Анализ исследований по проблеме развития патриотических чувств у дошкольников через музыкальное воспитание

Патриотизм – многогранное понятие. В самом простом виде его можно охарактеризовать как любовь к Родине. Исторически сложилось, что патриотизм и любовь к Родине в нашей стране были чертой национального характера. В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, рассматривающей патриотизм как категорию нравственную.

Государственный подход к воспитанию патриотизма в молодом поколении проявляется в освещении данного вопроса в документах, регламентирующих деятельность образовательной системы России.

Так, в Конвенции о правах ребенка говорится: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». Таким образом, воспитание патриотизма декларируется как государственная задача современной педагогики.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает следующие задачи патриотического образования:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Таким образом, патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.

Термин «патриотизм» употребляется в различных ситуациях и контексте, разнообразен также диапазон его толкования.

И.Е. Кравцов дает следующее определение исследуемого нами понятия: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

И.Ф. Харламов и Т.Н. Малькорская рассматривают патриотизм как совокупную взаимосвязь нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение традиций народа, бережное отношение к истории и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов.

Задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование системы знаний (начальных представлений и понятий) о своей Родине.
  2. Воспитание интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости к событиям общественной жизни страны.
  3. Включение в практическую деятельность по применению полученных знаний, накопление опыта деятельного отношения к окружающему миру, формирование потребности быть полезным обществу.
  4. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края.
  5. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Таким образом, понятие патриотизма широко и многогранно, а задачи, возложенные на патриотическое воспитание дошкольников, могут быть решены с помощью использования разнообразных средств. Одним из них, безусловно, является музыка.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – говорил Аристотель.

Музыкальное воспитание дошкольников располагает широким спектром возможностей для развития патриотических чувств.

Например, выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Средством патриотического воспитания может быть не только песенная лирика, но и подобранные в соответствии с возрастом произведения художественной литературы, слушание которых сопровождается звучанием музыки.

Музыка способна сохранению визуальных впечатлений на длительный период. Это можно использовать при знакомстве с родным городом (прогулка, экскурсия, просмотр фильма или фотографий), усиливая показ музыкальным сопровождением. Дети чутко воспринимают музыкальные интонации: героическую, шутливую, лирическую и т.п.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, происходит воспитание в них чувства патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости.

Патриотическое воспитание дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к своей матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар, они вызывают искренние и непосредственные чувства малышей.

Патриотическому воспитанию дошкольников способствует богатство и разнообразие содержания детского фольклора. Народные песни и народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности, обладают художественной привлекательностью и познавательной ценностью. Через народную музыку дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Народные пословицы и поговорки, частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание глубже познакомиться с ним.

Таким образом, народное музыкальное искусство мощным воспитательным ресурсом включается в повседневную жизнь дошкольников и становится неотъемлемой частью патриотического воспитания.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги – вот те черты, которые вызывают уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют песни военной тематики.

Патриотическое воспитание дошкольников не оставляет без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство с великими классиками русской музыки. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского, которого называли «певцом родной природы», слушают произведения С. Прокофьева, А. Гречанинова, А. Свиридова, Д. Кабалевского, знакомятся с их биографией.

Если человек чувствует и понимает музыку, живопись, если он любит стихи и любит петь, это значит, что человек любит окружающий мир, а значит – не может быть черствым, грубым и безжалостным.

Автор программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова отмечает, что «музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни».

Педагоги имеют возможность использовать в своей практике музыкальные произведения, являющиеся эталонами красоты высокого искусства. Экспериментальная работа с дошкольниками свидетельствует о том, что при использовании гибких методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в результате прочувствования, а также эмоциональной и интеллектуальной оценки таких произведений достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития ребенка.

Создание педагогической системы, основанной на произведениях музыкальной классики, требует решения проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребенка. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

В книге «Музыкальное воспитание» О.П. Радынова отмечает важную роль музыки в формировании личностных качеств человека и его духовного мира еще с древнейших времен. Так, в Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека и доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие – нет.

Приобретая определенные знания о музыке, дети приобщаются к музыкальному искусству. При этом важно, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей и вкусов детей.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкального воспитания будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

В книге О.П. Радыновой отмечается выдающаяся роль советского композитора, педагога-просветителя Д.Б. Кабалевского, который создал существующую в России систему музыкального воспитания дошкольников, построенную на признании ведущей роли восприятия музыки. Система Д.Б. Кабалевского – это ряд взаимосвязанных тем, позволяющих идти от простого к сложному, опираясь на знакомые детям понятия, музыкальные интонации, формы, виды музыки. Такой принцип способствует не только музыкальному образованию ребенка, но формирует все его личностные качества. Данный принцип лёг в основу разработанного нами методического комплекса по патриотическому воспитанию дошкольников (приложение 1).

Итак, формирование патриотизма у дошкольников заключается в логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является музыкальное воспитание к рассмотрению которого мы переходим в следующем параграфе.

 

Литература:

  1. Аристотель. Соч. в 4-х т. т. IV – М.: Академия, 2004
  2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей / В.П. Анисимов. – М. : Владос, - 2004. – 127 с.
  3. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость целенаправленного воспитания. Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 240.
  4. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Собр. соч. под ред. В.В. Давыдова. – М.:Наука, 1982. Т 2.
  5. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. - 2005. - №6. - с. 59 -63.
  6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии / А.Г. Гогоберидзе, А.Г. Деркунская. Ростов на Дону, Феникс, - 2008. – 428 с.
  7.  Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 2005. - 224 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста:…

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста: «Научим Буратино финансовой грамотности» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...

Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении»

Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» (Из опыта работы.) Слайд 1 титульный. Слайд 2 (Цель) Работа в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется иным содержанием –...

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Читайте также

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок» Цель: выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. формирование...

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети...