Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Сведения об авторе

Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель;

  • образование высшее, педагогическое, Липецкий государственный педагогический институт, 1981 г., факультет иностранных языков; институт современного образования г. Воронеж, 2015 г., дошкольная педагогика и психология.
  • квалификационная категория - высшая;
  • педагогический стаж работы41 год;
  • стаж работы в данной должности - 19 лет.

Условия возникновения опыта

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Практика формирования элементарных математических представлений дошкольников показала, что на ее успешность влияет форма подачи материала, которая способна вызвать заинтересованность детей. Для этого необходимо использовать такие методы и приемы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставление существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Причины здесь совокупные: несформированность навыков и умений, неразвитость воображения, а также внимания и мышления. Несформированность навыков и умений мешает ребенку выражать мысли, и затрудняет развитие познания и восприятия.

Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и математики, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. На мой взгляд, мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы предлагаем ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Чтобы повысить показатели по формированию элементарных математических представлений детей, я поставила перед собой цель, развивать мышление детей через дидактическую игру.

Актуальность

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Целостное развитие ребенка-дошкольника – многогранный процесс. Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника, значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей

психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2.Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Введение педагогом в образовательную и игровую деятельность дидактических игр позволит усовершенствовать процесс развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в определении путей повышение мотивации дошкольника в формировании математических представлений посредством использования дидактических игр.

Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности дошкольников.

Длительность работы над опытом

Данный опыт разрабатывался и обобщался с 2019 по 2022 г.г.

Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап (2019 – 2020 г.г.) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась литература по данной теме, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап (2020 – 2021 г.г.) – практический. В единой системе проведена образовательная деятельность: наблюдение; эксперимент, частично - поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно - иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа; корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап (2021 – 2022 г.г.) – аналитико-обобщающий. Подведен итог работы: пополнены пособия, атрибуты к дидактическим играм, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

Диапазон опыта работы охватывает регламентированную и нерегламентированную образовательную деятельность, индивидуальную работу, работу с родителями, окружающим социумом.

Теоретическая интерпретация опыта

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений оразмерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы -теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М.Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С. Выготского: «...научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной, начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-

дидактические и игры - инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

По замечанию А.К. Бондаренко: «...требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением». По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

  • Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  • В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
  • Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

А.П.Усова, П.А.Венгер, А.К.Бондаренко, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова и другие особо подчеркивают общеразвивающий характер дидактической игры, влияние ее на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.П.Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза).

Педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Сорокина А.И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.

Новизна педагогического опыта работы

Новизна данного опыта заключается в модернизации различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Технология педагогического опыта

Основной целью педагогического опыта является организация работы по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:

  • приобретение детьми знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
  • формирование у детей широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование у детей навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение детьми математической терминологией;
  • развитие у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления;
  • формирование простейших графических умений и навыков;
  • формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
  • проведение цикла занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр;
  • пополнение предметно-пространственной среды по развитию у детей математических представлений («Центр математического развития») дидактическими играми;
  • педагогическое просвещение родителей в области теории и методики по теме, помочь увидеть в воспитателе союзника, коллегу в решении проблем по формированию элементарных математических представлений у детей, показать значимость совместной работы педагога и семьи;
  • вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс группы;
  • продумывание и составление картотеки дидактических игр по ФЭМП (согласно возрастным особенностям детей).

Образовательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

  • доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа;
  • целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике;
  • научность;
  • системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • индивидуальный подход;
  • преемственность – обучение продолжается в начальной школе.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

Методы, связанные с обогащением детей знаниями по формированию элементарных математических представлений:

Словесные;

Наглядные;

Практические;

Игровые.

Словесные:

  • беседа;
  • рассказ и вопросы воспитателя;
  • рассказы детей;
  • указания воспитателя в начале и в процессе игры;
  • использование художественного образа;
  • пояснения, разъяснения.

