Обучение спортивным играм в детском саду

Цель работы: рассмотреть спортивные игры и упражнения, как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания, конкретизировать выбор игры, которую воспитатель может провести на прогулке или в спортивном зале в свободное от занятий время, закрепляя основные движения, изучаемые на занятиях по физической культуре. Пример такого закрепления, если целью занятия были упражнения на метание, то отличным вариантом будет запланировать игру в баскетбол или бадминтон в любое свободное время. Для наиболее легкого выбора спортивной игры была составлена таблица, где указаны по каждой группе основные движения, подвижные игры, направленные на закрепление основных движений, спортивные упражнения и спортивные игры, с пошаговым описанием организации занятий, для наиболее правильного овладения техникой спортивных игр, с учетом усложнения программы и физических навыков детей, в соответствии с их возрастом. Спортивные игры описаны только для подготовительной и старшей групп, так как даже в этом возрасте проводится не оригинальная игра с полным набором правил и временных рамок, а только элементы спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

Спортивные игры. Их взаимосвязь с основными видами движений, подвижными играми и спортивными упражнениями.

  1. Бадминтон. Игра проводится на площадке размером от 3.5*8 до 5*10 м. Посередине площадки натягивается сетка на высоте 130 см. Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попавший допустил ошибку (волан упал на свою площадку, отбил его за пределы площадки второго игрока или в сетку, ударил ободом ракетки), то подача переходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то подавшему засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков (по договоренности). Игра может состоять из нескольких партий. Играют один на один, два на два с большим составом команд, но каждому игроку отчерчивают зону, за которую он не должен выходить, чтобы не быть помехой другим.
  2. Настольный теннис. Игра проводится на столе размером от 230*100 до 250*130 см., высота стола 65-68 см, здесь будут очень удобными столы с возможностью регулирования по высоте. Стандартные ракетки тяжеловаты для дошкольников, поэтому для удобства ручку ракетки нужно укоротить на 2 см и уменьшить диаметр на 0,5 см. В начале обучения даются упражнения с мячом для настольного тенниса (подбрасывать и ловить мяч двумя руками, поочередно правой и левой руками, перебрасывать мяч друг другу в паре, играть в паре на столе без сетки). Во время упражнений дети разбиваются на группы: одни играют на столе, другие выполняют упражнения в паре или индивидуально, затем меняются местами. Все упражнения необходимо выполнять как правой, так и левой рукой. Во время игры дети делают несколько подач (3,5), если допущена ошибка (мяч не принят, не попал на стол), другому игроку присуждается очко.
  3. Баскетбол. Обучение детей элементам баскетбола включает овладение передачей мяча на месте и в движении, ведением, бросанием по корзине. Используя игровые упражнения, нужно постепенно подвести детей к игре в баскетбол, по упрощённым правилам. Игра проводится на площадке размером от 5*10 до 7*13 м., границы площадки обозначаются линиями. На противоположных сторонах площадки устанавливаются щиты размером 120*80 см, щит прикрепляется к столбу. Баскетбольное кольцо стандартных размеров крепится в 20 см от нижнего края щита на высоте 1.7 — 2 м от земли. Дети играют мячами (окружность 40-50 см).

Цель игры — за отведенное время передавая мяч партнерам по команде, забросить как можно больше мячей в кольцо команды соперника. Состав команды 5 человек. Играют в два тайма по 3-5 минут. За попадание в кольцо дается 2 очка. С мячрм в руках нельзя делать более 3-х шагов. Передвигаться с мячом можно отбивая его от площадки. Нельзя хватать игроков, толкать их, за нарушение правил мяч изымается и вводится в игру из-за боковой линии игроком другой команды. За повторное нарушение правил игрок может быть удалён на 1-3 минуты с правом замены.

4. Футбол. В эту игру можно играть летом и зимой. Детей нужно научить вести мяч, передавать его партнеру с учетом его движения, бить по воротам с места и после ведения ногой. Площадка для игры может иметь размеры от 5*10 до 20*40 м в зависимости от количества игроков в командах. Состав команд должен быть небольшим. Только когда дети научатся играть можно увеличить число участников игры. Играют два тайма по 3-5 минут с перерывом. Во время которого играют две другие команды. В игре запрещается толкаться, ударять по ногам, брать мяч в руки (за исключением вратаря). Мяч выбитый за пределы площадки вводится игроком другой команды из-за боковой линии броском двумя руками из-за головы.

Это основные правила спортивных игр, используемых в работе с дошкольниками. Но для более полного представления о методике обучения спортивным играм и их связи с остальными параметрами предлагаю рассмотреть следующие таблицы.

Таблица 1.

группа Спортивные упражнения Спортивные игры
2-ая младшая
Катание на санках:
Дети катают санки, перевозят снег, друг друга. Входят на горку, везя за собой санки.
Скольжение:
По ледяной дорожке после небольшого разбега с помощью воспитателя.
Катание на велосипеде:
Проходят технику катания на трехколесном велосипеде.
Купание:
Купаются дети в бассейне на мелком участке. Приучение детей не бояться воды.
Не проводятся.

