Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я заинтересовалась таким метом как кейс-технология, решила более досконально изучить его и применять в своей работе.

Ценность кейс-технологии заключается в том, что дети учатся исследовать проблему, находить решение и обосновывать свое мнение. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.

Передо мной стояла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, анализировать ситуацию, делать самостоятельно выводы.

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.

Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:

  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие связной речи.
  • Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь.
  • Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.

Суть кейс-метода в работе с детьми с ОНР заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Ценность такого метода заключается в том, что ребенок учится:

  • отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;
  • развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;
  • развивать способность вести конструктивный диалог;
  • развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Я решила изучить и применить следующие виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

1) кейс-ситуации;

2) кейс-иллюстрации;

3) фото-кейс.

1. Технология кейс-ситуации – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Создание такой кейс-ситуации получалось спонтанно. Во время проведения мероприятия, посвященного подвигу 131 отдельного мотопонтонного мостового батальона во время ВОВ, возникла кейс-ситуация, из которой детям предлагалось найти выход.

Суть вопроса:

Во время войны перед понтонерами была поставлена задача обеспечить переправу бойцов с тяжелой техникой – танками – через реку Оку. Но моста нет, его разбомбили немцы. Что делать?

Выход из ситуации:

Предложения детей:

- Доплыть до берега вплавь.

Размышления: Река широкая, плавать не все умеют. Танки утонут.

- Взять топор, срубить дерево и положить.

Размышления: Дерево не достанет до другого берега и не выдержит людей и технику.

- Построить новый мост.

Размышления: Это очень долго и сложно, а времени нет.

Вывод:

Понтонеры в тяжелых условиях выполняли задания командования – строили понтонные мосты.

В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.

2. Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»

1

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Мы с воспитателем показали иллюстрацию картинки «Нужно ли быть вежливым?» и предложили детям обсудить, что же произошло. Дети высказывали свое мнение и видение данной ситуации. Миша даже заметил, что возмущается одна бабушка, а у другой только удивленные глаза, и она молчит. Все задумались, почему так. Предположений и рассуждений детей было много, каждому хотелось высказаться. Каждый находил свои собственные решения, доказывал, почему считает их правильными. Нашей задачей было, чтобы дети самостоятельно пришли к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

3. «Фото-кейс». В него входит:

— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;

— текст к кейсу, который описывает события;

— вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Фото-кейс «Кирилл не ест молочную кашу»

2

Цель: Создать мотивацию необходимости кушать на завтрак кашу.

Текст: В детском саду наступило время завтрака. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную кашу. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Кирилл сидел над тарелкой и не ел кашу.

Вопросы: Почему Кирилл не ест кашу? Чем полезна каша? Как бы ты поступил на его месте?

Обсуждая проблемную ситуацию, дети искали причину, почему Кирилл не хочет есть. Предположения были разными: ему нездоровится, болит живот, позавтракал дома, не любит такую кашу, у него нет настроения, он не проголодался. Дети решили поговорить о том, как появилась эта каша на завтрак, кто приготовил ее, из каких продуктов, чем она полезна. Светы детей были разнообразными: «Пусть не ест, если не хочет», «Нужно сказать ему так: ложку за маму, ложку за папу», «Если попробовать – вдруг понравится». Было даже и такое предложение – подумать о голодающих детях блокадного Ленинграда. Ребенок, который это предложил, вспомнил о проведенной нами Всероссийской акции «Блокадный хлеб». Кирилл ответил, что подумает, расскажет обо всем родителям, посоветуется с ними и примет решение.

Фото-кейс «Случай во время обеда»

3

Цель: Формирование культуры поведения за столом.

Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разложила еду по тарелкам. Все стали обедать, только Максим сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.

Вопросы: Что произошло? Почему у Максима не было ложки? Как поступить в этой ситуации?

При обсуждении рассматривались различные предложения: Максим должен встать и сам взять ложку, но Милана заметила, что в моечную детям нельзя заходить. Был и такой вариант – Татьяна Николаевна (помощник воспитателя) или Анна Ивановна (воспитатель) принесут Максиму ложку. И наконец, предложили дежурным исправить свою ошибку, быть более внимательными и в следующий раз не допускать такой ситуации.

Фото-кейс «Самостоятельность»

4

Цель: Формировать основы безопасного поведения при выходе на прогулку.

Текст: Группа детей при выходе на прогулку должна была спускаться по ступенькам, держась за перила. Только Алиса не послушалась воспитателя и начала спускаться самостоятельно, не держась за перила.

Вопросы: Что неправильно сделала Алиса? Почему так произошло? Как правильно поступить? Всегда ли нужна такая самостоятельность? Как проявлять свою самостоятельность в коллективе?

Мнения детей при обсуждении были противоположными. Некоторые считали, что нужна самостоятельность, но другие говорили, что нужно соблюдать правила поведения в коллективе. Много рассуждений было по поводу безопасности, к чему может привести ее несоблюдение.

В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.

В процессе освоения и применения нами кейс-технологии в работе с детьми, были получены неплохие результаты:

  • дети пополняли необходимую информацию в общении;
  • научились задавать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • научились не только отстаивать свое мнение, но и считаться с мнением других участников, работать в команде;
  • научились понимать ситуацию, находить из нее выход, аргументировать свое мнение.

Подводя итог, можно надеяться, что наши воспитанники смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни, будут людьми «думающими», способными мыслить аналитически.



Новые публикации

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое…

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето»...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с приоритетными задачами по ознакомлению с окружающим…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с приоритетными задачами по ознакомлению с окружающим (в том числе по экологическому образованию) с дошкольниками подготовительной к...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Беседа по картине…

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями...

Дидактическое пособие: Интеллект-карта на тему «Насекомые»

Дидактическое пособие: Интеллект-карта на тему «Насекомые» Интеллект- карта — это особый вид запоминания информации, в форме развивающей игры. Цель: закрепление знаний детей...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Хищные животные нашего края»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности. Задачи: создать условия для: - формирования умения сопоставлять, сравнивать; - развития наблюдательности, внимания, мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; - развития связной речи детей. Ход Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам стихотворение –загадку:...

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» В группе компенсирующей направленности №1 МАДОУ ДС №473 г. Челябинска, для детей с нарушением интеллекта.   Составил: Бондаренко Н.В., воспитатель Высшей категории   Название проекта: «Неделя добра и толерантности» в группе 1, компенсирующей направленности для...

" Рождество да Святки, все поют колядки"

  "Рождество да Святки - все поют колядки" Взаимосвязь народных календарно-обрядовых и православных традиций в подготовке детских праздничных мероприятий.   На протяжении многих веков после Крещения Руси народные календарно-обрядовые и православные праздники имели между собой неразрывную связь. Это прослеживается в...