Активные методы работы с педагогами и нетрадиционные формы организации методической работы на советах педагогов как условие непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических кадров учреждения

(Из опыта работы)

Совет педагогов - постоянно действующий орган самоуправления, коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, где обсуждаются и решаются вопросы, связанные с основными направлениями деятельности ДОУ (К.Ю. Белая). В настоящее время педагогический совет -это консилиум педагогов-профессионалов, и именно он обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива.

Совет педагогов является основной формой методической работы, изменение структуры которого позволяет модернизировать и содержание профессиональной деятельности педагогов. Заседания советов педагогов, проведенные с использованием методов активного включения каждого члена коллектива в творческий процесс выдвижения, анализа и выработки конкретного решения, способствуют росту педагогического мастерства, развивают творческое мышление, интерес к методической работе.

Ниже представлены активные методы работы с педагогами и нетрадиционные формы организации рассмотрения проблемы в структуре методической работы на советах педагогов.

Деловая игра «Наденьте шляпы, господа» (альтернативная форма всестороннего рассмотрения проблемы, вопроса, темы)

Накануне совета педагогов готовится аудитория, где размещается несколько столов с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты шляп шести цветов белого, красного, синего, черного, зеленого и желтого, по одной шляпе на столе. Шляпы накрываются тканью.

После размещения педагогов за столами и сообщения им темы обсуждения предлагается следующий вариант коллективной работы.

Ведущий. Само слово «совет» подразумевает общее обсуждение одной проблемы, рассмотрение ее со всех возможных сторон, совещание по одному вопросу с целью прийти к единому мнению, выработать единую стратегию деятельности или хотя бы наметить пути ее решения.

Один мудрец сказал: «Сядь и подумай! Найди в своем вопросе все «плюсы» и «минусы», и ты увидишь его значимость для себя. Проживи все эмоции, которые способна вызвать в тебе эта проблема, и ты освободишься от эмоций и сможешь объективно судить о ней. Оцени свою проблему со всех сторон, и тогда ты сможешь накопить значимый опыт и обратить свою проблему в возможность раскрыть себя, самореализоваться».

Сегодня я предлагаю вам сесть и подумать над нашей проблемой. Но не просто подумать, а подумать максимально эффективно за минимально короткий отрезок времени. Исследователь Эдвард де Боно разработал метод обучения эффективному мышлению и назвал его «Шесть шляп мышления». Он, конечно, подразумевал осмысление одним человеком значимого для него вопроса: «надевая» по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.

Но нам с вами интереснее и эффективнее будет работать коллективом, т. е. группами рассматривать нашу проблему с разных сторон. Именно поэтому я попросила вас сесть сегодня такими группами, в составе которых, на мой взгляд, работа будет проходить наиболее эффективно. Каждая группа будет представлять свою шляпу, т. е. постарается описать для нас проблему со своей стороны. Всего шляп - - шесть: белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя.

Откройте, пожалуйста, свои шляпы (они скрыты под тканью) и приготовьтесь слушать задание.

Каждая группа находит свою шляпу.

Итак, группа Белой шляпы работает только с фактами, цифрами, событиями. Участникам необходимо освободиться от эмоций, стать как можно более беспристрастными в своих суждениях.

Группа Черной шляпы отмечает все негативные стороны события, явления, проблемы. Данная позиция помогает группе оценить риски при реализации проблемы, осуществлении явления, события.

Группа Желтой шляпы раскрывает все ресурсы, положительные стороны ситуации; она помогает увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Группа Красной шляпы преподносит событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках, тем самым создавая условия для обрабатывания эмоций, благодаря чему они не будут мешать работе.

Группа Зеленой шляпы актуализирует творческое мышление, организует нестандартный подход к решению задачи, осуществляет поиск новых способов и приемов решения проблемы, ситуации.

