Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей в дошкольных образовательных учреждениях

 

В последние годы в современной системе образования возрос интерес к развитию креативности детей школьного и дошкольного возраста. Актуальность этого вопроса связана с динамикой современного мира, с изменениями в образовательной парадигме, в связи с которыми повысились требования и к качествам личности.

Существует множество определений термина «креативность». Наиболее полное и удачное, на наш взгляд, отражено в психологическом словаре: креативность (от лат. creative – творческий) – способность личности генерировать нестандартные идеи, быстро находить выход их проблемных ситуаций, не копируя при этом традиционные схемы мышления. Таким образом, для развития креативности необходимо активизировать творческий потенциал ребенка, развивать его способности, создавать необходимые условия.

В практике дошкольных образовательных учреждениях в последнее время наметилась определенная тенденция усиления внимания со стороны педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и педагогов дошкольных учреждений - совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ним, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. Одним из эффективных способов активизации этого потенциала является развитие воображения детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность, так как нельзя нарисовать или вылепить что-либо, не представив, что именно хочешь изобразить. Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Любой вид продуктивной творческой работы ребенка целесообразно обогащать и поддерживать, иногда даже необходимо отойти от стандартов и примитивизма, не исключая, конечно же, при этом основ изобразительной грамоты. Тем более, что дети дошкольного возраста очень часто самостоятельно экспериментируют с художественными материалами и инструментами в процессе освоения способов создания того или иного образа.

Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дошкольных учреждений дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы. Так, например, на занятиях по изобразительной деятельности помимо обычных гуаши, акварели карандашей, мы используем восковые мелки, сангину, художественный уголь. Для создания различных фактурных эффектов используется крупа (манка), мыльная пена, поролон, пенопласт, смятая бумага и т.д. Необычной может быть и основа, на которой выполняется рисунок: наждачная, мокрая или мятая бумага, ткань, оргстекло.

Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду ведет за собой расширение представлений у детей дошкольного возраста о художественной выразительности рисунка, развитие изобразительных умений и навыков и т.д. Однако те или иные задачи могут быть реализованы в том случае, если четко определяется место и значение той или иной нетрадиционной техники в каждой конкретной теме. Рассмотрим подробнее использование таких техник на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Рисование печаткой из пергаментной бумаги. Данная техника используется для декоративного рисования, украшения рисунков, создания отпечатков необычных форм. Педагог помогает ребенку свернуть пергаментную формочку в плотный «воланчик». Получается своеобразная печатка. Ребенок набирает на ее волнистый край немного краски и делает отпечатки на рисунке. Теперь нужно придумать и дорисовать получившуюся отпечаток.

Рисование печаткой из ребристого картона. Кусочки толстого картона прямоугольной формы, на ребре которого виден волнистый рисунок. Гуашь наливается в пластиковую палитру тонким слоем. Ребенок набирает немного краски на печатку и оставляет отпечатки на бумаге.

Рисование печаткой из картона. Печатки из картона самой необычной формы можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно взять любой плотный картон, и, нарезав его на прямоугольники, согнуть петлями или скрутить спиралью, закрепив в таком положении, набрать краску и сделать отпечаток.

Для веселых творческих занятий, развивающих фантазию и воображение, используется рисование окрашенной нитью. Гуашь наливается в палитру. Ребенок, крепко держа нитку левой рукой, опускает ее в краску до уровня пальцев. Кисточкой в правой руке он помогает нитке пропитаться краской. Затем прижимает кисточкой нитку у пальцев и протягивает ее сквозь щетину. Окрашенная нить хаотично выкладывается на половине сложенного листа и прижимается второй половиной. Лист аккуратно открывается, нить удаляется. Таким образом, получается довольно интересный рисунок. Возможным представляется оставить несколько отпечатков разного цвета, для этого необходимо каждый раз брать новую нить.

Таким образом, примеров применения нетрадиционных техник рисования очень много, нами описаны лишь наиболее распространенные и доступные каждому педагогу. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и увлекают детей, раскрывают креативный потенциал ребенка, позволяют ему самостоятельно экспериментировать, ярко мыслить, чувствовать краски, их характер и настроение.

 

Литература:

1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование. //Дошкольная педагогика. 2011. №7 с.39

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

3. Дружинин В.Н. Общие способности. М., 1995.

4. Дворецкая О. Мозаика креативности. // Обруч. 2009.№4 с.10.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа «Цветные ладошки». М., 2007.

6. Маслоу А. Мотивация и личность М., 1999.

7. Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.





Новые публикации

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор в костюме «Петушка» встречает детей...

Читайте также

Квест-игра «Приключения Айболита»

Квест-игра «Приключения Айболита» Для детей и родителей средней группы   Дети и родители средней группы в спортивной форме собираются в физкультурном зале. Ведущий: Ребята...

«Первые трудовые поручения малышей»

«Первые трудовые поручения малышей» Детские годы — самые важные в жизни ребенка и как они пройдут, зависит от взрослых — родителей...

Новогодний вечер для сотрудников детского сада

Новогодний вечер для сотрудников детского сада Сотрудники детского сада сидят за столами. И поют песню на мотив “Московские окна” Вот...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "По следам сказок"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По следам сказок»   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: развитие воображения, используя при этом разнообразные средства выразительности; развитие логического мышления и речи; формировать умение аргументировать свои...

Проект по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на тему: "Здоровый малыш"

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического  здоровья  детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в  младшем возрасте , когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных...

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей»

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей» Программное содержание: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов (миски) Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями Учить сплющивать и оттягивать края мисочки...

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров»

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство