Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

 

План

I. Введение.

Речь-инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

II. Основная часть.

Использование инновационных методов и приемов для  развития речевой активности детей.

  1. Формирование связной речи - важнейший этап в общей системе логопедической работы.
  2. Творчество. Что это такое?
  3. Внешние и внутренние препятствия, мешающие развитию.
  4. Ребенок-какой? Возрастные особенности.
  5. Организация оптимальной обстановки для решения речевых задач.
  6. Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентировочная модель.
  7. Что такое инновация?
  8. Что необходимо помнить, работая по системе ТРИЗ.
  9. Приемы ТРИЗ и РТВ.
  10. Чего следует ожидать от занятий ТРИЗ?
  11. Результаты детского творчества при создании лимериков.
III. Заключение.

 

Я убежден, что правильно поставленная работа

с дошкольниками, может существенно повысить

интеллектуальный потенциал целого народа.

Амосов Н.М.

 (Герой Социалистического Труда.

Академик АН УССР. Член-корреспондент

АМН СССР, лауреат Ленинской премии.)

 
Ведение.

Речь-инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. В этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он учится не только понимать речь, но и осваивать фонетику и грамматику родного языка. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Мы должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая его родной речи мы развиваем его интеллект и высшие эмоции, готовим почву для успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.  

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В0-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Следует отметить, что формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

 
Основная часть.

Использование инновационных методов и приемов для  развития речевой активности детей.

Формирование связной речи - важнейший этап в общей системе  логопедической работы.

На протяжении многих лет я работаю с детьми с общим речевым недоразвитием. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Мне хочется поделиться методами, которые я использую совместно с традиционными методами, направленными на развитие связной речи детей.

Творчество. Что это такое?

Надо научить ребёнка быть интересным для своего собеседника. А он будет интересным тогда, когда будет мыслить и высказывать неординарные мысли. Значит, надо воспитывать творческую личность. Обратилась к словарю, чтобы точно уяснить для себя, что же такое творчество. Это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество присуще только человеку. В природе же происходит процесс развития, но не творчество. Именно это и подтолкнуло меня взять на вооружение этот прием. Любому педагогу хорошо известно, что любой ребёнок может быть творческой личностью. Он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях эти задатки.

Внешние и внутренние препятствия, мешающие развитию.

Существуют внешние и внутренние препятствия, мешающие развитию творческих сил человека, т.к. они опираются на устойчивость общественных обычаев и привычек. Ведь мы их обучаем натаскивая, методом подражания; приёмами, которыми пользовались наши предки. Закономерное стремление " не изобретать велосипед " толкает нас на возвращение к старым, проверенным методам даже тогда, когда они не отвечают изменившейся обстановке.

Эти привычки могут превратить наших детей в " роботов ", послушно выполняющих простенькие программы. Рутина может царить в трудовых операциях, методической работе, упорно сопротивляясь нововведениям.

Шаблонность в восприятии сложных и неоднозначных явлениях является тормозом развития общества. Поэтому надо воспитывать у детей способность к нешаблонному мышлению, т.к. это является важнейшим условием саморазвития каждого. Многие ставят знак равенства между неизвестным и опасным. Этот страх перед новым заставляет избегать преобразований и мириться с нелепым, но привычным порядком.

Ребёнок - какой он? Возрастные особенности.

Ребёнок сам по себе целая неизвестная цивилизация. У каждой личности свой алгоритм развития, а мы порой бесцеремонно внедряемся к нему со своими канонами и понятиями. Сейчас установлено, что поведение и характер ребёнка зависит от того, под каким знаком Зодиака он родился.

Без знания. же основ психологического развития каждого возраста, продуктивно работать просто невозможно. Так, каждой возрастной группе соответствует свой психологический портрет. Но независимо от возраста, необходимо уважать природу ребёнка, учитывать природу психологического роста.

В младших группах ребёнок начинает ощущать себя как личность. Он открывает себя, входит во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Начинает срабатывать система " Я сам ". Но психические процессы идут очень вяло. Ребёнок работает только на одном анализаторе. В этом возрасте ребёнок больше слушает. Поэтому я стараюсь создать хороший речевой фон. Речь носит в основном ситуативный характер. Она ещё недостаточна точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Следует отметить преобладание внутренней речи.

Так к пяти годам жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии.

В этом возрасте идёт интенсивное развитее монологической речи. Все дети хотят говорить, а слушать никто не хочет. У большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность.

