Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры

В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на развитие вербальной коммуникации детей, можно сделать вывод, что зачастую выбор той или иной игры, ее организация, а также контроль за ее проведением невозможны без участия педагога. При этом осуществление руководства сюжетно-ролевыми играми детей младшего возраста, как правило, требует большого мастерства и педагогического такта.

Связано это с тем, что педагог при этом должен учесть многие важнейшие моменты – заинтересовать детей, обеспечить занятость каждого члена группы, подобрать роли, в зависимости от склонностей и интересов каждого ребенка, направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, яркость их переживаний, веру в правдивость игры. Помимо этого, педагог также должен обеспечить достижение цели игры и выполнение ее педагогических задач по сплочению коллектива, а также развитию вербальной коммуникации участников игры [1, с. 38].

Чтобы достигнуть всего этого, педагогу необходимо оказывать влияние на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяя их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей, тем самым конкретизируя содержание той или иной игровой роли. При этом подбор ролей для каждого ребенка должен опираться на тематику, привлекающую именно его. На главные роли, особенно в начале ознакомления младших дошкольников с сюжетно-ролевой игрой, целесообразнее всего назначать детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие со взрослым. Соответственно, с детьми застенчивыми, медлительными и неуверенными в себе, педагогу лучше начинать такую игру один на один, без сковывающего присутствия наблюдателей-сверстников [9, с. 112].

Кроме того, осуществляя контроль над ходом сюжетно-ролевой игры и знакомя детей с ее принципами и особенностями, расширяя знания, умения и навыки младших дошкольников, педагогу необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, а также недостаточной организованности. Дети просто потеряют интерес к игре и вернуть его будет очень сложно. Поэтому педагог не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. Ему необходимо помнить, что отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознание и чувствах детей [17, с.76].

Как уже было сказано, педагогическое руководство процессом сюжетно-ролевой игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений, а также развитию вербально-коммуникативных навыков младших дошкольников, то есть их умений вступать в контакт друг с другом, договариваться между собой, закреплять дружеские отношения, необходимые по роли и т.д. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры.

При этом руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у детей протест, желание прекратить игру. Поэтому наиболее уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации, так как педагог оказывает основное воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Поэтому роль педагога должна быть органичной. К примеру, он может спросить ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, может подсказать, что покупатели благодарят продавца и т.д.

При этом одним из наиболее эффективным способом контроля педагога над игрой, является его участи в ней в главной роли. Это повышает достоверность игры для детей и способствует усвоению ими всех необходимых знаний, умений и навыков [8, с. 24]. Через выполняемую им роль и игровые действия, он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей, побуждает детей активнее общаться.

По окончании игры педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал. В частности, он отмечает дружные действия детей, привлекает их к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм и развивает коммуникативные навыки детей [14, с. 74].

Педагогическая работа по руководству игрой также отражается в перспективных планах в нескольких аспектах: - приемы педагогического влияния на содержание игр; - помощь детям при реализации игры; - развитие сюжета; - формирование взаимоотношений между участниками игры. Помимо этого, перед началом той или иной игры целесообразно проводить с детьми предварительную работу - чтение, экскурсии, показ наглядного материала, либо совместное изготовление атрибутов к игре. Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка педагогом своих действий и действий детей в игре [10, с. 91].

Таким образом, роль педагога в процессе выполнения детьми этапов сюжетно-ролевой игры чрезвычайно высока. Он выполняет контролирующую и направляющую функцию, а также осуществляет оценку результатов игры и действий детей, способствуя достижению целей и задач сюжетно-ролевой игры.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Педагоги, учащиеся, родители: сотрудничество в игре [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник – 2015. – № 1. – С. 26-31.

8. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.,2013. – 229 с.

9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх [Текст] / Р.И. Жуковская // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С. 24.

10. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н.Ф. Комарова.- М., Скрипторий, 2010. – 229 с.

14. Поздняков, Н. А. Исследование сюжетно- ролевой игры детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Поздняков, Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 12. – 15 С.

17. Пчелкина, В.С. Игра - источник детского творчества. [Текст] / В.С. Пчелкина //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 6. – 27 с.

18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 2014. – 347 с.

 

Приложение

В данном приложении приведены примеры различных сюжетно- ролевых игр, которые могут использоваться педагогами для развития вербальной коммуникации детей раннего возраста. Автор игр – Г.А. Урунтаева [21. С. 289-292].

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»

Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.

Сюжетно-ролевая игра «Менялки»

Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Ход игры. Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»

Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.

Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...

Читайте также

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Проект «Масленица»

Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...