Таблица 2.

группа Спортивные упражнения Спортивные игры
Средняя группа
Катание на санках:
Кататься на санках с невысокой горки по одному; катать друг друга, ведя санки за шнур; подниматься с санками в горку.
Скольжение:
Самостоятельное скольжение по недлинной наклонной доске и горизонтальной дорожке после разбега.
Катание на велосипеде:
Все дети должны уметь кататься на трехколесном велосипеде, плавно нажимая на педали поочередно, то одной, то другой ногой. В седле сидеть свободно, прямо, не напрягая плеч и рук; держаться за руль непринужденно, смотреть вперед на 4-5 метров по направлению движения, но не на колесо или под ноги.
Не проводятся.

Таблица 3.

группа Спортивные упражнения Спортивные игры
Старшая группа
Катание на санках:
Разрешается спускаться с более грутых и длинных естественных горок.
Можно спускаться вдвоём.
Скольжение:
Скользить поставив руки на пояс, за спину и т.д. Полезными являются ритмичные приседания и выпрямления во время скольжения.
Катание на велосипеде:
Закрепляются и совершенствуются навыки на двухколесном велосипеде, особенно езда на повороте вправо и влево и катание по прямой. Приучение детей ездить с разной скоростью.
Купание (подготовка к плаванию):
Обучение правильному выходу на суше; обучение скольжению; овладение правильным движениям ног; затем движения совершенствуются в сочетании с продвижением на руках вперед.
Бадминтон:
Обучение начинается с подбрасывания волана вверх без ракетки, не давая ему упасть на землю. Подбрасывать и ловить волан легкими ударами ракетки, не давая упасть на землю. Затем программа усложняется: подбивать волан ракеткой, не сходя с места; перебрасывать волан друг другу без ракетки на расстоянии 1,5-2 м. Подбивать несколько раз волан ракеткой на месте, свободно перемещаться по площадке, переходя с одной стороны площадки на другую. Подбивать волан. Поворачивая ракетку с каждым ударом другой стороной.
В конце года дети должны уметь перебрасывать волан друг другу правой и левой рукой с расстояния 1,5-2 метра. Имитировать ракеткой удары сверху, снизу, справа и слева (8-10 раз). Стоя в шеренге на расстоянии 1 м друг от друга. Отбивать волан, посланный воспитателем рукой. Распределившись на пары, бросать волан руками партнеру под удар. Подбивать ракеткой удары 5-7 раз подряд. Имитировать ракеткой удары. В парах отбивать волан, брошенный партнером рукой. Подбивать волан ракеткой, выполнять различные задания: обойти предмет, пройти между предметами.
Баскетбол:
Бросать мяч вверх (о землю) и ловить двумя руками, подбрасывать и ловить после отскока от земли. Соревноваться, кто больше подбросит мяч и поймает не уронив его. Ловить мяч двумя руками после подбрасывания вверх, после удара о площадку. Выполнить эти упражнения с хлопком в ладоши. С расстояния в 1 метр бросать мяч о стену двумя руками снизу и ловить его. Бросать мяч от груди в стену двумя руками и ловить. В парах с расстояния 1-1,5 метра перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди. Добиваться высокого отскока мяча от земли. Стараться ритмично вести мяч, ударяя его о площадку 2-3 раза на каждый шаг. Бросать мяч в щит с расстояния 1,5 метра, вести мяч сбоку от себя. Бросать мяч в кольцо двумя руками.
Футбол:
Перекатывать мяч друг другу правой и левой ногой (по 10-15 раз), то же с расстояния 2 метра. Легким касанием ноги вести мяч с одной стороны площадки до другой (3-5 раз), поочередно с партнером. Стоя в двух колоннах вести мяч между кеглями, поставленными в ряд на расстоянии 1 метр, вернуться назад и передать мяч следующему игроку. Ударять мяч о стену ногой с расчетом, чтобы он откатился обратно к ноге. Останавливать мяч ногой и вновь посылать его в стену (по 10-12 раз каждой ногой). По двум сторонам площадки поставить по 3-4 предмета, дети ведут мяч по кругу обводя предметы. Передавать мяч ногами друг другу с расстояния 2-2,5 метра, стоя напротив обвести мяч вокруг партнера, вернуться на свое место и послать мяч точно товарищу, который останавливает его движением ноги. Обводить мяч между кеглями змейкой. Стоя в 2-3 колоннах дети по очереди стараются попасть в ворота (ширина 80 см) с расстояния 2-2,5 метра. Передавать мяч ногами друг другу с расстояния 3-3,5 метра, попадают в поставленный предмет. Отбивать мяч от стены с расстояния 1,5 метра несколько раз подряд. Играть в командах по 4 человека.

Таблица 4.