И наконец, группа Синей шляпы помогает найти смысл в осуществляемой деятельности, старается продуктивно управлять процессом мышления для обобщения накопленного опыта; вписывает проблему в контекст глобальных событий в педагогике, психологии, методологии и мироустройстве в целом. Группа философски осмысливает событие, явление, понимая, что одна проблема есть отражение более общих механизмов и сил, действующих во вселенной...

На осмысление проблемы отводится 20 минут. Если возникнут какие-то вопросы, вы можете обратиться ко мне. К концу указанного времени вам необходимо не только подготовить выступление, но и, конечно, определиться с выступающим (зачастую это бывает более сложным заданием). Желаю удачи! Можно приступать к работе.

Группы работают над заданием 20 минут. По истечении указанного времени следуют выступления от каждой группы с возможным обсуждением. Последней выступает группа Синей шляпы с итогами всех выступлений в добавление к своему мнению. После всех выступлений ведущий подводит итог, принимается коллегиальное решение проблемы на основе всестороннего анализе.

Деловая игра «Суд» (альтернативная форма всестороннего рассмотрения проблемы, вопроса, темы)

Ход игры

1. Вводная часть

  • Распределение ролей (презентация участников, выполняющих главные роли).
  • Объявление правил игры.

2. Основная часть.

  • Выступление «свидетелей» защиты и обвинения «подсудимого» (регламент — 3,5 минуты) с последующим ответом на вопросы «присяжных заседателей».
  • Вынесение приговора» «судом присяжных»:

а) пятиминутное обдумывание каждым членом «суда присяжных» своего решения с его обоснованием (без какого-либо осуждения с другими «присяжными»);

б) совместное обсуждение с вынесением вердикта с обязательной доказательной презентацией своего решения.

3. Подведете итога игры с вынесением решения совета педагогов.

Правила игры

1. В ходе игры запрещается:

  • перебивать выступающего;
  • говорить не по теме, возвращаться к ранее обсужденному и получившему ответ вопросу (исключение — обсуждение проблемы «судом присяжных»);
  • в своей рем использовать выражения и интонации, нарушающие права достоинства другого человека.

2. В ходе игры необходимо:

  • выражать сое мнение относительно конкретной ситуации; соблюдать установленный регламент выступления независимо от этапа игры — 4—5 минут (исключение — речь «свидетелей»);
  • относиться с уважением к выступающему, слушать и слышать другого человека.

3. В ходе игры приветствуются:

  • творческое отношение к реализации игрового замысла;
  • активность участников;
  • доброжелательная атмосфера игры.

Метод активного осознания перспективных целей решения проблемы «Подвижные четверки»

Данный метод дает не только возможность коллегиального обсуждения и вынесения решения по определенной проблеме, но и помогает каждому педагогу связать свои цели с целями всего коллектива; способствует развитию гибкости мышления, а также объединению всех в единый целостный коллектив.

Перед началом совета педагогов стулья в зале размещаются таким образом, чтобы участникам не трудно было объединить их в несколько групп по четыре места в каждой. Данный метод может быть реализован после ознакомления педагогов с существующей проблемой.

Ведущая. Я хочу предложить вам постараться найти оптимальные цели и пути решения намеченной проблемы. Пожалуйста, встаньте и свободно походите по залу: подумайте, с кем из участников вы бы хотели сейчас обсудить свои представления и пожелания по решению указанной проблемы. Выберите трех человек. Объединитесь в четверки. Обсудите в своей четверке, как вы представляете дальнейшие цели педагогического коллектива ДОУ. Постарайтесь пошагово распределить эти задачи (шаги, цели) на какую-либо перспективу. Регламент работы группы - 10 минут. Вам не нужно следить за временем, я буду предупреждать вас о его окончании.

А теперь мне бы хотелось, чтобы один из участников каждой четверки покинул ее и продолжил работу в другой подгруппе. Сначала коротко обсудите, кому из вас стоит сделать это первому. Регламент — 1 минута.

