Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр

Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по определенной системе, что предполагает ее постепенное усложнение по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями.

На подготовительном этапе осуществляется развитие у детей предпосылок к театрализованной деятельности и предполагается формирование мотивационно - потребностного компонента. При этом решаются следующие задачи:

- создание благоприятных эмоциональных условий;

- установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребенком при их взаимодействии;

- развитие у детей положительного эмоционального отношения к взрослым и сверстникам, окружающему миру.

Характерной особенностью дошкольников с ЗПР является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Дети испытывают сложности, как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением заданного сюжета, так и с созданием собственных замыслов. Наблюдая за играми дошкольников, можно увидеть, что дети скованны, мало эмоциональны.

Более того, разные опоры (наглядная и словесная) не являются для дошкольников с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

В режиссерских играх цепочки игровых действий не обобщаются и не заменяются словом. Дети испытывают трудности в использовании ролевой речи. При выполнении заданий дошкольники с ЗПР нуждаются в разных видах помощи взрослого: эмоциональной, вербально - направляющей, наглядно организующей и обучающей.

Очень важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в разных театрализованных играх; включаться в творческую деятельность совместно со взрослым. Поэтому при организации работы по театрализованной деятельности ставили следующую цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Коррекционная работа началась с приобщения детей к театру. На занятиях и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольно - плоскостном театре и на фланелеграфе. Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках.

Для более успешного решения коррекционных задач, были определены составляющие компоненты общения с детьми, которыми явились: постановка для педагога цели общения, создание атмосферы увлеченности, демонстрация расположенности педагога к ребенку, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через авансирование, оказание разных видов помощи, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика, выразительность речи).

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; сформировать представления детей о композиционном построении сказок и умения целостно видеть воображаемый сюжет и образ.

Детям предлагаются различные задания, в которых они должны пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно, по очереди, по частям, а также дети вместе с педагогом учатся составлять «фильм-сказку» из предложенных картинок, из разрезных картинок, изображающих эпизоды сюжета. Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально-чувственного опыта является чтение сказки с последующей беседой и показом к ней иллюстраций. В процессе обсуждения сказки дети учатся видеть отдельные эпизоды, выражать свое отношение к героям. При рассматривании иллюстраций детям объяснялось, что на картинках художник передает настроение героя, его чувства (радость, испуг, удивление), которые выражены в мимике и пантомимике (жесты, позы). Должное место в работе занял такой прием, как слушание сказки с музыкальной иллюстрацией. Как известно, музыка в силу своего эмоционально – образного начала помогает увидеть ситуацию и почувствовать ее. Детям предлагалось послушать музыку и запомнить, какая мелодия соответствует какому персонажу, узнать после повторного прослушивания к какому образу относится данная мелодия.

Как известно, для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрализованно-игровой деятельности.

Овладение детьми элементами техники, перевоплощение в образы персонажей осуществляется постепенно. Сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем овладевать пластической выразительностью и только после этого ставится задача целостного воплощения образа персонажа.

Перевоплощение предполагает и пластическую выразительность сценического образа. Поэтому учим детей невербальному выражению образов персонажей, овладению способами пантомимической выразительности. В обучении способам невербальной передачи образа используется серия заданий. При этом в одних заданиях передаваемые воображаемые действия требуют отдельного физического напряжения и усилия тела: «полить цветы из лейки», «подмести пол», «замесить воображаемое тесто»), в других действия не связаны с большим физическим напряжением, а передаются кистью, пальцами руки: «расчесать волосы», «помыть руки», «нанизать бусы». При выполнении игровых заданий всегда определяются обстоятельство и цель задания.

В процессе обучения детей передаче образа используется прием сопоставления физических ощущений, возникающих при передаче воображаемых действий с реальными предметами. Детям предлагается сначала выполнить действия с реальными предметами, затем с воображаемыми и снова с реальными. Чтобы помочь ребенку удерживать в воображении заданный образ и конкретизировать действиями его эмоциональное состояние, ему предлагаем использовать «речевую поддержку» (мысленное проговаривание текста).

На этом же этапе обучения дети овладевают способами организации сюжета построения сказки, приемами повторности, троекратности повторения эпизодов, цепного построения композиции.

Все общение с ребенком в процессе обучения направленно на создание ситуации успеха. Известно, что только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ребенку преодолевать свой страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание. Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех. На всех этапах коррекционной работы особое значение придается использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя уверенно, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности.

За время обучения значительно повысились показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональные состояния героев, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Таким образом, театрализованная игра полезна для формирования у детей с задержкой психического развития умений декодировать эмоции, опознавать характерные мимические изменения в соответствии с модальностью эмоций, которые способствуют успешному осуществлению социальных контактов и социальной адаптации детей.

 

Список литературы.

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2006 Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006

5. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 20

8. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

9. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада. Тема: «Поморские…

Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада Тема: «Поморские посиделки» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать...

Рабочая программа второй младшей группы, реализующая программу «От рождения до…

Рабочая программа второй младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (Мозаика -...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...