Сайт для воспитателей детских садов



Психологической готовности детей к обучению в школе

 

Данная статья посвящена специалистам, занимающимся вопросами подготовки дошкольников к обучению в школе.

В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.

ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе. Однако родители воспитанников, завершающих обучение в детских садах, все - таки хотят знать готов ли их ребенок к обучению. В связи с этим появляется противоречие, связанное с тем, что с одной стороны родители выпускников детских садов обеспокоены, и хотят знать готов ли их ребенок к поступлению в школу, а с другой стороны детские сады часто не готовы к организации диагностического обследования, с учётом требований новых нормативных актов (закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО и ФГОС НОО). Возникает проблема, связанная с определением показателей психологической готовности, поиском и выбором оптимальных методов её диагностики, исходя из анализа требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. На сегодняшний день учеными признано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований, традиционно среди компонентов готовности исследователи выделяют готовность интеллектуальную, личностную, волевую. Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Мною была разработана диагностическая программа на определение психологической готовности к обучению в школе, апробирована в детском саду в подготовительной группе. В результате диагностической деятельности обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая программа, подобранная на основе анализа методов и подходов к диагностике психологической готовности сопоставления традиционных методик с целевыми ориентирами и требованиями нормативных документов состоит из двух этапов. Первый этап исследования включает исследование, которое проводится фронтально с детьми экспериментальной выборки. Методики, направлены на выявление уровня самооценки ребенка, Сенсомоторная координация (графические навыки, развитие тонкой моторики рук) Уменьшение импульсивных реакций (возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность управлять своим поведением, умение сосредоточиться, управление эмоциями) Степень сформированности мотивов (Мотивация учения, соподчинение мотивов). Второй этап диагностического обследования проводится в форме индивидуального собеседования с каждым ребенком. Задачи, которые решались на этом этапе, были направлены на исследование интеллектуальной лабильности и умственной работоспособности дошкольника. Также были направлены на изучение уровня внимания, точности передачи информации, волевой регуляции, личностных характеристик работоспособности и динамики работоспособности во времени.

Проведя комплекс методик оценки интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сферы, я могла сделать итоговый вывод об уровне психологической готовности детей к обучению в школе.

Высокий уровень психологической готовности к обучению в школе выявлен в подготовительной к школе группе не был. Это дети с высокими показателями по 4 и более методикам и средними показателями по 2 методикам или с высокими показателями по 5 и более методикам. Дети с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе обладают достаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, проявляют интерес к интеллектуальной деятельности, умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия. Средний уровень психологической готовности к обучению в школе, по результатам исследования 3х компонентов психологической готовности, выявлен в группе у 12 детей (66%). Это дети, имеющие преимущественно средние показатели по 6 методикам. Ключевой особенностью выделенной группы детей является наличие среднего уровня развития воображения и мышления, а также произвольности в процессе интеллектуальной деятельности. В третью группу (низкий уровень психологической готовности) мы отнесли детей, которые показали преимущественно низкие результаты по всем методикам диагностического исследования. Таких детей выло выявлено 6 человек, что составило 33%. У данных детей выявлены низкие показатели относительно всех показателей, выявленных нами в процессе теоретического исследования. Они обладают недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, пассивны в процессе интеллектуальной деятельности, не умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия.

Результаты диагностической деятельности позволяют определить степень сформированности ключевых возрастных новообразований у детей на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, которые в дальнейшем станут базой формирования универсальных учебных действий в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС НОО.

Сочетание методик и форм проведения (фронтальной и индивидуальной) позволяют получить обширный фактический материал, обработка которого, дает необходимую информацию.

Полученные результаты позволили сформировать развёрнутые, по основным значимым новообразованиям когнитивной сферы, индивидуальные и групповые заключения для родителей, обследованных детей.

Можно сделать вывод, что данный диагностический комплекс можно рекомендовать к использованию специалистами, обладающими необходимым уровнем подготовки, как соответствующий целевым ориентирам нового Стандарта, и тем требованиям к диагностике детей старшего дошкольного возраста, которые обозначены в современных нормативных актах.





Новые публикации

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской»

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской» {pdf=download/files/presentation/file574.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Читайте также

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей)

«Вежливость воспитывается вежливостью» (Рекомендации для родителей)   Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение...

Конспект занятия по лепке «Неваляшка» для первой младшей группы

Конспект занятия по лепке «Неваляшка» для первой младшей группы Программное содержание: Образовательные задачи 1. Совершенствовать умение лепить предмет из нескольких частей, но разной величины...

Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию в подго…

Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:«Путешествие в Африку» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

"Праздник семьи, любви и верности

«День семьи, любви и верности» Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи. Задачи: - способствовать укреплению семейных ценностей; - содействовать формированию позитивного образа семьи; - способствовать развитию нравственных и духовных ценностей участников образовательного процесса. -...

"Летние приключения"

«Летние приключения»                          Досуг для детей старшего дошкольного возраста        Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе игры. Дать каждому ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе сверстников.  Задачи: Учить...

«Я – исследователь!» Проект «Зачем авто…

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам  передвигаться в  повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад...

Пути укрепления детского творчества

Каждый ребенок рождается с творческим потенциалом, но этот потенциал может быть подавлен, если родители не будут заботиться о развитии и стимулировании творчества. Творчество показывает уникальность человека. Творчество - это способность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство