Опыт работы «Улица для ребенка»
Направление: «Создание условий для введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Работа воспитателя по формированию у детей безопасного образа жизни

 

 

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и пр.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Как свидетельствует анализ ДТП, большинство из них происходит по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.

Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой.

Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать опасности можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения и формирования у них навыков безопасного поведения на улице. В нашем поселке сложилась непростая ситуация, жители ходят не по тротуару, а по проезжей части дороги, показывая отрицательный пример поведения детям. Не все родители привозят детей в детский сад в автомобильных креслах. Это позволяет сделать вывод, что у самих родителей нет основ безопасного поведения, знаний ПДД или они пренебрегают ими.

На основании выше изложенного, была определена цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

- создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

- формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям;

- повысить компетентность родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.

Первым этапом работы стал анализ имеющихся условий (детский сад, семья, социум). Важным критерием успешного обучения детей правилам безопасного поведения является развивающая среда, поддержка родителей, а также наличие социальных партнеров.

Анализ развивающей среды группы и ДОУ показал, что имеется материал для реализации данной темы, требуется его обновление и дополнение. Необходимо создание уголка безопасности, пополнение центра сюжетно-ролевой игры атрибутами для игр по дорожной безопасности, обновление наглядной информации. Налажено взаимодействие с детской библиотекой, но не выстроены отношения с пожарной частью (ПЧ №33) и ГИБДД.

Работу начала с диагностического обследования, с целью выявления представлений детей о правилах дорожного движения. Получила следующие результаты:

Высокий уровень развития -15%.

Средний уровень развития - 20%.

Низкий уровень развития - 65%.

Опираясь на данные результаты, наметила основные направления работы:

  • Пополнение развивающей среды;
  • Работа с детьми;
  • Просветительская работа с родителями;
  • Взаимодействие с социальными партнерами.

Следующим этапом работы стала разработка методических материалов:

- составила тематический перспективный план на год по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;

- разработала проект «Азбука безопасности»;

- разработала конспекты родительских собраний, анкет;

- подобрала видеоролики, наглядность.

Работу по пополнению развивающей среды начала с оформления стенда по ПДД «Добрая дорога детства», информацию на котором постоянно обновляла. Вместе с детьми изготовили макет улицы поселка. Из бросового материала сделали светофор, дорожные знаки, дома, машины. Для обыгрывания макета дети использовали мелкие предметы, которые стали заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя, а также поделки из картона и пластилина).

С помощью родителей оформили прогулочный участок (разрисовали веранду по тематике дорожного движения, нарисовали дорожку - зебру, сделали дорожные знаки). Так же родители помогли в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм (жезл, костюм инспектора ГИБДД).

С целью обогащения предметно-развивающей среды ДОУ был объявлен конкурс мини-музеев, в котором приняла участие наша группа. Был оформлен мини-музей транспорта для знакомства дошкольников с историей возникновения машин, их разнообразием. Важной особенностью использования мини-музеев, как элемента развивающей среды является участие в их создании детей и родителей. Дети приняли участие в изготовлении машин из бумаги, бросового материала, приносили модели машин из дома. Родители активно помогали в оформлении, расположении экспонатов. Результатом стало 2 место по ДОУ.

Решая задачу по расширению первоначальных детских представлений, накоплению новых знаний о правилах безопасности провела ряд обучающих занятий, бесед («Школа пешеходных наук», «Машины на нашей улице», «Труд водителя» и т.д.). Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улице кропотлива, её следует проводить планово, систематически, постоянно. В процессе изучения ПДД значительное место отводила практическим формам обучения: целевым прогулкам, тематическим экскурсиям, во время которых дети изучали и закрепляли правила для пешеходов. На прогулках организовывала наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта. Во время экскурсии рассказывала детям, как следует переходить дорогу, объясняла, что означает тот или иной дорожный знак. После наблюдений вместе с детьми анализировали и обсуждали поведение людей на улице. После экскурсии вокруг детского сада составляли план дороги. На плане отмечали опасные места: яма, люк, лужа. Так же проводила упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Такие упражнения формируют у детей умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

Для закрепления полученных знаний и формирования сознательного отношения к соблюдению правил дорожной безопасности использовала художественную литературу, читали и обсуждали произведений писателей (С. Михалкова «Дядя Степа- милиционер», Б. Житков «Что я видел?» и т.д.). Проводила дидактические игры («Разрешается - запрещается», «Дорожные знаки» и т.д.) Весь этот материал использовала в работе с детьми в утренний отрезок времени, во вторую половину дня, в индивидуальной и подгрупповой форме.

Просветительскую работу с родителями начала с анкетирования «Я и мой ребенок на улицах поселка». Анализ анкет показал, что существует необходимость изучения правил дорожного движения не только в детском саду, но и в семье. Эффективность работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Поэтому в своей работе уделяла значительное внимание на то, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Провела родительское собрание с использованием ИКТ - просмотром видеосюжетов, с дальнейшим их обсуждением. В индивидуальных беседах подчеркивала ответственность родителей за жизнь детей. Использовала наглядную информацию, постоянно обновляя ее в родительском уголке.

Для родителей провела викторину «Лучший знаток ПДД». Привлекала родителей к проведению образовательной деятельности, использовала их профессиональный опыт (встреча с медицинским работником, полицейским).

С целью систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге и вовлечения родителей в мероприятия группы, реализовала проект «Азбука безопасности». В период работы над проектом дети закрепили правила безопасного поведения на дороге, пополнили свой словарный запас.

Выстраивая систему работы с социальными партнерами, продолжила взаимодействие с библиотекой. Совместно провели развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». Работники библиотеки организовывали для детей просмотр обучающих фильмов («Осторожно, сказки!»). Дети постоянные участники выставок, проводимых библиотекой.

Так же принимали участие в выставке рисунков «Дорожная азбука» в начальной школе.

Было организовано взаимодействие с ПЧ №33 п. Юго-Камский. Детям рассказали о правилах поведения на улице, на проезжей части, познакомили с машиной, на которой они выезжают на ДТП В дальнейшем для ознакомления с профессией пожарного организовала встречу с представителем ПЧ №33и инспектором ГИБДД.

С целью воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье детей для родителей организовала встречу с сотрудником ГИБДД, который провел мастер-класс «Правила перевозки детей в автомобиле».

Система работы по данной теме способствовала повышению компетентности родителей в области безопасности детей, у детей сформированы знания дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Диагностическое обследование по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге в конце года показало следующие результаты:

 

Уровни развития

Старшая группа

Начало года

Конец года

Высокий

15 %

70%

Средний

20%

30%

Низкий

65%

0%

 

Это позволяет сделать вывод, что своей работой достигла ожидаемого результата. У детей старшей группы сформировались устойчивые знания и навыки, которые помогут им ответственно относиться к вопросам личной безопасности и своему здоровью.

Считаю, что безопасность детей всегда должна находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД. Значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В подготовительной группе необходимо продолжать закреплять «Правила дорожного движения», которые помогают детям вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся, транспортной ситуации и подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по…

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по Финансовой азбуке» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать...

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»