Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я заинтересовалась таким метом как кейс-технология, решила более досконально изучить его и применять в своей работе.

Ценность кейс-технологии заключается в том, что дети учатся исследовать проблему, находить решение и обосновывать свое мнение. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.

Передо мной стояла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, анализировать ситуацию, делать самостоятельно выводы.

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.

Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:

  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие связной речи.
  • Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь.
  • Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.

Суть кейс-метода в работе с детьми с ОНР заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Ценность такого метода заключается в том, что ребенок учится:

  • отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;
  • развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;
  • развивать способность вести конструктивный диалог;
  • развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Я решила изучить и применить следующие виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

1) кейс-ситуации;

2) кейс-иллюстрации;

3) фото-кейс.

1. Технология кейс-ситуации – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Создание такой кейс-ситуации получалось спонтанно. Во время проведения мероприятия, посвященного подвигу 131 отдельного мотопонтонного мостового батальона во время ВОВ, возникла кейс-ситуация, из которой детям предлагалось найти выход.

Суть вопроса:

Во время войны перед понтонерами была поставлена задача обеспечить переправу бойцов с тяжелой техникой – танками – через реку Оку. Но моста нет, его разбомбили немцы. Что делать?

Выход из ситуации:

Предложения детей:

- Доплыть до берега вплавь.

Размышления: Река широкая, плавать не все умеют. Танки утонут.

- Взять топор, срубить дерево и положить.

Размышления: Дерево не достанет до другого берега и не выдержит людей и технику.

- Построить новый мост.

Размышления: Это очень долго и сложно, а времени нет.

Вывод:

Понтонеры в тяжелых условиях выполняли задания командования – строили понтонные мосты.

В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.

2. Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»

1

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Мы с воспитателем показали иллюстрацию картинки «Нужно ли быть вежливым?» и предложили детям обсудить, что же произошло. Дети высказывали свое мнение и видение данной ситуации. Миша даже заметил, что возмущается одна бабушка, а у другой только удивленные глаза, и она молчит. Все задумались, почему так. Предположений и рассуждений детей было много, каждому хотелось высказаться. Каждый находил свои собственные решения, доказывал, почему считает их правильными. Нашей задачей было, чтобы дети самостоятельно пришли к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

3. «Фото-кейс». В него входит:

— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;

— текст к кейсу, который описывает события;

— вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Фото-кейс «Кирилл не ест молочную кашу»

2

Цель: Создать мотивацию необходимости кушать на завтрак кашу.

Текст: В детском саду наступило время завтрака. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную кашу. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Кирилл сидел над тарелкой и не ел кашу.

Вопросы: Почему Кирилл не ест кашу? Чем полезна каша? Как бы ты поступил на его месте?

Обсуждая проблемную ситуацию, дети искали причину, почему Кирилл не хочет есть. Предположения были разными: ему нездоровится, болит живот, позавтракал дома, не любит такую кашу, у него нет настроения, он не проголодался. Дети решили поговорить о том, как появилась эта каша на завтрак, кто приготовил ее, из каких продуктов, чем она полезна. Светы детей были разнообразными: «Пусть не ест, если не хочет», «Нужно сказать ему так: ложку за маму, ложку за папу», «Если попробовать – вдруг понравится». Было даже и такое предложение – подумать о голодающих детях блокадного Ленинграда. Ребенок, который это предложил, вспомнил о проведенной нами Всероссийской акции «Блокадный хлеб». Кирилл ответил, что подумает, расскажет обо всем родителям, посоветуется с ними и примет решение.

Фото-кейс «Случай во время обеда»

3

Цель: Формирование культуры поведения за столом.

Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разложила еду по тарелкам. Все стали обедать, только Максим сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.

Вопросы: Что произошло? Почему у Максима не было ложки? Как поступить в этой ситуации?

При обсуждении рассматривались различные предложения: Максим должен встать и сам взять ложку, но Милана заметила, что в моечную детям нельзя заходить. Был и такой вариант – Татьяна Николаевна (помощник воспитателя) или Анна Ивановна (воспитатель) принесут Максиму ложку. И наконец, предложили дежурным исправить свою ошибку, быть более внимательными и в следующий раз не допускать такой ситуации.

Фото-кейс «Самостоятельность»

4

Цель: Формировать основы безопасного поведения при выходе на прогулку.

Текст: Группа детей при выходе на прогулку должна была спускаться по ступенькам, держась за перила. Только Алиса не послушалась воспитателя и начала спускаться самостоятельно, не держась за перила.

Вопросы: Что неправильно сделала Алиса? Почему так произошло? Как правильно поступить? Всегда ли нужна такая самостоятельность? Как проявлять свою самостоятельность в коллективе?

Мнения детей при обсуждении были противоположными. Некоторые считали, что нужна самостоятельность, но другие говорили, что нужно соблюдать правила поведения в коллективе. Много рассуждений было по поводу безопасности, к чему может привести ее несоблюдение.

В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.

В процессе освоения и применения нами кейс-технологии в работе с детьми, были получены неплохие результаты:

  • дети пополняли необходимую информацию в общении;
  • научились задавать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • научились не только отстаивать свое мнение, но и считаться с мнением других участников, работать в команде;
  • научились понимать ситуацию, находить из нее выход, аргументировать свое мнение.

Подводя итог, можно надеяться, что наши воспитанники смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни, будут людьми «думающими», способными мыслить аналитически.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Театр теней с использованием средств ИКТ-технологий

Театр теней с использованием средств ИКТ-технологий «Театр –это Волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте на…

Конспект НОД по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте на тему: «Перелетные птицы» Цель: Закрепление знаний детей о перелетных птицах. Задачи: Расширить представление детей о...

Утренник, посвящённый Дню 8 марта во второй младшей группе «Мамин…

Утренник, посвящённый Дню 8 марта во второй младшей группе «Мамин день» Дети с корабликами в руках следом за воспитателем заходят в...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...