Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»
Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Их привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход. Педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Актуальная проблема современности, как не печально, это низкий уровень участия и взаимодействия человека с природой.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладываются у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
В детском саду мы большое место отводим экологическому воспитанию детей. Дошколятам нравится познавать природу, через эксперименты, опыты, где они самостоятельно получают знания из личного опыта, делают выводы.
В группе на утренних советах, в начале календарной недели мы с ребятами решаем, чем будет заниматься, что нового хотим узнать по определенной теме. Для этого у нас в группе есть дерево «Хочу все знать»,где дети на листочках пишут свои вопросы. Эти вопросы мы обсуждаем на совете и решаем, как мы это можем узнать, кто нам в этом поможет.
Дошколята в начале весны увлеклись огородничеством. На одном из утренних советов мы познакомили их с новым направлением сельского хозяйства – «Сити-фермерство». Проживая в городе, ребята не имеют практики выращивания растений и овощных культур не только на грядках, в теплице, но и в комнатных условиях. Их познавательно-исследовательский интерес недостаточно развит. Актуальностью проекта было развитие познавательного интереса: получение детьми знаний и навыков о выращивании и уходе за растениями в группе детского сада.
С этой целью был разработан проект «Росток», который знакомит детей с тем, что такое микрозелень, как ее сажать, поливать, ухаживать за ней и что урожайность грядки не зависит от погодных условий. В детском проекте ребята для выращивания в умной грядке, грядке с грунтом, с перлитом и с минеральной ватой использовали семена, купленные в магазине «Сад-огород»: лук, горох, подсолнечник, редис, укроп, руккола. Посадив лук, ребята узнали, где вершки и корешки. Какие витамины он содержит, почему мы плачем, когда режем лук, познакомились со свойствами растения. Горох и подсолнечник посадили в разные грунты и узнали, что в умной грядке и грядке с минеральной ватой семена всходят быстрее всего и долго радуют своей крепкой зеленью.
Название микрозелени | Польза для организма |
Лук | Хорошее средство для иммунитета. |
Горох | В нем много витаминов группы B, витаминов C, D, E и K. Кроме того, горошек содержит массу полезных минеральных солей: натрий, калий, кальций, фосфор, железо, медь, кобальт, йод и магний. |
Подсолнечник | Называют «русским женьшенем» за богатое содержание полезных веществ. |
Редис | Улучшает обмен веществ, обеспечивает клетки необходимым кислородом. |
Укроп | Положительно влияет на работу кишечника, сердечно-сосудистой системы и нервной системы. |
Руккола | Оказывает тонизирующее действие, повышает уровень гемоглобина холестерин. |
Воспитанники с помощью воспитателя установили и подключили к электричеству умнуюгрядку и светодиодную фитолампу для растений. Умная грядка представляла собой бокс, в котором функционирует светодиодная подсветка и осуществляется контроль уровня воды. Из 5 - литровых бутылок сделали мини грядки с грунтом и с перлитом, в три контейнера положили минеральную вату. Светодиодная фитолампа позволяла выращивать растения намного быстрее, умная грядка сама включает и выключает свет, в ней растения развиваются без почвы. Для эксперимента выращивания растений мы взяли разный грунт и посадили в него семена, поливали из лейки по мере высыхания грунта. В минеральной вате всходы появляются быстрее, чем в грунте. Такая грядка более экологична, занимает мало места, не требует электричества. С проектом мы выступили на научной конференции «Юные сити-фермеры», где заняли 1 место.
Кроме участия в детских проектах по экологии, мы каждый месяц создаем календарь праздников, где отмечаем все экологические мероприятия. Дети очень любят квест-игры, познавательные передачи, мастерят объёмные поделки и игрушки, оформляют стенгазеты.Недавно отметили всероссийский праздник «День арбуза», пели арбузу каравай. Было необычно, что у арбуза тоже может быть день рождения. Какое день рождения без угощения, мы с ребятами решили приготовить экологически чистый коктейль, придумали название «Арбузнолимонный десерт», угощали друзей, специалистов детского сада, с гордостью делились рецептом коктейля.
С интересом наблюдать за нашими эколятами, которые учатся бережному и ответственному отношению к природе, умению предвидеть последствия вмешательства человека в природу, ведь это так необходимо будущим хозяевам родной земли. «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» - писал Леонардо да Винчи, этому девизу следуют ребята-эколята и мы педагоги детского сада.
Читайте также |
---|
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений
Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений
Сказочная гимнастика для глаз
Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...