Для шестого года жизни характерен активный рост всего организма. Растёт мозг, который не должен испытывать информационный голод. Мозговые клетки должны постоянно работать. Если не давать пищу для ума, то может произойти деградация личности. Чтобы этого не произошло даю задания с трудными элементами, в ходе которых развивается логическое мышление. К концу шестого года ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня.

Седьмой год жизни - это тот возраст, с которого начинается физиологическое спокойствие. Дети становятся наиболее уравновешенными, спокойными, физически более крепкими. Главная задача этого периода - подготовить ребёнка к школе. Надо научить мозг работать так, как и мышцы. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в развитии логического мышления. У ребёнка должен быть интерес открывателя, вопросы зачем и почему не должен исчезать из речи детей. В это время дети гибнут в потоках информации, поэтому учу их находить информацию в различных источниках.

Социальная готовность к школе характеризуется тем, что ребёнок освобождается от опеки и остаётся один на один с собой. На этом этапе даю ему большую степень свободы.

Волевая готовность ребёнка к школе помогает препятствия на их пути к достижению цели. Главное приобретение дошкольника - это определённый уровень организованности, умение подчинить свои действия требованиям "надо", а не " хочу ".

Поэтому, планируя свою работу по развитию речи, я учитываю психологические особенности каждой группы в целом и каждого ребёнка в отдельности. Не оставляю без внимания и различный темперамент детей. Например, делаю ставку на сангвиника, т.к. в коллективе он лидер. Его можно только корректировать. А меланхолику стараюсь помочь войти в коллектив, привлекаю к разным видам деятельности. Учитывая трудную контактность флегматика, стараюсь всё время его подталкивать , находить более рациональный способ выполнения работы. Особого внимания требуют холерики.

Организация оптимальной обстановки, для решения речевых задач.

Важнейшей предпосылкой для решений речевых задач в дошкольном возрасте является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Поэтому, прежде всего помню о необходимости создания' в группе речевых 'условий.

Каждый педагог обязан помнить, что 'речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, готовим почву для успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. И самое главное, о чём мы должны помнить, что задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии.

Надо помнить в первую очередь о создании гигиенических условий. Иногда приходится наблюдать на занятии, что дети начинают зевать. А происходит это вовсе не потому, что ребёнку скучно, а просто в группе стало душно и ребёнок испытывает кислородное голодание. Поэтому слежу за тем, чтобы была открыта форточка и ребёнок не испытывал дефицит кислорода. Напоминаю, чтобы дети следили, за тем, как они говорят. Излишний шум утомляет детей, вызывает усталость, желание уединится.

Не надо забывать и о трёх средах, которые помогают в развитии речевых способностей детей:

  1. Естественная речевая среда, в которой ребёнок общается. Он бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он принимает даже её дефекты.
  2. Развивающая речевая среда - развивающий потенциал, в котором растёт ребёнок. Этот развивающий потенциал складывается спонтанно.
  3. Искусственная речевая среда - специально организует речевую таким образом, чтобы её развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.

Раньше искусственная речевая среда обязательно создавалась только при обучении иностранному языку. Однако, опыт обучения детей родному языку, начиная с раннего возраста, подсказал необходимость организации искусственной речевой среды и для развития дара родной речи, ввиду особой важности её для развития, интеллекта. Поэтому так много в группе и других помещениях мы развешиваем экологические буквари, "коромысла", картины, криптограммы сказок. Различные виды театров размешаем нал стеллажах, книжки-малышки, книжки - гармошки, сделанные вместе с детьми, сказочные поляны и многое другое. Всё это даёт ребёнку возможность быть не только рассказчиком, а и слушателем, что ему даётся с большим трудом.

В формировании творческого рассказывания стараюсь воспитывать у ребёнка осознанное отношение к выбору изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

Вот здесь важнейшими источниками являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Создать комфорт для ребёнка в группе может, только воспитатель. Я считаю, что главное - представить ребёнку свободу самовыражения, что положительно

влияет на психику детей. В.А. Сухомлинский говорил: "Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он. живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - "засушенный цветок".

Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентировочная модели.

До ввода в 1989 г. "Концепции дошкольного воспитания" мы работали по принципу " взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребёнок - для того, чтобы учиться и слушаться ". Взаимодействие взрослых с детьми сводилось к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей. Всё, что не входило в круг этих слагаемых, становилось избыточным. Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносилось в жертву учебно-воспитательному процессу. Учебно-дисциплинарная модель, которой мы руководствовались, характеризовалась следующими признаками:

Цель - вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми - "Делай, как я!".

Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

Тактика - диктат и опека.

Задача педагога - реализовывать " Программу ", удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.

Методические указания превращались в этих условиях в закон, не допускающих каких-либо исключений.

Складывался взгляд на ребёнка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Сейчас же работаем по личностно-ориентировочной модели.

Воспитатель в общении с ребёнком придерживается принципа: " Не рядом и не над, а вместе! "

Цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Задачи - развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребёнка.

Тактика общения - сотрудничество.

Игра становится основным приёмом, позволяющим ему проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве, взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты – расширение "степеней свободы" развивающегося ребёнка; его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм - детей, формируется коллектив, их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности. Одной из основных задач, которые ставит "Концепция" перед нами - это развитие творчества детей дошкольного возраста, которое хотя и выступает ещё в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт - оригинальный рисунок, новую сказку, забавный стишок, необычное животное или строение и т.д.

Творческий процесс - это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному.

В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибаться, сделать "не так, как надо", что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

Что такое инновация?

Вот здесь-то и пришлось искать новые методы и приёмы, которые помогли бы ребёнку заговорить. Много стали говорить об инновационных методах в работе.

Определила для себя, что же такое инновация- новообразование, новое явление, возникшие в более позднюю эпоху развития. Вот тут и познакомилась с новыми методами и приёмами: методикой бескнижного обучения В.Ф. Базарного, методикой Фландерса, которая нацеливала на развитие речевой активности детей на занятиях и контроль над своей, японский метод коллективной работы, совместной договорённости, приемы ТРИЗ и РТВ. Все эти методы и приёмы я использую в своей работе. Но мне бы хотелось остановиться над приёмами ТРИЗ и РТВ, которые способствуют кардинальному изменению подходов к ребёнку, который перестаёт быль лишь объектом приложения педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Это позволило строить работу по формуле - идти от ребёнка. Пусть гением будет ребёнок, лишённый всяческих стереотипов в своём познании мира.

В чём же инновационность ТРИЗ? Это - соединение техники и педагогики. Оказывается изобретательству можно учить так, как учат, скажем физике, химии или математике. Освоить теорию изобретательства можно в любом возрасте, но чем раньше начать обучение, тем лучше будут результаты.

Инженеров проще научить, школьников тоже, а как же в детском саду? Вот инженеры в конце 80 годов пришли в детский сад города Норильска (муж и жена Шустерман) и начали работу с детьми 5 лет. Они стали работать не с изобретательскими, а с игровыми задачами.

Что надо помнить, работая по системе ТРИЗ?

В октябре 1991 г. я познакомилась с этой теорией. Тяжело было её принимать. Необходимо было пересмотреть систему своего мышления и надо было переделать себя. Я понимала, что надо будет постоянно знакомиться с новыми приёмами ТРИЗ. Надо было настроить себя на то, что лишь одно хотение работать, используя разработки ТРИЗ, поможет привнести в деятельность и творчество видимый результат. Необходимо было научить себя нестандартному мышлению, а это ох как не просто.

Но я хорошо понимала, что цель оправдывает средства.

Мне надо было помнить:

  1. Что на таких занятиях ребёнок не должен быть послушным, т.к. в этом случае он не проявит своей личности. Ему надо дать возможность высказать свои мысли. Надо всегда помнить формулу, что личность должна упражняться в том, чтобы быть личностью.
  2. Лучше заниматься с большим количеством детей, чем с малым или с одним ребёнком, т.к. в большой группе дети. заражаются идеями друг от друга. Представляю возможность большого воздействия друг на друга. Путём интенсивной работы и группа и личность получают результаты: все готовы справляться со сложностями: дети становятся критиками, но и доброжелательными по отношению друг к другу.
  3. Такие занятия призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность. Всё это побуждает фантазию, способность к наблюдению, оценке действительности и самооценке.
  4. Нет темы, на которую нельзя беседовать. Только подача материала должна построена на живом интересе самого ребёнка.
  5. Давать  предмету или явлению точное название ему соответствующее - не упрощать. Пусть истинное понимание термина придёт позже.
  6. Давать ребёнку ошибаться и " ошибаться " самим, чтобы вместе искать выход.
  7. Разговаривать с ребёнком, а не только говорить ему.
  8. Быть естественным в своём поведении в любых ситуациях. Пусть постоянным помощником мне будет юмор.
  9. Речь должна быть богатой и эмоциональной.
  10. В воспитательно - образовательной работе должно существовать равновесие между игрой и серьёзной работой. Надо было помнить, что учёба должна быть учёбой, а игра - игрой.
  11. Дети не должны долго быть в одном положении (стоять, сидеть). Они" тратят так много усилий, чтобы усидеть на месте, что уже меня не слушают. Давайте им больше двигаться.
  12. Старшие дети всегда должны помогать младшим справиться с проблемами в других видах деятельности.
  13. Пересмотреть подходы в работе с родителями. Надо с каждой мамой и с каждым папой работать индивидуально по конкретной ситуации.
  14. При, всём этом особенно важно всерьёз заниматься самообразованием.
Приёмы ТРИЗ и РТВ (см. приложение 1)
Чего следует ожидать от занятий ТРИЗ?

