Проект «Путешествие в историю русского быта»
Основные характеристики проекта:
Тип проекта: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: две недели.
Сроки реализации проекта – 2018-2019 уч. год.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Материалы и оборудование:
предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель
мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.
Используемые методы и приемы работы в ходе образовательной деятельности:
Игровые:
- сюрпризный момент;
- создание игровой ситуации;
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные:
- разговор, беседа;
- вопросы;
- использование художественного слова;
- напоминание, пояснение;
- Загадки.
Практические:
- пальчиковая гимнастика «Хлеб»;
- игра на музыкальных инструментах (ложки, ухват, рубель);
- работа с тестом.
Наглядные:
- рассматривание предметов домашней утвари;
- презентация.
Актуальность: В современном мире все более остро встают социально – культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и отчуждение между поколениями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Цель проекта: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);
- активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;
- обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;
- вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах;
- воспитывать аккуратность, инициативность в художественном творчестве, вызывать желание создавать предметы для игры своими руками.
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
- развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.
Охватываемые образовательные области:
Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание иллюстрации на тему «Домашняя утварь»
Речевое развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Печем каравай», беседы «Как жили наши предки» (познакомить детей с предметами быта). Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»
Художественное-эстетическое развитие
Создание мини музея «Русский быт», создание макета «Русская изба»
Физическое развитие
«Клубок», «Заплетись плетень», «У медведя во бору».
Этапы проекта и планируемые результаты:
1 этап – подготовительный (вторая неделя октября)
- Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы.
- Разработка конспектов НОД, прогулок, экскурсий.
- Подбор и оформление наглядного материала (фотографии, репродукции, слайды, дидактические игры, макеты).
- Пополнение материальной базы видео-аудиоматериалами краеведческого содержания.
- Установление взаимосвязи с социальными партнерами (музеем, библиотекой).
2 этап-практический (третья неделя октября)
- Беседы, рассказы.
- Экскурсии, целевые прогулки.
- Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, фотографий, репродукций.
- Продуктивная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Досуговая деятельность.
3 этап- обобщающий (четвертая неделя октября)
- Презентация проекта «Путешествие в историю русского быта».
- Показ открытого занятия.
- Создание мини музея «Русский быт».
- Создание макета «Русская изба».
- Фото отчет о проделанной работе.
- Презентация проекта.
Подведение итогов по проекту.
Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Сформировать у детей представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатить активный словарь у детей. Приобщить родителей к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнить материал в нашей группе для ознакомления детей с бытом русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).
Читайте также |
---|
Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…
Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста
Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...