Проект «Путешествие в историю русского быта»

Основные характеристики проекта:

Тип проекта: практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: две недели.

Сроки реализации проекта – 2018-2019 уч. год.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Материалы и оборудование:

предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель

мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.

Используемые методы и приемы работы в ходе образовательной деятельности:

Игровые:

  • сюрпризный момент;
  • создание игровой ситуации;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные:

  • разговор, беседа;
  • вопросы;
  • использование художественного слова;
  • напоминание, пояснение;
  • Загадки.

Практические:

  • пальчиковая гимнастика «Хлеб»;
  • игра на музыкальных инструментах (ложки, ухват, рубель);
  • работа с тестом.

Наглядные:

  • рассматривание предметов домашней утвари;
  • презентация.

Актуальность: В современном мире все более остро встают социально – культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и отчуждение между поколениями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Цель проекта: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);
  • активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;
  • обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;
  • вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитывать аккуратность, инициативность в художественном творчестве, вызывать желание создавать предметы для игры своими руками.

Развивающие:

  • развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Охватываемые образовательные области:

Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание иллюстрации на тему «Домашняя утварь»

Речевое развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Печем каравай», беседы «Как жили наши предки» (познакомить детей с предметами быта). Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

Художественное-эстетическое развитие

Создание мини музея «Русский быт», создание макета «Русская изба»

Физическое развитие

«Клубок», «Заплетись плетень», «У медведя во бору».

Этапы проекта и планируемые результаты:

1 этап – подготовительный (вторая неделя октября)

  • Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы.
  • Разработка конспектов НОД, прогулок, экскурсий.
  • Подбор и оформление наглядного материала (фотографии, репродукции, слайды, дидактические игры, макеты).
  • Пополнение материальной базы видео-аудиоматериалами краеведческого содержания.
  • Установление взаимосвязи с социальными партнерами (музеем, библиотекой).

2 этап-практический (третья неделя октября)

  • Беседы, рассказы.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, фотографий, репродукций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Досуговая деятельность.

3 этап- обобщающий (четвертая неделя октября)

  • Презентация проекта «Путешествие в историю русского быта».
  • Показ открытого занятия.
  • Создание мини музея «Русский быт».
  • Создание макета «Русская изба».
  • Фото отчет о проделанной работе.
  • Презентация проекта.

Подведение итогов по проекту.

Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Сформировать у детей представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатить активный словарь у детей. Приобщить родителей к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнить материал в нашей группе для ознакомления детей с бытом русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...

Читайте также

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для…

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6 лет Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи:- Развивать...

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...