А чего же я жду от занятий ТРИЗ в своей работе?

Это, прежде всего, стремление к свободе. Ведь именно в ней реализуется ребёнок. Ведь наша педагогическая система не запрограммирована на глубокие

познания, не готовит людей мыслящих, творческих. Мы штамповали удобных одинаковых солдатиков.

Ведь и мы педагоги, и родители решаем за ребёнка как - ему жить, что ему дать, по какой дороге идти. Мы расчищаем для него завалы, вырубаем леса, прокладываем мосты и велим двигаться по уготовленному пути. Привычка к указаниям приходит быстро и незаметно. Расплата же за несвободу- рабское мышление. Ребёнок утрачивает самое главное - самостоятельность. А почему, собственно, мы взрослые так спешим уподобить себе своих детей? Разве мы сами так уж счастливы и довольны? Ведь те знания, которые навязываются, и которые выше его сегодняшних представлений, ребёнок воспринимает как посягательство на свою внутреннюю свободу и реагирует либо скукой, либо неадекватным поведением.

Пережить - осознать - суметь - вот три этапа творческого процесса. Ведь не пережитое; не, прочувственное эмоционально не может быть осознанно, не осознанное же не может быть воплощено.

Мне удалось в нетрадиционных условиях проверить действенность тризовских приёмов. При очередном прохождении курсов переквалификации мне в качестве зачёта пришлось давать занятие с детьми подготовительной группы в другом детском саду. Познакомилась с детьми за 10 минут до начала занятия. Причём из-за " технических " накладок пришлось проводить занятие сразу с двумя подготовительными группами. Я и все присутствующие были поражены с каким удовольствием дети общались с незнакомым воспитателем при большом скоплении взрослых. Им нравилось фантазировать, всем хотелось высказаться, не было детской зажатости. А главное, что всем было интересно, и детям и взрослым.

Результаты детского творчества при создании лимериков

Мне бы хотелось привести примеры детского творчества по созданию лимериков- вариантов организованной нелепицы. С техникой создания стихотворения знакомлю детей сама. Говорю, что стихотворение должно быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, чтобы сохранить рифму.

1 - строчка - выбор героя.

2 - строчка - характеристика героя или его действия

3 - строчка  - реализация действия (как герой это сделал).

4 - строчка - выбор конечного эпитета или своё отношение к герою.

И вот, что у детей получилось (см. приложение №2).

 

 Заключение

В 2012 году, когда я выпускала детей в школу, проводилась сравнительная диагностика по исследованию психологической готовности детей к обучению в школе между нашим ДОУ и ДОУ города. Результаты сказали сами за себя. 90,9% воспитанников моей группы показали высокий уровень, 9,1%-средний. В то время, как ДОУ города: высокий-17,7%, средний-60,1%, низкий-22,2%

Таким образом, диаграмма, составленная в результате исследования, показала каких результатов можно добиться, используя в работе нетрадиционные методы и приёмы, в том числе ТРИЗ и РТВ.

А самое главное, что дети научились общаться, не бояться выражать свои мысли как в беседах со сверстниками, так и со взрослыми. Дети стали более коммуникабельны. Они больше задают вопросов и товарищам, и родителям, и воспитателям. У них улучшилось богатство словесных образов. Нет затруднений в названии вещей и явлений окружающей обстановки при рассказывании о чём- либо.

Прослеживается связность и последовательность изложения. Способны дети составить довольно длинный рассказ. Речь стала более образной, имеют место сравнения того, о чём говорит с тем, что видел или слышал раньше.

Развивается эмпатийность: умение поставить себя на место другого объекта, одушевлённого или неодушевлённого, встать на его точку зрения, объяснить его чувства и переживания, впечатления и желания.

Дети научились творить, думать необычно, оригинально, смело. Видеть то, мимо чего они часто проходили не замечая. Любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и идти через неизвестное вперёд, научились фантазировать, логически мыслить.