группа Спортивные упражнения Спортивные игры
подготовительная
Катание на санках:
Дети возят друг друга тройками, устраивают веселый санный «поезд», катаются сидя на краю санок спиной вперед и отталкиваясь ногами, катание с горок.
Скольжение:
Дорожки длинной 6-10 метров. Дети энергично разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. Скатываются, скользя на ногах и с высоких горок.
Катание на велосипеде:
совершенствуется катание на двухколесном велосипеде в самостоятельной езде без помощи взрослого. Прямо, с поворотом и по кругу.
Купание (подготовка к плаванию):
Повторяются и закрепляются подготовительные к плаванию упражнения. Выдох в воду и скольжение на груди и на спине. Количество одновременных повторений выдоха в воду постепенно нарастает до 15-20 раз подряд. Открывают в воде глаза. Плавание с надувными предметами. Осваивается плавание на спине.
Бадминтон:
Воспитатель показывает, как правильно держать ракетку (как молоток). Имитировать удары ракеткой снизу, сверху, справа, слева. Дети учатся подавать волан ударом ракетки снизу. Подбивать волан ракеткой как можно большее количество раз, продвигаясь от одного предмета к другому. Подбивать волан продвигаясь по площадке между предметами. Упражняться в подаче волана. Дети пробуют играть в парах между собой. Стараться попасть воланом при подаче в нарисованный на площадке круг. Подавать волан за черту, находящуюся в 2-3 метрах, попадать воланом в обруч. Упражняться в подаче волана через сетку, натянутую на высоте 130 см. Дети распределяются на команды. Две команды играют через сетку. Остальные дети, ожидая своей очереди, играют в парах. Играть командами в парах через сетку.
Настольный теннис:
Учить правильно держать ракетку. Выполнять ракеткой движения: поворачивать ракетку вправо, влево и вверх, вниз не меняя положение пальцев. Все упражнения выполнять правой и левой рукой.
Подбрасывать и ловить мяч настольного тенниса одной рукой. Ловить после отскока от площадки. Удерживать мяч на ракетке, приседать, ходить, стараясь не уронить мяч. Бросать мяч в стену и ловит его двумя руками и одной рукой. Отбивать мяч ракеткой после отскока от стола, стараясь вновь попасть в стол. Учить играть в паре на столе без сетки. Отбивать мяч ракеткой после удара о стену и отскока от площадки несколько раз подряд. Игра с воспитателем на столе с сеткой, до пяти очков. Играть друг с другом до 5-7 очков без упрощения правил.
Баскетбол:
Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками после отскока от земли. Принимать стойку баскетболиста. В парах из стойки баскетболиста перебрасывать мяч с расстояния 1,5-2 метра, бросать мяч в кольцо двумя руками от груди. Вести мяч попеременно правой и левой рукой, обводя поставленные на площадке конусы. После броска занять место того, кому брошен мяч, т. е. Бежать вслед за мячом. Одним за другим вести мяч между кеглями правой и левой рукой. Перебрасывать мяч друг другу и в кольцо двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Самостоятельно играть с мячом. Бросать мяч в кольцо, выполняя упражнение в парах. Перебрасывать мяч в парах. Третий находится между ними и старается перехватить мяч или коснуться его рукой. Натянуть шнур на высоте 1,5-2 метра и в парах перебрасывать мяч друг другу через шнур двумя руками двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Дети образуют несколько кругов по 5-6 человек и перебрасывать мяч разными способами, а ловишка ловит его. Стоя в двух колоннах в 10-ти метрах от щита, дети поочередно ведут мяч ближе к щиту и бросают его в кольцо, затем подбирают мяч, ведут его обратно и передают следующему игроку. Играть в баскетбол командами по 5 человек.
Футбол:
передавать мяч друг другу правой и левой ногой с расстояния 2-3 метра, вести мяч змейкой между поставленными в ряд кеглями, поставленными в ряд. Передавать мяч в парах с расстояния 3 метра, обращая внимание на остановку мяча уступающим движением ноги. Пары расходятся на расстояние 5-6 метров, посередине ставится кегля. В 3-х метрах от стены ставят 3-4 кегли, трое-четверо детей подходят к черте и ударом ноги по мячу стараются попасть каждый в свою кеглю (3-4 м). При нарушении правил мяч передается команде сопернику. Через три минуты на площадку выходит следующая команда. Игра в футбол в командах по три человека. Один играет в защите, ближе к своим воротам, два других в нападении, ближе к воротам другой команды. Нужно объяснить детям основные задачи игроков в защите и нападении. Продолжительность игры в футбол увеличить до 5 минут. В парах передавать мяч правой и левой ногой с расстояния 2-3 метра, затем 3-4 метра. Игра в футбол по 4 человека в команде. Каждая команда проводит по два тайма по 3-5 минут.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой» Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной...

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа»

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа» Месяц Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Январь ООД «Рождество» Презентация «Крещение»...

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Читайте также

Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Оптимизировать обучение детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования технической направленности можно...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы-юные финансисты»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы - юные финансисты» Программное содержание: Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о...

Дидактическая игра «Забавные кольца»

Дидактическая игра «Забавные кольца» Для детей 3-4 лет Аннотация: Сенсорное развитие детей, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира...