«Научите ребенка наблюдать»

«Природа - это книга,

которую надо прочитать

и правильно понять...»

(М. Налбандян)

Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Формировать умения видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство   прекрасного. «Голоса природы звучат для тех, кто вступает в нее с открытым сердцем» писал Николай Рерих.

Вовремя прогулке с малышом научите ребенка обращать внимание на мелочи в окружающем его мире. Наблюдая с вами за полетом птиц или за вальяжной кошкой, которая нежится на солнышке, за воробьями, которые купаются в луже, ребенок видит удивительный мир полный вопросов и ответов. Не бойтесь детских вопросов ведь ребенку не нужны глубокие научные факты, ответе ему на вопрос то, что вы знаете, а затем предложите найти ответ на этот вопрос вместе. Так вы развиваете в ребенке познавательный интерес. Побудите его сделать вывод, и вы увидите перед собой интересного собеседника.   Детские впечатления   с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

В детском саду проводятся наблюдения за природой. Они происходят регулярно и как правило тему наблюдение дает сам педагог. Задачей современной педагогике научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Предлагать самому тему наблюдения, подходя к педагогу с готовым вопросом.

В нашем детском саду, дети не только играют, трудятся, но учатся сами наблюдать за происходящим вокруг. Вопрос задает один ребенок, а вот поиском ответов занимаются все дети. Вот тут вам и развитие мышления, наблюдательности, развитие диалоговой речи, умение сотрудничать, слушать товарища, развитие любознательности, развивается познавательный интерес, и т.д.

Так вовремя прогулке дети нашли стрекозу, спящую на траве. Ну и что скажете вы. Надо отметить, что прогулка происходила осенним морозным днем, солнце еще не поднялось, и не прогрело землю. А теперь представьте, детей играющих в подвижную игру, и в друг игра прерывается. Дети находят случайно стрекозу, вопросов у детей было много. Почему она на траве? Почему не улетает? Оставшуюся половину прогулки дети интересовались стрекозой, занимались поиском ответов на свои вопросы. Стрекозу решили посадить на куст, крылья высохли, и она улетела, дети пришли в восторг.

Интересные наблюдения могут перерасти в проекты и тут на помощь малышам приходят родители и педагоги.

Наблюдение можно провести по структуре:

1. Обратите внимание ребенка на наблюдаемый объект (птица воробей);

2. Рассмотрите птицу детально если это возможно;

3. Побудите ребенка задать вопрос (Что он делает? Чем занят? Почему так происходит? и т.д.);

4. Сообщите ему интересные факто о птице;

5. Побудите ребенка к поиску интересных фактов о птице (А как ты думаешь?).

Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, но для этого он должен видеть ваш интерес наблюдаемому объекту.    

В сердце каждого ребенка наполнено особым светом к удивительному миру природы, звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет его смотреть, слушать, думать.

Так задача педагогов и родителей научить наблюдать за происходящим, а для этого самим нужно замечать интересный загадочный мир природы.

 

Литература:

1. Высказывания о природе. - Мои статьи - Каталог статей green-planeta.ucoz.net›publ…o_prirode/1-1-0-11

2. Как знакомить дошкольников с природой. / Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др.; Сост. Каменева Л.А.; Под ред. П.Г. Саморуковой.

3. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да…

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да, ярмарка!» Звучит «Русская народная музыка», дети стоят парами за кулисами, выходит воспитатель. Воспитатель:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...