Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

В зависимости от используемых средств (наглядность, слово или практическое действие) выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические. Это деление условно. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

В методике речевой работы различают наглядные непосредственные методы - это наблюдение и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Наглядные опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам). Они используются для закрепления знаний, развития словаря, обучения связной речи; для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, театрализованные игры, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).

В зависимости от характера познавательной и речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов - это методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, театрализованные игры, дидактические игры. В учреждениях дошкольного образования они применяются в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, при формировании грамматических навыков и связной речи.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом заключается творческий характер речевой деятельности. Продуктивные методы используются при обучении связной речи (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания).

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи, методы формирования грамматического строя речи, методы развития связной речи, методы работы с художественной литературой и др.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Приём - это элемент метода.

Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы (словесные и наглядные) — это сюрпризность, игровая ситуация, введение в игру детей-болелыциков (детей-управляющих), обучение ребёнка выполнению роли одновременно двух партнёров с взаимно противоположными интересами и др.. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

В зависимости от роли приемов в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все вышеназванные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет - косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно, в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Рисование цветным графитом с детьми 2-3 лет. Оформление рисунка в…

Рисование цветным графитом с детьми 2-3 лет. Оформление рисунка в технике паспарту Приоритетным направлением в работе с детьми 2 – 3...

Читайте также

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается» Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты. Обогащать словарь детей...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...