Теперь пусть эти люди покинут свои четверки и присоединятся к другим подгруппам. Продолжите обсуждение своих целей в новом составе. Коротко расскажите новому члену четверки о том, к чему вы пришли, и попытайтесь еще раз определить наиболее важные цели нашей работы. Регламент тот же —10 минут.

Теперь я хотела бы, чтобы сразу два участника из каждой четверки перешли в другую подгруппу. Но это должны быть не те участники, кто присоединился к четверке на прошлом этапе! Каждый из них должен найти себе новую группу. Не осуществляйте попарный переход. Обсудите, кто сменит подгруппу в этот раз. Пусть эти люди перейдут в другие четверки.

Сообщите новым членам группы, к какому мнению вы пришли до него, и продолжайте дальше уточнять свои цели. У вас есть еще 10 минут.

А теперь вам необходимо определить две наиболее важные цели и записать их на листе бумаги. У вас опять есть 10 минут.

Теперь каждая группа расскажет о своих взглядах на дальнейшую перспективу нашей совместной деятельности по решению выдвинутой проблемы.

Предложения педагогов записываются на доске. Далее дискуссионно обсуждаются, находятся общие цели, выделяются приоритетные, удаляются несущественные. В итоге выносится коллегиальное решение.

Дискуссия и прения как методы организации обсуждения проблемы (вопроса, темы)

Дискуссия и прения — методы, призванные научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения.

Все дискуссии и прения по теме должны быть подчинены следующим правилам.

  1. Каждому необходимо высказать свое мнение.
  2. Внимательно выслушивать оппонента.
  3. Не перебивать.
  4. Аргументированно подтверждать свою позицию.
  5. Не повторяться.
  6. Не допускать личной конфронтации.
  7. Поддерживать дружескую атмосферу.
  8. Сохранять беспристрастность.
  9. Не оценивать выступающих, не выслушав их до конца и не поняв их позицию.

Использование нетрадиционных форм активизации педагогов на совете педагогов по теме «Талант воспитателя: в чем он?»

Ведущая. Сегодня мы поговорим о талантах. Задумывались ли вы о теме сегодняшней встречи? Что такое талант? (Мнения педагогов.) Хорошо. Что же такое талант воспитателя? Я имею в виду воспитателя в широком смысле этого слова. Ведь каждый из нас - воспитатель: находясь рядом с детьми каждый день, мы отражаемся в них как в зеркалах.

Так что это — талант воспитателя? В чем же он? Давайте поступим следующим образом: разделите лист в своих тетрадях на две половины. Затем, не советуясь и не обсуждая, в первой колонке напишите список самых главных качеств, которые, на ваш взгляд, заключают в себе талант воспитателя, педагога.

Индивидуальная работа педагогов.

Ведущая. Теперь закройте тетради. Мы вернемся к ним чуть позже.

Давайте сейчас немного поиграем. Предлагаю вам игру, которая называется «Багаж».

Деловая игра «Багаж» (Регламент части 3 минуты.)

Ведущая. Представьте себе, что в самом лучшем городе на свете, в самом лучшем его здании открывается новый оборудованный по последнему слову науки и техники детский сад. В нем не хватает только коллектива педагогов. Нам пришло письмо с приглашением поучаствовать в отборе работников на вакантные должности. Едем?