Наглядные:

  • наблюдения;
  • рассматривание геометрических фигур и других наглядных пособий;
  • ИКТ;
  • просмотр видеофильмов, мультфильмов по теме;
  • рассматривание отдельных предметов;
  • показ образца задания, способа действия.

Практические:

  • использование практического материала;
  • действия с дидактическим материалом;
  • использование математических представлений в быту, игре.

Игровые:

  • дидактические игры;
  • воображаемые ситуации;
  • внезапное появление героев, игрушек;
  • введение элементов соревнования;
  • создание игровой ситуации.

Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей. Все эти методы и приемы должны сочетаться друг с другом и быть взаимосвязаны.

Результативность опыта

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непосредственная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной форме. При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, так как эмоционально вовлечены в занятие.

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль – роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности. Именно Я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических

задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста, я сама включалась в игру. Вначале старалась привлечь детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Я вместе с детьми разбирала и собирала их, тем самым вызывала у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я принимала участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, то есть интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Работая в данном направлении, я поняла, что дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений. Дидактические игры применяются мною в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы. При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с детьми я обращаюсь к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок «Занимательная математик», состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Была оказана помощь со стороны родителей.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. В своей работе использую индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями. Во время беседы обмениваемся мнениями по тому или иному вопросу. Провожу с родителями консультации. Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители закрепляли в игровой форме в семье.

В результате использования дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности дети стали более активны, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них появилось желание участвовать в поиске решения проблемы, улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. Они более уверенно стали ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Воспитанники радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Инновационный и индивидуальный подход, используемый в моей работе, помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Опыт работы показал, что благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий, получают большой заряд положительных эмоций, радость от игровой деятельности постепенно переходит в радость к учению.

В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. В дальнейшем планируется активизировать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений, используя разнообразные приемы и методы, дополняя материал дидактическими играми, подключая родителей к процессу обучения.

Представленный опыт работы имеет практическую значимость и может быть использован в образовательной деятельности воспитателями дошкольных учреждений, как начинающими, так и с достаточным опытом работы с детьми. Я рекомендую воспитателям в своей работе по формированию элементарных математических представлений чаще использовать дидактические игры. Но нужно помнить, что любая программа нуждается в корректировке под индивидуальные особенности и возможности детей.

Список литературы:

1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» - М.: Просвещение, 1999.

2. Арапова–Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: «Мозаика – Синтез», 2009.

3. Асмолов А.Г. «Психология личности» - М.: Просвещение, 1999.

4. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» – Ярославль: Академия развития, 1998.

5. Белошистая А.В. «Развитие математических способностей у дошкольников: вопросы теории и практики» – МПСИ, 2004.

6. Березина, Р.И. «Обучение детей подготовительной группы измерению» -«Дошкольное воспитание», 1999, № 10.

7. Блехер Ф.Н. «Дидактические игры и дидактические материалы» – М., 1948.

8. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» - М.: Просвещение, 1983.

9. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» – М.: Просвещение, 1998.

10. Веракса Н.С. «Формирование единых временно-пространственных представлений» - «Дошкольное воспитание», 1996, № 4.

11. Водопьянов Е.Н. «Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников» - «Дошкольное воспитание», 2000, № 2.

12. Волкова С.И., Столяров Н.Н. «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики» - «Начальная школа», 1993, № 7.

13. Выготский Л. С. «Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка» - «Вопросы психологии», 1996, № 6.

14. Говорова Р.И., Дьяченко О. М., Цеханская Л.И. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» – М.: 2003.

15. Годинай, Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 1988.

16. Гуткович И.Я. «Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками» – Ульяновск, 1996.

17. Данилова В.В. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» – М.: Просвещение, 1987.

18. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. «Обучение математике в детском саду» - М., 1997.

19. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение, 1991.

20. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников» – М.: Просвещение, 1997.

21. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Геометрия для малышей» - М.: 1996.

22. Звонкин А.А. «Малыш и математика, непохожая на математику» - «Знание и сила», 1985.

23.. Каразану В.Н. «Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст)» - «Дошкольное воспитание», 2000, № 5.

24. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990. – 85 с.

25. Козлова В.А. «Дидактические игры по математике для дошкольников» - Серия: «Дошкольное воспитание и обучение» - М.:, 1996.

26. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2000.

27. Корнеева, Г. А. «Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников» - «Вопросы психологии», 1998, № 2.

28. Леушина, А. М. «Занятия по счету в детском саду» - М., 1995.

29. Леушина, А. М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М., 1994.

30. Лобанова Е.А. «Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников» - Николаев, 2005.

31. Менджерицкая, Д.В. «Воспитателю о детской игре» – М.: Просвещение, 1982.

32. Метлина, А.С. «Занятия по математике в детском саду» – М.: Просвещение, 1985.

33. Метлина, А.С. «Математика в детском саду» – М.: Просвещение, 1984.

34. Миронова Р.М. «Игра в развитии активности детей» – Минск: Народное образование, 1999.

35. Михайлова, З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М.: Просвещение, 1990.

36. Михайлова З.А., Непомнящая А.М. «Математическое развитие дошкольников» - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

37. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. «Сказочная угадайка» – СПб: СМАРТ, 1996.

38. Никитин Б. П. «Развивающие игры» – М.: 1994.

39. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества, или развивающие игры» – М.: Просвещение, 1991.

40. Новиков А.М. «Методология игровой деятельности» – М.: «Эгвес», 2006.

41. Новикова В.П. «Математика в детском саду. 3 – 4 года» - М.: «Мозаика-Синтез», 2017.

42. Новикова В.П. «Математика в детском саду. 4 – 5 лет» - М.: «Мозаика-Синтез», 2019.

43. Новикова В.П. «Математика в детском саду. 5 – 6 лет» - М.: «Мозаика-Синтез», 2018.

44. Новикова В.П. «Математика в детском саду. 6 – 7 лет» - М.: «Мозаика-Синтез», 2010.

45. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте» - Л.,1990.

 46. Павлова Л.И., Катаева А. «Занятие или игра?» - «Дошкольное воспитание», 1989, №6.

47. Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» – М.: Просвещение, 1998.

48. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка: Практический курс математики для дошкольников» – М., 1995.

49. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников. Раз – ступенька, два – ступенька» – М., 1996.

50. Поддьяков Н.Н. «Мышление дошкольников» – М., 1977.

51. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию математических представлений во второй младшей группе детского сада» – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

52. Савенков А.И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания» – Ярославль, 2002.

53. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы» – М.: 1993.

54. Сербина, Е.В. «Математика для малышей» – М.: Просвещение, 1982.

55. Синицина Е.И. «Умные занятия (серия «Через игру к совершенству»)» – М.: ЛИСТ, 1999.

56. Смоленцева, А.А. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» – М.: Просвещение, 1987.

57. Спиваковская А. С. «Игра – это серьезно» – М.: Педагогика, 1981.

58. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями» – М.: Центр «Академия», 2003.

59. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

60. Столяр А.А. «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет» - М.: Просвещение, 1991.

61. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» – Киев, 1969.

62. Сычева Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 2004.

63. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» – М.: Просвещение, 1976.

64. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Формирование математических представлений» — М.: ВАКО, 2005.

65. Фидлер, М.С. «Математика уже в детском саду» - М.: Просвещение, 1981.

66. Фрейлах Н.И. «Методика математического развития» – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.

67. Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М.: «ВЛАДОС», 1999.

Интернет источники

1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/

2. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit

3. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovyh-priemov-na-zanjati-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-doshkolnikov

4. http://studnb.ru/pedagogika/item/1404-ispolzovanie-igrovykh-priemov-pri-formirovanii-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Проект «Путешествие в историю русского быта»

Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...

Развивающая книжка из фетра «Сказки»

Развивающая книжка из фетра «Сказки»

Читайте также

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема:…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема: «Часы» Цель: Совершенствовать технику лепки часов, используя разнообразный материал. Продолжать учить детей...