Разве не количеством творческих личностей определяется духовное богатство общества, государства?

 

Список литературы:

1. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР». г.Санкт-Петербург. Изд. «Детство пресс». 2009 г.

2.  Т.А. Ткаченко «Если дошкольник говорит плохо» г.Санкт-Петербург. Изд. «Детство пресс». 2008 г.

3. Л.С. Сековец «Коррекция нарушений у дошкольников». Москва. 2005 г.

4. В.П. Глухов  «Формирование связной речи». Москва.2002г.

5. Г.С. Альтшулер  «Творчество как точная наука». Москва. Изд. «Советское радио». 1979 г.

6. Г.С.  Альтшулер  «Поиск новых идей». Кишинев. 1989 г.

7. А.Б. Селюцкий, Г.И. Слугин «Как стать изобретателем». Москва. Изд. «Просвещение». 1990 г.

8. Журналы «Дошкольное воспитание».

 

Приложение 1

Хочется остановиться на тех тризовских приёмах и методах, которые позволили мне добиться хороших результатов в развитии речи детей. Моим любимым приёмом является метод синектики, который включает в себя множество приёмов - аналогий. Прямая аналогия - когда дети ищут предмет из окружающего. Например,  для человека одежда - это пальто, платье, куртка. А для дерева? Листья, кора. Для животных - меховая шкура. Для земли - снег, трава, сухая листва.

Фантастическая аналогия вытекает из самого определения слова "фантастика". Например, спрашивают у детей какая должна быть одежда космонавтов, жителей сказочного царства? Сначала дети затрудняются. Поэтому подготовка к решению такой задачи идёт используя метод фокальных объектов. Когда предлагают детям взять два-три несвязанных между собой объекта и дать им качественную характеристику . Произвольно дети называют предметы: стакан, книга, кукла. Стакан какой? Стеклянный, быстро нагревается, бьётся. Книга какая? Бумажная, много страниц, иллюстрированная. Кукла - мягкая, красивая, большая, добрая.

Используя эти определения, начинаем с детьми фантазировать. Что если костюм будет стеклянным, мягким, большим, иллюстрированным ? И здесь "включается" детская фантазия. А она у них безгранична.

Часто используют на занятии приём эмпатии, т. е. предлагаю детям войти в образ данного персонажа и рассуждать с его точки зрения. "Если ты превратишься в кустарник, то о чём ты будешь мечтать? Кого будешь бояться? С кем подружишься? О чём будут говорить твои листочки?" или "Представь себя на месте бабочки. Для чего ты живешь?"

Предлагаю детям увидеть разноцветный снег или дождь "надев" разноцветные очки. А на прогулке спрашиваю: "В кого могут превратиться лужи или сугробы, кусты или постройки?" Это своеобразное общение с различными предметами помогают дошколятам видеть тайны изменений, превращений. Дети сами приходят к выводу, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Такие ежедневные открытия раскрепощают детей.

А как хорошо работать с детьми со сказкой, используя не традиционные методы. Например, перепутать сюжеты и героев, а детям предложить "выпутаться" из сложившейся ситуации. Изменить характер героя - как пойдёт дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку - что изменится в сюжете? Нарочно переврать- сказку - пусть дети восстановят её сюжет. Детям такие поисковые задачи очень нравятся. Они позволяют придумывать множество своих вариантов, быть сочинителями.

Работа с элементами ТРИЗ позволяет на каждом занятии быть детям в постоянном поиске. Целая цепочка вопросов: как? откуда? почему? чем похож? чем полезен? чем плох? как быть? и ряд других заставляют детей логически мыслить. Известный писатель и математик Льюс Кэррол сказал о логике: "Методы эти позволяют вам обрести ясность мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, вырабатывают у вас привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнаруживать.

Постепенно усложняю игру, предлагая  детям подобрать слова противоположные по значения: дождик (поливает), солнце (сушит).

Игру "Хорошо - плохо" часто провожу в форме соревнования, разделив детей на две команды: одна - "хорошо другая" - плохо Дети соревнуются, кто больше назовёт качеств. Проводя открытое занятие для родителей, «предложила родителям принять участие в этой игре. Слово было дождь. Дети отвечали - "хорошо", родители - "плохо". И как же удивлены были взрослые, увидев, насколько изобретательны их дети.

Таким образом, игра "Хорошо - плохо" учит находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и действий. Используя её, дети подходят к пониманию противоречий.

А все игры, в ходе которых дети находят и разрешают противоречия помогают развивать речь ребёнка, фантазию, учат рассуждать.

Как известно, дети очень любят сказки и много их знают. Часто в детских рисунках можно заметить, как фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок.

Тризовский приём  «салат из сказок» позволяет детям соединить знакомые персонажи из всех сказок в одну и придумать свою - новую сказку.

Интересно дети сочиняют, используя таблицы-пиктограммы сказок, которые соответствуют " Программе " в данной возрастной группе. Выбор могут осуществлять сами дети. Можно выбирать героев по ходу сочинения сказки. Я сама могу изменить места действия сказки или ввести в сказку любое персонаж, не имеющий никакого к ней отношения. Иногда предлагаю детям изменить концовку сказки. Например, работая над сказкой Красная Шапочка спрашиваю: "Кто бы мог спасти бабушку?" или "Что было бы, если волк остался бы жив?" Решение таких задач вызывает у детей различные эмоции: смех, удивление, неожиданность, удовольствие.

Хорошо срабатывает бином фантазии когда предлагают детям несколько картинок с изображением героев какой-либо сказки. Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать. И вдруг, среди карточек появляется новая, изображение которой не имеет ни какого отношения к этой сказке. И тогда дети реагируют на новый предмет и пытаются связать его с уже знакомой сказкой.

Сказка даёт возможность использовать приём графического пересказа сказок, Сказки с заместителями Набор заместителя вначале предлагаю ребёнку сама. Он из предложенных заместителей выбирает наиболее подходящий для конкретного персонажа. Заместители (треугольники, квадраты, кружочки) могут различаться формой, величиной и цветом. Например, работая над сказкой "Курочка Ряба", спрашиваю у детей: Какая фигурка будет дед? Какой станет бабка? Почему? Что больше похоже на курочку: треугольник или овал? Почему ты так считаешь? Что станет с мышкой, а что с яичком? Когда роли распределены дети рассказывают сказку.

 

Приложение 2

Серо-бурый Бармалей приходил пугать детей. Ребятишкам не смешно и они глядит в окно.

Жил на свете гитарист. Он любил пилюльки. Очень много он их съел из маленькой кастрюльки.

Красный, толстый воробей ел лягушек и мышей.  И лягушки испугались - по болотам разбежались.

Оранжевая гусеница козявок много ела и столько она съела, что сразу растолстела.

Раскрасивые наши Машеньки разоделись в лохмотья от Сашеньки.

Они так наряжались, что сами себя испугались. Таковы были одежды Сашеньки.

Наши платьица и брючки завертелись в закорючки. Завертелись, понеслись и на грядке улеглись.

Розовое облачко по небу летало и на листочки наши капелька упала. Ну так, что же облака? Поразмяли вы бока?

Толстый и горбатый стройный носорог ты в кроватку Димке быстренько залёг. Ну, а Диме где же лечь? Видно лезть ему под печь.

Жила-была ворона косматая. На вид совсем неприятная.

Но песнь заливала, стихи читала и становилась такая занятная.

Мы куклу, так мало любили. Бедняжка сидела одна. С ней ласково не говорили и вот заболела она.

Жили-были детишки в "Журавушке". Они способны спать, играть и стихи сочинять.

Жили-были мышки они читали книжки. И столько прочитали, что кошек напугали.

Толстый, стройный носорог к нам на лавочки прилёг. Полежал он, полежал и под печку убежал.

Бородато-рогатая собачка по небу летала. Шишки собирала, да слонам бросала.

Колючая белая Жучка коровой красивой была. Давала солому и сало, в сенях нас катала всегда.

Однажды серый добрый ёжик иголки детям все раздал, а чтоб от лисы спрятаться, иголки на спине нарисовал.

Снеговик пришёл к нам в группу

Сел за стол, поел посуду,

Потом съел весь наш обед

И растаял под конец.

Интересные разорванные наши книжки решили поиграть с нами в кошки-мышки. Они так долго летали, что, наконец, совсем устали и улеглись под задвижки.

Горяче-красный снеговик в окошко кухни к нам проник. Кашку гречневую съел, парком обратно улетел.

Жили-были детишки в "Журавушке", способные только на шалости. Но они не только шалили и так много ещё мудрили.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Читайте также

«Путешествие в Бумажное королевство»

«Путешествие в Бумажное королевство» Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой в разных техниках. Задачи: Образовательные: закрепить имеющиеся знания детей...

Шарфик. Коллективная работа

Шарфик. Коллективная работа

Культурная деятельность ребенка

Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...