Мы стоим в порту возле самого комфортабельного корабля, какой только бывает на свете. (Рисует на доске корабль.) Подняться на борт мы сможем, только предъявив своего рода билет — назвав свою миссию, с которой мы отправляемся в путь. (Регламент части -2 минуты.) Итак, каждому из вас нужно выбрать для себя важную, на ваш взгляд, миссию, т. е. педагогическую профессию в детском саду - реальную или совсем фантастическую, и определить для нее круг обязанностей. Главное - помните, что ваша профессия - важная и очень ценная! (Регламент части 17 минут.) Теперь каждому из вас дается слово: постарайтесь убедить нас, почему именно ваша профессия так важна и почему именно вы ей соответствуете в большей мере. (Выступления педагогов)

(Регламент части — 2 минуты.) Ну что, команда в сборе! Отправляемся в путешествие? Нет! Мы же забыли багаж! Но багаж наш не простой — это лучшие качества, действия, отношения талантливого педагога, которые помогут ему в выполнении своей миссии. Предлагаю вам взять с собой по десять качеств, самых, на ваш взгляд, необходимых. Запишите их на этих листках. (Индивидуальная работа педагогов)

(Регламент части 8 минут.) Поехали! Долго ли, коротко ли плыли... И вот — шторм! Корабль терпит крушение, и нам срочно нужно эвакуироваться в шлюпки. Места в них, конечно, мало, поэтому возьмите с собой только по одному предмету -слову из списка — самому главному. Оторвите ненужные слова. Бросайте ваши записки в эту коробку! Скорее!.. Уф! Выплыли! Ну, разбирайте не глядя бумажки из коробки. Посмотрите, что вам досталось? Расскажите нам, нужное качество вам попало или нет?.. Тот, кто выбрал именно это качество, попробует отстоять свое мнение или лучше пожелает остаться неизвестным?.. (Ведущий записывает на доске список коллективно отобранных качеств.)

(Регламент части 10 минут) Плыли мы, плыли и, наконец, добрались до места. Но что это? Это место — совсем не то, что нам обещали! И обратной дороги нет... Корабль-то уплыл! И больше никакого транспорта, пока связь с Большой землей не восстановят, а это произойдет очень не скоро. Нас встречает представитель местного муниципалитета и предлагает каждому высказать пожелания о том, какую работу вы бы хотели получить, на какую зарплату рассчитываете и на что ее должно хватить.

Если у педагогов появятся дополнительные вопросы или затруднения, предлагается следующее описание: в этом городке есть одна школа и один детский сад. Дети в группах разного-возраста, говорят на иностранном языке, есть продовольственный магазин и магазин одежды, музей истории Большой земли, рынок, существует охотничий промысел, а также ткацкая фабрика и молокоперерабатывающий завод. Если вопросы у педагогов не появятся, сообщить о наличии вакантных мест в городке.

(Регламент части 17 минут.) А теперь прошу вас ответить на три вопроса:

  1. Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?
  2. Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
  3. Каким образом собираетесь зарабатывать деньги? (Выступления педагогов.)

Самолет! Спасатели! Возвращаемся домой! (Регламент части 10 минут.) Мы вернулись и теперь можем обсудить состоявшуюся игру. Целью игры было определение профессиональных и личностных ресурсов каждого участника; самоопределение в жизненных и профессиональных ценностях, выявление скрытого творческого потенциала, уровня притязаний, самооценки, коммуникативных качеств. Скажите, приобрели ли вы в игре новый опыт? Что дало лично вам участие в этом «путешествии»? Было ли сложно? А что помогло? (Ответы педагогов.)

(Регламент части 2 минуты.) Давайте подумаем (каждый про себя): какую роль играю я на большом корабле под названием «Детство»? Все ли я делаю правильно? Что в моих силах сделать еще?

В заключение давайте обратимся к нашим записям, которые мы сделали в самом начале сегодняшней встречи. Помните, мы записали качества, заключенные в таланте воспитателя? А на доске — список качеств, которые были отобраны вами как самые главные для талантливого педагога. Сравните свои записи с общим мнением. Все ли совпадает? Есть ли существенные расхождения? Хочет ли кто-нибудь поделиться с нами своими мыслями?

В завершение позвольте пожелать успехов в вашей работе, стремитесь и далее накапливать в себе те качества, о которых мы сегодня говорили.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Читайте также

Информационный проект «Улицы моего города»

Информационный проект «Улицы моего города»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...