«Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей»

 

Педагогический процесс нашего детского сада в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции.

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.

Существуют разные аспекты интеграции:

  • интеграция содержания и задач образовательных областей,
  • интеграция видов детской деятельностей,
  • использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей,
  • использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Развитие речи входит в область «Коммуникация». Мы уделяем внимание интеграции содержания и задач речевого развития в ходе реализации других образовательных областей.

Давайте вспомним, что мы понимаем под развитием речи?

Развитие речи – это овладение (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

В раздел "Развитие речи" входит развитие словаря (лексики), развитие грамматической правильности речи, формирование связности высказывания (диалогическая и монологическая речь), формирование звуковой культуры речи (предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).

Рассмотрим особенности речевого развития в коррекционных группах с ОНР.

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при ОНР. Нарушение касается всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • нарушены внимание и память,
  • нарушены мелкая и артикуляционная моторика,
  • недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Как мы знаем, весь образовательный процесс в ДОУ делится на четыре направления развития ребёнка. Задачи, направленные на формирование речевого развития, можно решать, через интеграцию их в данные направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осущест­вляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая актив­ность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стиму­лирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по развитию речи следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • Образовательная область «Здоровье».

Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления. Данные задачи решаются не только на занятиях, но и в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ и в семье. Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организо­вать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

  • Образовательная область «Физическая культура».

Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; формирование в процессе двигательной деятельности различных ви­дов познавательной деятельности.

  • Образовательная область «Безопасность».

Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опас­ных для их жизни и здоровья. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответст­вующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, поз­воляющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.

  • Образовательная область «Социализация».

Создание на занятиях педагогических ситуаций и си­туаций морального выбора, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

  • Образовательная область «Труд».

Участие детей в расстановке и уборке оборудования для занятий, ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда.

  • Образовательная область «Познание» включает следующие разделы.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствует обогащению и рас­ширению словаря.

Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности направлено на формирование правильного восприятия про­странства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.

Формирование элементарных математических представлений пред­полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, ориентироваться во времени ипространстве.

  • Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Чтение художес­твенной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой спо­собности, речевой деятельности.

  • Образовательная область «Художественное творчество».

Обучение детей созданию творческих работ, что способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точ­ность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с раз­личными материалами, их свойствами.

  • Образовательная область «Музыка».

Развитие слухового восприятия при предъявления звучания музыкальных инструмен­тов, развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач речевого развития возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Литература.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. –– М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия: «Мир профессий»

Конспект занятия: «Мир профессий» Для младшей группы Цель занятия: Укрепить знания о профессиях людей. Задачи: - обобщать знания детей о профессиях; - научить детей отвечать...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Читайте также

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...