Психологической готовности детей к обучению в школе

 

Данная статья посвящена специалистам, занимающимся вопросами подготовки дошкольников к обучению в школе.

В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.

ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе. Однако родители воспитанников, завершающих обучение в детских садах, все - таки хотят знать готов ли их ребенок к обучению. В связи с этим появляется противоречие, связанное с тем, что с одной стороны родители выпускников детских садов обеспокоены, и хотят знать готов ли их ребенок к поступлению в школу, а с другой стороны детские сады часто не готовы к организации диагностического обследования, с учётом требований новых нормативных актов (закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО и ФГОС НОО). Возникает проблема, связанная с определением показателей психологической готовности, поиском и выбором оптимальных методов её диагностики, исходя из анализа требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. На сегодняшний день учеными признано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований, традиционно среди компонентов готовности исследователи выделяют готовность интеллектуальную, личностную, волевую. Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Мною была разработана диагностическая программа на определение психологической готовности к обучению в школе, апробирована в детском саду в подготовительной группе. В результате диагностической деятельности обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая программа, подобранная на основе анализа методов и подходов к диагностике психологической готовности сопоставления традиционных методик с целевыми ориентирами и требованиями нормативных документов состоит из двух этапов. Первый этап исследования включает исследование, которое проводится фронтально с детьми экспериментальной выборки. Методики, направлены на выявление уровня самооценки ребенка, Сенсомоторная координация (графические навыки, развитие тонкой моторики рук) Уменьшение импульсивных реакций (возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность управлять своим поведением, умение сосредоточиться, управление эмоциями) Степень сформированности мотивов (Мотивация учения, соподчинение мотивов). Второй этап диагностического обследования проводится в форме индивидуального собеседования с каждым ребенком. Задачи, которые решались на этом этапе, были направлены на исследование интеллектуальной лабильности и умственной работоспособности дошкольника. Также были направлены на изучение уровня внимания, точности передачи информации, волевой регуляции, личностных характеристик работоспособности и динамики работоспособности во времени.

Проведя комплекс методик оценки интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сферы, я могла сделать итоговый вывод об уровне психологической готовности детей к обучению в школе.

Высокий уровень психологической готовности к обучению в школе выявлен в подготовительной к школе группе не был. Это дети с высокими показателями по 4 и более методикам и средними показателями по 2 методикам или с высокими показателями по 5 и более методикам. Дети с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе обладают достаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, проявляют интерес к интеллектуальной деятельности, умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия. Средний уровень психологической готовности к обучению в школе, по результатам исследования 3х компонентов психологической готовности, выявлен в группе у 12 детей (66%). Это дети, имеющие преимущественно средние показатели по 6 методикам. Ключевой особенностью выделенной группы детей является наличие среднего уровня развития воображения и мышления, а также произвольности в процессе интеллектуальной деятельности. В третью группу (низкий уровень психологической готовности) мы отнесли детей, которые показали преимущественно низкие результаты по всем методикам диагностического исследования. Таких детей выло выявлено 6 человек, что составило 33%. У данных детей выявлены низкие показатели относительно всех показателей, выявленных нами в процессе теоретического исследования. Они обладают недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, пассивны в процессе интеллектуальной деятельности, не умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия.

Результаты диагностической деятельности позволяют определить степень сформированности ключевых возрастных новообразований у детей на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, которые в дальнейшем станут базой формирования универсальных учебных действий в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС НОО.

Сочетание методик и форм проведения (фронтальной и индивидуальной) позволяют получить обширный фактический материал, обработка которого, дает необходимую информацию.

Полученные результаты позволили сформировать развёрнутые, по основным значимым новообразованиям когнитивной сферы, индивидуальные и групповые заключения для родителей, обследованных детей.

Можно сделать вывод, что данный диагностический комплекс можно рекомендовать к использованию специалистами, обладающими необходимым уровнем подготовки, как соответствующий целевым ориентирам нового Стандарта, и тем требованиям к диагностике детей старшего дошкольного возраста, которые обозначены в современных нормативных актах.





Новые публикации

Дидактическое пособие «Пройди по линиям»

Дидактическое пособие «Пройди по линиям» Аннотация Дидактическая пособие: «Пройди по линиям» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста 5-7...

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во...

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного…

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Читайте также

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми»

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми» Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в...

Основная образовательная область «Познавательное развитие». Интегрированное занятие «Осенние приметы»

Основная образовательная область «Познавательное развитие»Интегрированное занятие «Осенние приметы» (Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)   Цель: уточнить и систематизировать знания детей об осенних...

Социальное партнерство - как средство социализации будущих первоклассников

Социальное партнерство - как средство социализации будущих первоклассников   В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Проект

Педагогический проект ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама» Актуальность: Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут...

Сценарий ко Дню матери «Мама – солнышко моё»

Цель: формирование нравственно – патриотических ценностей, через воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери. (Под музыку «Моя мама лучшая на свете» дети входят в зал, строятся в полукруг.) Ведущий:  В этом слове первый...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения в  транспорте . Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? - На машине. На автобусе. -...

Конспект занятия с детьми по познавательно – исследовательской деятельности Тема: «Свойства почвы; водопроницаемость»

Возрастная группа детей: Подготовительная к школе группа   Цель: Формировать представление детей о свойстве почвы «водопроницаемость» Задачи: Образовательная: формировать представление о свойстве почвы «водопроницаемость» (в какую почву вода проникает быстрее;глина, песок,земля) Развивающая: Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство