Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр

Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по определенной системе, что предполагает ее постепенное усложнение по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями.

На подготовительном этапе осуществляется развитие у детей предпосылок к театрализованной деятельности и предполагается формирование мотивационно - потребностного компонента. При этом решаются следующие задачи:

- создание благоприятных эмоциональных условий;

- установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребенком при их взаимодействии;

- развитие у детей положительного эмоционального отношения к взрослым и сверстникам, окружающему миру.

Характерной особенностью дошкольников с ЗПР является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Дети испытывают сложности, как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением заданного сюжета, так и с созданием собственных замыслов. Наблюдая за играми дошкольников, можно увидеть, что дети скованны, мало эмоциональны.

Более того, разные опоры (наглядная и словесная) не являются для дошкольников с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

В режиссерских играх цепочки игровых действий не обобщаются и не заменяются словом. Дети испытывают трудности в использовании ролевой речи. При выполнении заданий дошкольники с ЗПР нуждаются в разных видах помощи взрослого: эмоциональной, вербально - направляющей, наглядно организующей и обучающей.

Очень важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в разных театрализованных играх; включаться в творческую деятельность совместно со взрослым. Поэтому при организации работы по театрализованной деятельности ставили следующую цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Коррекционная работа началась с приобщения детей к театру. На занятиях и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольно - плоскостном театре и на фланелеграфе. Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках.

Для более успешного решения коррекционных задач, были определены составляющие компоненты общения с детьми, которыми явились: постановка для педагога цели общения, создание атмосферы увлеченности, демонстрация расположенности педагога к ребенку, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через авансирование, оказание разных видов помощи, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика, выразительность речи).

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; сформировать представления детей о композиционном построении сказок и умения целостно видеть воображаемый сюжет и образ.

Детям предлагаются различные задания, в которых они должны пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно, по очереди, по частям, а также дети вместе с педагогом учатся составлять «фильм-сказку» из предложенных картинок, из разрезных картинок, изображающих эпизоды сюжета. Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально-чувственного опыта является чтение сказки с последующей беседой и показом к ней иллюстраций. В процессе обсуждения сказки дети учатся видеть отдельные эпизоды, выражать свое отношение к героям. При рассматривании иллюстраций детям объяснялось, что на картинках художник передает настроение героя, его чувства (радость, испуг, удивление), которые выражены в мимике и пантомимике (жесты, позы). Должное место в работе занял такой прием, как слушание сказки с музыкальной иллюстрацией. Как известно, музыка в силу своего эмоционально – образного начала помогает увидеть ситуацию и почувствовать ее. Детям предлагалось послушать музыку и запомнить, какая мелодия соответствует какому персонажу, узнать после повторного прослушивания к какому образу относится данная мелодия.

Как известно, для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрализованно-игровой деятельности.

Овладение детьми элементами техники, перевоплощение в образы персонажей осуществляется постепенно. Сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем овладевать пластической выразительностью и только после этого ставится задача целостного воплощения образа персонажа.

Перевоплощение предполагает и пластическую выразительность сценического образа. Поэтому учим детей невербальному выражению образов персонажей, овладению способами пантомимической выразительности. В обучении способам невербальной передачи образа используется серия заданий. При этом в одних заданиях передаваемые воображаемые действия требуют отдельного физического напряжения и усилия тела: «полить цветы из лейки», «подмести пол», «замесить воображаемое тесто»), в других действия не связаны с большим физическим напряжением, а передаются кистью, пальцами руки: «расчесать волосы», «помыть руки», «нанизать бусы». При выполнении игровых заданий всегда определяются обстоятельство и цель задания.

В процессе обучения детей передаче образа используется прием сопоставления физических ощущений, возникающих при передаче воображаемых действий с реальными предметами. Детям предлагается сначала выполнить действия с реальными предметами, затем с воображаемыми и снова с реальными. Чтобы помочь ребенку удерживать в воображении заданный образ и конкретизировать действиями его эмоциональное состояние, ему предлагаем использовать «речевую поддержку» (мысленное проговаривание текста).

На этом же этапе обучения дети овладевают способами организации сюжета построения сказки, приемами повторности, троекратности повторения эпизодов, цепного построения композиции.

Все общение с ребенком в процессе обучения направленно на создание ситуации успеха. Известно, что только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ребенку преодолевать свой страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание. Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех. На всех этапах коррекционной работы особое значение придается использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя уверенно, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности.

За время обучения значительно повысились показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональные состояния героев, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Таким образом, театрализованная игра полезна для формирования у детей с задержкой психического развития умений декодировать эмоции, опознавать характерные мимические изменения в соответствии с модальностью эмоций, которые способствуют успешному осуществлению социальных контактов и социальной адаптации детей.

 

Список литературы.

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2006 Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006

5. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 20

8. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

9. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.



Новые публикации

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Читайте также

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Самообразование «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»

Самообразование «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения» Цель: Повышение профессиональной компетентности на основе использования лэпбука. Задачи: 1. Познакомиться с технологией лэпбук. 2. Повысить...

Распространение опыта по изучению цветов. Проект «Цветная неделя» в средней…

Распространение опыта по изучению цветов. Проект «Цветная неделя» в средней группе Участники проекта: Дети, родители, воспитатель средней группы. Тип проекта: По доминирующей...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно-эстетическое развитие (рисование) в старшей группе. Тема: «Корзина с осенними листьями»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе д/игры « Чьи листья? » Задачи: создать условия для: - формирования умений рисовать акварельными красками; - закрепления правил работы с кистью; - развития моторики рук, цветового восприятия, воображения. Ход Яркими красками листья сверкают- Ветер...

"День Нептуна"

План развлечения: Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни. Задачи: Создать радостное настроение детей во время развлечения. Закреплять и совершенствовать приобретенные навыки и умения. Развивать способность детей проявлять смекалку, выносливость, сноровку во время выполнения заданий радоваться успехам других. Предварительная...

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков».   Цель : Закреплять знания детей о дорожных знаках. Задачи:   Дать детям представления о новом дорожным знаком и его значении. Закреплять представления детей об уже...

" Осень , осень в гости просим"

Конспект занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» по теме  «Осень, осень в гости просим» с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в подготовительной к школе группе Программное содержание: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между...