Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я заинтересовалась таким метом как кейс-технология, решила более досконально изучить его и применять в своей работе.

Ценность кейс-технологии заключается в том, что дети учатся исследовать проблему, находить решение и обосновывать свое мнение. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.

Передо мной стояла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, анализировать ситуацию, делать самостоятельно выводы.

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.

Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:

  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие связной речи.
  • Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь.
  • Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.

Суть кейс-метода в работе с детьми с ОНР заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Ценность такого метода заключается в том, что ребенок учится:

  • отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;
  • развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;
  • развивать способность вести конструктивный диалог;
  • развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Я решила изучить и применить следующие виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

1) кейс-ситуации;

2) кейс-иллюстрации;

3) фото-кейс.

1. Технология кейс-ситуации – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Создание такой кейс-ситуации получалось спонтанно. Во время проведения мероприятия, посвященного подвигу 131 отдельного мотопонтонного мостового батальона во время ВОВ, возникла кейс-ситуация, из которой детям предлагалось найти выход.

Суть вопроса:

Во время войны перед понтонерами была поставлена задача обеспечить переправу бойцов с тяжелой техникой – танками – через реку Оку. Но моста нет, его разбомбили немцы. Что делать?

Выход из ситуации:

Предложения детей:

- Доплыть до берега вплавь.

Размышления: Река широкая, плавать не все умеют. Танки утонут.

- Взять топор, срубить дерево и положить.

Размышления: Дерево не достанет до другого берега и не выдержит людей и технику.

- Построить новый мост.

Размышления: Это очень долго и сложно, а времени нет.

Вывод:

Понтонеры в тяжелых условиях выполняли задания командования – строили понтонные мосты.

В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.

2. Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»

1

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Мы с воспитателем показали иллюстрацию картинки «Нужно ли быть вежливым?» и предложили детям обсудить, что же произошло. Дети высказывали свое мнение и видение данной ситуации. Миша даже заметил, что возмущается одна бабушка, а у другой только удивленные глаза, и она молчит. Все задумались, почему так. Предположений и рассуждений детей было много, каждому хотелось высказаться. Каждый находил свои собственные решения, доказывал, почему считает их правильными. Нашей задачей было, чтобы дети самостоятельно пришли к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

3. «Фото-кейс». В него входит:

— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;

— текст к кейсу, который описывает события;

— вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Фото-кейс «Кирилл не ест молочную кашу»

2

Цель: Создать мотивацию необходимости кушать на завтрак кашу.

Текст: В детском саду наступило время завтрака. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную кашу. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Кирилл сидел над тарелкой и не ел кашу.

Вопросы: Почему Кирилл не ест кашу? Чем полезна каша? Как бы ты поступил на его месте?

Обсуждая проблемную ситуацию, дети искали причину, почему Кирилл не хочет есть. Предположения были разными: ему нездоровится, болит живот, позавтракал дома, не любит такую кашу, у него нет настроения, он не проголодался. Дети решили поговорить о том, как появилась эта каша на завтрак, кто приготовил ее, из каких продуктов, чем она полезна. Светы детей были разнообразными: «Пусть не ест, если не хочет», «Нужно сказать ему так: ложку за маму, ложку за папу», «Если попробовать – вдруг понравится». Было даже и такое предложение – подумать о голодающих детях блокадного Ленинграда. Ребенок, который это предложил, вспомнил о проведенной нами Всероссийской акции «Блокадный хлеб». Кирилл ответил, что подумает, расскажет обо всем родителям, посоветуется с ними и примет решение.

Фото-кейс «Случай во время обеда»

3

Цель: Формирование культуры поведения за столом.

Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разложила еду по тарелкам. Все стали обедать, только Максим сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.

Вопросы: Что произошло? Почему у Максима не было ложки? Как поступить в этой ситуации?

При обсуждении рассматривались различные предложения: Максим должен встать и сам взять ложку, но Милана заметила, что в моечную детям нельзя заходить. Был и такой вариант – Татьяна Николаевна (помощник воспитателя) или Анна Ивановна (воспитатель) принесут Максиму ложку. И наконец, предложили дежурным исправить свою ошибку, быть более внимательными и в следующий раз не допускать такой ситуации.

Фото-кейс «Самостоятельность»

4

Цель: Формировать основы безопасного поведения при выходе на прогулку.

Текст: Группа детей при выходе на прогулку должна была спускаться по ступенькам, держась за перила. Только Алиса не послушалась воспитателя и начала спускаться самостоятельно, не держась за перила.

Вопросы: Что неправильно сделала Алиса? Почему так произошло? Как правильно поступить? Всегда ли нужна такая самостоятельность? Как проявлять свою самостоятельность в коллективе?

Мнения детей при обсуждении были противоположными. Некоторые считали, что нужна самостоятельность, но другие говорили, что нужно соблюдать правила поведения в коллективе. Много рассуждений было по поводу безопасности, к чему может привести ее несоблюдение.

В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.

В процессе освоения и применения нами кейс-технологии в работе с детьми, были получены неплохие результаты:

  • дети пополняли необходимую информацию в общении;
  • научились задавать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • научились не только отстаивать свое мнение, но и считаться с мнением других участников, работать в команде;
  • научились понимать ситуацию, находить из нее выход, аргументировать свое мнение.

Подводя итог, можно надеяться, что наши воспитанники смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни, будут людьми «думающими», способными мыслить аналитически.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Приобщение детей к экологической культуре

Приобщение детей к экологической культуре Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности...