Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр

Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по определенной системе, что предполагает ее постепенное усложнение по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями.

На подготовительном этапе осуществляется развитие у детей предпосылок к театрализованной деятельности и предполагается формирование мотивационно - потребностного компонента. При этом решаются следующие задачи:

- создание благоприятных эмоциональных условий;

- установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребенком при их взаимодействии;

- развитие у детей положительного эмоционального отношения к взрослым и сверстникам, окружающему миру.

Характерной особенностью дошкольников с ЗПР является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Дети испытывают сложности, как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением заданного сюжета, так и с созданием собственных замыслов. Наблюдая за играми дошкольников, можно увидеть, что дети скованны, мало эмоциональны.

Более того, разные опоры (наглядная и словесная) не являются для дошкольников с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

В режиссерских играх цепочки игровых действий не обобщаются и не заменяются словом. Дети испытывают трудности в использовании ролевой речи. При выполнении заданий дошкольники с ЗПР нуждаются в разных видах помощи взрослого: эмоциональной, вербально - направляющей, наглядно организующей и обучающей.

Очень важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в разных театрализованных играх; включаться в творческую деятельность совместно со взрослым. Поэтому при организации работы по театрализованной деятельности ставили следующую цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Коррекционная работа началась с приобщения детей к театру. На занятиях и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольно - плоскостном театре и на фланелеграфе. Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках.

Для более успешного решения коррекционных задач, были определены составляющие компоненты общения с детьми, которыми явились: постановка для педагога цели общения, создание атмосферы увлеченности, демонстрация расположенности педагога к ребенку, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через авансирование, оказание разных видов помощи, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика, выразительность речи).

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; сформировать представления детей о композиционном построении сказок и умения целостно видеть воображаемый сюжет и образ.

Детям предлагаются различные задания, в которых они должны пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно, по очереди, по частям, а также дети вместе с педагогом учатся составлять «фильм-сказку» из предложенных картинок, из разрезных картинок, изображающих эпизоды сюжета. Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально-чувственного опыта является чтение сказки с последующей беседой и показом к ней иллюстраций. В процессе обсуждения сказки дети учатся видеть отдельные эпизоды, выражать свое отношение к героям. При рассматривании иллюстраций детям объяснялось, что на картинках художник передает настроение героя, его чувства (радость, испуг, удивление), которые выражены в мимике и пантомимике (жесты, позы). Должное место в работе занял такой прием, как слушание сказки с музыкальной иллюстрацией. Как известно, музыка в силу своего эмоционально – образного начала помогает увидеть ситуацию и почувствовать ее. Детям предлагалось послушать музыку и запомнить, какая мелодия соответствует какому персонажу, узнать после повторного прослушивания к какому образу относится данная мелодия.

Как известно, для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрализованно-игровой деятельности.

Овладение детьми элементами техники, перевоплощение в образы персонажей осуществляется постепенно. Сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем овладевать пластической выразительностью и только после этого ставится задача целостного воплощения образа персонажа.

Перевоплощение предполагает и пластическую выразительность сценического образа. Поэтому учим детей невербальному выражению образов персонажей, овладению способами пантомимической выразительности. В обучении способам невербальной передачи образа используется серия заданий. При этом в одних заданиях передаваемые воображаемые действия требуют отдельного физического напряжения и усилия тела: «полить цветы из лейки», «подмести пол», «замесить воображаемое тесто»), в других действия не связаны с большим физическим напряжением, а передаются кистью, пальцами руки: «расчесать волосы», «помыть руки», «нанизать бусы». При выполнении игровых заданий всегда определяются обстоятельство и цель задания.

В процессе обучения детей передаче образа используется прием сопоставления физических ощущений, возникающих при передаче воображаемых действий с реальными предметами. Детям предлагается сначала выполнить действия с реальными предметами, затем с воображаемыми и снова с реальными. Чтобы помочь ребенку удерживать в воображении заданный образ и конкретизировать действиями его эмоциональное состояние, ему предлагаем использовать «речевую поддержку» (мысленное проговаривание текста).

На этом же этапе обучения дети овладевают способами организации сюжета построения сказки, приемами повторности, троекратности повторения эпизодов, цепного построения композиции.

Все общение с ребенком в процессе обучения направленно на создание ситуации успеха. Известно, что только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ребенку преодолевать свой страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание. Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех. На всех этапах коррекционной работы особое значение придается использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя уверенно, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности.

За время обучения значительно повысились показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональные состояния героев, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Таким образом, театрализованная игра полезна для формирования у детей с задержкой психического развития умений декодировать эмоции, опознавать характерные мимические изменения в соответствии с модальностью эмоций, которые способствуют успешному осуществлению социальных контактов и социальной адаптации детей.

 

Список литературы.

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2006 Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006

5. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 20

8. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

9. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да…

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да, ярмарка!» Звучит «Русская народная музыка», дети стоят парами за кулисами, выходит воспитатель. Воспитатель:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...