Роль семей воспитанников в адаптационном периоде детей младшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены эффективные методы воздействия на родительскую общественность с целью прохождения адаптационном периоде детей младшего дошкольного возраста в легкой форме, в которых акцентируется внимание на приоритетную роль семей воспитанников в данном вопросе. В статье определяется содержание обобщенного материала педагогического опыта воспитателя, работающего с детьми младшего дошкольного возраста.

Статья может быть полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах раннего и младшего дошкольного возраста, родителям воспитанников.

 

Вот и настал момент для родителей, когда их ребёнок первый раз идёт в детский сад! Практически все семьи переживают этот момент с особой тревогой. Каждый из родителей переживают, как их малыш привыкнет к новой обстановке, детям, воспитателям, возможно и к новому режиму дня.

Исходя из своего педагогического опыта, я делаю выводы, что сами семьи воспитанников играют большую роль в том, чтобы адаптационный период ребёнка прошел в лёгкой форме. А, что же это означает – легкая форма адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению? Что необходимо сделать семьям воспитанников, чтобы их дети легко прошли этот период? Какая предварительная работа должна быть пройдена? Как оказать психолого-педагогическую помощь «беспокойным» мамочкам и папочкам, а также бабушкам и дедушкам, как известно последние играют огромную роль в тревожности пап и мам.

С чего необходимо начать? Попробуем разобраться совсем последовательно.

В первую очередь для этого родители должны сформировать у детей положительное отношение к детскому саду, рассказывать о том, что их малыш будет делать в течении дня, например, играть красивыми и интересными игрушками, заведёт новых друзей, пойдёт с ними на прогулку и многое другое.

Так же немало важным аспектом является временное расставание детей с родителями. При расставании с ребёнком утром, я, исходя из своего педагогического опыта, советую своим родителям не показывать свой страх, тревожность и беспокойство, мотивирую провожать детей в группу с улыбкой на лице, с нежностью, вниманием, любовью. Несомненно, ребёнок увидит, что мама и папа спокойны, значит и он будет со временем иметь положительный настрой при приходе в детский сад, сохранять этот настрой в течение всего дня.

Большой ошибкой родителей является то, что они поддаются уговорам детей, например, оставить его дома, когда он настоятельно просит этого, даже если дети при этом плачут, кричать, требуют, закатывают, как говорят истерики, не водить его в детский сад в этот день большая ошибка. Но нельзя оставить и тот факт, что родители, хорошо зная своего ребенка, должны знать причину этих капризов, ведь может быть они совсем не случайны, ребенок может начинать заболевать, плохо себя чувствовать, а иногда бывает и такое, что дети просто боятся идти в детский сад. Из многочисленной практики, к сожалению, нам известны такие отрицательные случаи не компетентного поведения педагогов, у которых данная профессия не призвание, а лишь обыденность жизненной ситуации.

Вернемся к причине, которая не является основанием идти на поводу у ребенка – не хочу в детский сад, потому что я так хочу. Дети младшего дошкольного возраста быстро понимают слабость родителей на их слёзы и в дальнейшем они могут так манипулировать ими, что родители, сами не осознавая, как это произошло, выполняют прихоть своих чад.

Своим родителям я всегда даю один очень верный и эффективный совет - прощаясь с ребёнком, не обещайте ему, что заберёте его до сна или самым первым из всех детей, еще хуже обещать прийти сразу, не выдержав самим. Как показывает практика, обещания не исполняются, а дети продолжают ждать, тем самым находятся в повышенной тревожности, ежеминутном ожидании, в стрессе.

Всегда прошу родителей не уходить внезапно, когда малыш, например, отвернётся, отвлечется на что-нибудь или кого то. Понимая, что мама или папа находятся за его спиной, обернувшись, дети испытывают ужас, для них это сильная потеря на этот момент. Впоследствии у детей формируется страх, что мама или папа могут исчезнуть в любой момент, для них в этом возрасте это потрясение, что только усилят страх малыша при дальнейших расставаниях.

Беседуя с детьми дома, родителям, с целью положительного результата адаптации, просто необходимо ежедневно говорить с ребенком о детском саде, хвалить все то, что там происходит, делиться своим личным опытам из своего детства, положительно отзываться о воспитателях, сотрудниках детского сада. Как известно, зачастую происходит обратное. Родители между собой дома, по телефону с родственниками обсуждают дошкольное учреждение с отрицательной позиции. Родителям всегда кажется, что их дети еще слишком малы, чтобы понимать, о чем идет речь в разговоре – это их упущение. На дворе 21 век, мы другие, дети наши совсем не такие как мы были в своем детстве. Младшие дошкольники легко адаптируются в современном мире, легко владеют технологиями, все это говорит о том, что мышление их на достаточно высоком уровне, а значит, они все слышат и понимают о чем так грубо и громко говорит мама папе, почему ругает детский сад и воспитателей. Я всегда пытаюсь достучаться до родителей, систематически работаю над этим вопросом, беседую с каждым индивидуально - если у вас произойдёт какая-то конфликтная ситуация с работниками детского сада, то никогда не выясняйте её при ребёнке и тем более нельзя, чтобы малыш слышал как родители повышают голос на воспитателя. Это всегда негативно сказывается на желание ребёнка посещать детский сад.

Важным фактором для успешной адаптации детей является соблюдение режима дня не только в детском саду, но и дома в выходные дни. Если всё же не смотря на положительный настрой родителей, ребёнок тяжело привыкает к новой обстановке, то можно сократить время пребывания ребёнка в детском саду, например, не посещать его в среду, тем самым дав ребёнку отдохнуть один дополнительный день и провести его дома в привычной обстановке. При этом время, проведённое дома, не должно пройти зря. Своим родителям я советую проявите свою любовь, поиграть с малышом в спокойные игры, лишний раз напомнить, что веселее играть с другими детьми в детском саду, чем одному дома, почитать малышу любимые сказки и естественно никогда не забывать про режимные моменты, соблюдение единых правил как в воспитании, так и в оздоровлении воспитанников.

Каждому педагогу, конечно, хочется и они считают это большим плюсом в успешной адаптации, если родители научат ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой, есть разнообразную еду, проситься и ходить в туалет, убирать за собой игрушки, а так же делиться ими с другими детьми. Зачастую, вновь прибывшие дети в детский сад лишены этих умений и навыков, естественно в таком случае большая часть обучения возлагается на дошкольное учреждение.

В своей статье я поделилась своим положительным опытом взаимодействия с семьями воспитанников в процессе адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста. Надеюсь, что ознакомившись с моим опытом коллеги, педагоги, родители, найдут для себя, что то новое и полезное, применят мои подходы в своей деятельности с детьми.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать обобщающий вывод о том, что семьи воспитанников играют первую роль в подготовке ребёнка к детскому саду. Проявляя свою любовь, понимание и заботу пожелаю каждому из родителей научить ребёнка элементарным легким правилам, навыкам и тогда адаптация пройдёт намного легче!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия: «Мир профессий»

Конспект занятия: «Мир профессий» Для младшей группы Цель занятия: Укрепить знания о профессиях людей. Задачи: - обобщать знания детей о профессиях; - научить детей отвечать...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Читайте также

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...