усвоения игр такого типа зависит от уровня сенсорного развития детей. У них развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Также развивая элементы логического мышления, я применяла серию развивающих игр с кубиками «Сложи узор», «Кубики для всех». Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, в устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстоит не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, т.е. в виде осязаемых вещей. Это позволяет детям сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность решения задания.

В систему своей работы по развитию у дошкольников элементов логического мышления внедряла во всем мире хорошо известный дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше - меньше», «больше – меньше на…», научить делить целое на части и измерять объекты, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и другие.

Независимо от характера игровой деятельности, ее назначения (свободная или организованная), я направляла процесс познания детьми математических представлений (отношений и зависимостей), включаясь непосредственно в игру, придумывание схем и планов, карт путешествий и поиска кладов, развитие событий во времени, обогащая при этом представления детей.

Важным условием успешности работы по любому направлению является организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. Для осуществления работы по развитию элементов логического мышления у дошкольников мною была создана «Математическая игротека», в котором в свободном пользовании у детей находились занимательные игры, игровые материалы и пособия, шашки, домино, шахматы, лабиринты и многое другое.

Совершенствование работы по развитию мышления ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу помогала решать ряд педагогических задач. В своей работе, прежде всего я направляла внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного возраста. Формы работы с родителями разнообразны:

- проводились анкетирование, беседы и консультации;

- тематические родительские собрания;

- тематические вечера «Игровой калейдоскоп»;

- совместные праздники, вечера досугов, викторины, КВН;

- родители приглашались на открытые занятия – игры;

- организовывались родительские гостиные;

- папки с играми – головоломками для занятий дома.

Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что применявшаяся мною система развивающих дидактических игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. У дошкольников повысился устойчивый интерес к занятиям занимательной математикой: выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекает включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к развивающим дидактическим логико – математическим играм, но и подготовить их к обучению в школе.

 

Список литературы:

1. З.А.Михайлова: Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:Просвещение, 1990 г.

2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая: Логика и математика для дошкольников. Издательство «Акцидент» С.П., 1997 г.

3. Б.П.Никитин: Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: «Просвещение», 1990 г.

4. Давайте поиграем. Под. Ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991 г.

5. К.В.Шевелев: Дошкольная математика в играх. – «Мозаика - Синтез», М.- 2004г.





Новые публикации

Дидактическая игра «Судоку» по мотивам сказки «Приключения Буратино»

Дидактическая игра «Судоку» по мотивам сказки «Приключения Буратино»

Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» …

Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» … Цель: Расширение знаний детей о героическом подвиге ленинградцев в годы ВОВ. Задачи: Образовательные: Закреплять умение детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы» Цель: Уметь использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных задач. Задачи: Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми...

Читайте также

Технологическая карта тематического интегрированного занятия по творческому развитию детей. …

Технологическая карта тематического интегрированного занятия по творческому развитию детейТема НОД - рисование «Художники-иллюстраторы»   {pdf=download/files/presentation/file192.pdf|90%|700|native}

Квест-игра педагога и детей по теме «В поисках здоровья» (В…

Квест-игра педагога и детей по теме «В поисках здоровья» (В рамках летней оздоровительной работы по ЗОЖ в старшей группе) Интегрированная форма: «Путешествие». Интеграция...

Занятие «Папа, мама, я – семья»

Занятие «Папа, мама, я – семья» вторая младшая группа Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребёнка интерес к собственному...


Комментарии

  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...





В блогах

Блог Белоус Ольга Вячеславовна

Этот блог может содержать: календарно-тематические планы или материалы НОД, полезные ссылки, краткий конспект, задания воспитанникам, дополнительная информация детям. Цель этого блога: Создание условий для сетевого взаимодействия с родителями и педагогом. Задачи моего блога: 1. Содействовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через формы виртуального...

Сценарий "Весна с пчелкой Жужжей"

Дети под музыку сначала мл.гр.,затем средняя группа заходят на праздник и присаживаются на стульчики. Ведущая: Сегодня самый лучший в мире праздник И самый светлый день, что есть в году. На сердце каждого сегодня радость, Всецело посвященная Христу. Сегодня всюду песни...

Сценарий развлечения "Детство-это радость"

Сценарий праздника День защиты детей! 2020г.                 «Детство -это радость»         Музыкальный руководитель: Глазырина А.А. Роли исполняют: Временная вед.-Анна А. , Лето-вед. Татьяна Григорьевна, Яга-Наталья Дмитриевна, Игрулька- Алина Олеговна. Вед:...

Конспект открытого занятия Тема: «Формирование грамматического строя речи в детских играх»

Конспект открытого занятия Тема: « Формирование грамматического строя речи в детских играх » Старшая группа Воспитатель: Боровых Е.В. Программное содержание: учить узнавать и описывать игрушку отвечая на вопросы воспитателя; активизировать в речи детей употребление прилагательных обозначающих качество предметов: величина, цвет...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство