Проект «Путешествие в историю русского быта»

Основные характеристики проекта:

Тип проекта: практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: две недели.

Сроки реализации проекта – 2018-2019 уч. год.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Материалы и оборудование:

предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель

мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.

Используемые методы и приемы работы в ходе образовательной деятельности:

Игровые:

  • сюрпризный момент;
  • создание игровой ситуации;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные:

  • разговор, беседа;
  • вопросы;
  • использование художественного слова;
  • напоминание, пояснение;
  • Загадки.

Практические:

  • пальчиковая гимнастика «Хлеб»;
  • игра на музыкальных инструментах (ложки, ухват, рубель);
  • работа с тестом.

Наглядные:

  • рассматривание предметов домашней утвари;
  • презентация.

Актуальность: В современном мире все более остро встают социально – культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и отчуждение между поколениями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Цель проекта: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);
  • активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;
  • обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;
  • вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитывать аккуратность, инициативность в художественном творчестве, вызывать желание создавать предметы для игры своими руками.

Развивающие:

  • развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Охватываемые образовательные области:

Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание иллюстрации на тему «Домашняя утварь»

Речевое развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Печем каравай», беседы «Как жили наши предки» (познакомить детей с предметами быта). Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

Художественное-эстетическое развитие

Создание мини музея «Русский быт», создание макета «Русская изба»

Физическое развитие

«Клубок», «Заплетись плетень», «У медведя во бору».

Этапы проекта и планируемые результаты:

1 этап – подготовительный (вторая неделя октября)

  • Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы.
  • Разработка конспектов НОД, прогулок, экскурсий.
  • Подбор и оформление наглядного материала (фотографии, репродукции, слайды, дидактические игры, макеты).
  • Пополнение материальной базы видео-аудиоматериалами краеведческого содержания.
  • Установление взаимосвязи с социальными партнерами (музеем, библиотекой).

2 этап-практический (третья неделя октября)

  • Беседы, рассказы.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, фотографий, репродукций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Досуговая деятельность.

3 этап- обобщающий (четвертая неделя октября)

  • Презентация проекта «Путешествие в историю русского быта».
  • Показ открытого занятия.
  • Создание мини музея «Русский быт».
  • Создание макета «Русская изба».
  • Фото отчет о проделанной работе.
  • Презентация проекта.

Подведение итогов по проекту.

Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Сформировать у детей представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатить активный словарь у детей. Приобщить родителей к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнить материал в нашей группе для ознакомления детей с бытом русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).



Новые публикации

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство –...

Читайте также

Дидактическое пособие для детей первой младшей группы «Волшебные дорожки»

Дидактическое пособие для детей первой младшей группы «Волшебные дорожки» Педагоги, работающие с детьми 2-3 лет, хорошо знают, что ранее детство – особый...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Комментарии

  • Татьяна
    Очень интересная игра. Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...





В блогах

Этическая беседа

Этическая беседа с детьми «Будь вежливым». Цель: формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство вежливости, справедливости, ответственности, доброты, честности. Задачи: 1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. 2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в...

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода»

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода» Цель: Организация профилактических мероприятий по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма; воспитание законопослушных участников дорожного движения и привлечение внимания родителей и общественности к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах. Задачи: 1.Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах...

Методическая разработка. Тема: Туши пожар, пока в беду не попал.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»   Методическая разработка Тема: Туши пожар, пока в беду не попал...

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери"

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери" Актуальность: В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, бабушке, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы...