Использование педагогической технологии "Синквейн" в речевом развитии старших дошкольников

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Практика моей работы по развитию связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из видов моделирования является «Синквейн».
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк».

В начале XX века, форму Синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси. «Синквейны» вошли в её собрание
стихотворений, изданное в 1914 году.

«Синквейн» характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения позволяет быстро получить результат.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми

- во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но дошкольникам присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Целью игровой технологии «Синквейн» является:

- развитие связной речи дошкольников посредством составления «Синквейн» с помощью символов, умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

При работе с данной технологией перед собой я поставила следующие задачи:

- расширить словарный запас детей;

- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;

- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;

- учить выделять главную мысль, классифицировать,
автоматизировать корригируемые звуки речи, пополнять и активизировать слова;

- формировать умение кратко пересказывать текст,
обучить самостоятельной работе по составлению «Синквейн» с опорой на алгоритм-модель.

Составление Синквейна представляет собой "Елочку".

1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2. Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы.

В своей работе я применяла следующие модели:

- алгоритмы для не читающих детей (графические, с картинками);

- алгоритмы для читающих детей.

Данную технологию я использовала:

- на НОД для закрепления изученной лексической темы;

- на НОД для развития связной речи (используя слова из «Синквейна», дети придумывали рассказ);

- в индивидуальной работе с читающими и пишущими детьми;

- в работе с родителями.

Применяя данную технологию с детьми с ОВЗ с отклонениями в речевом развитии, я получила следующие результаты:

- у детей значительно расширился словарный запас;

- дети научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающие предметы, действия, признаки предметов;

- дети стали более критически мыслить, выражать свои мысли и суждения, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Значимость Синквейна в том, что он основывается на личностно-ориентированном, деятельностном, комплексном подходе, что в свою очередь соответствует ФГОС ДО.

12

34



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

«Перспективное тематическое планирование речевого развития у детей старшей группы с…

«Перспективное тематическое планирование речевого развития у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи»   Сентябрь   Тема: «Овощи» 3 неделя Знакомство с овощами. Дидактическая игра...

Конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего возраста по…

Конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего возраста по развитию математических представлений. Тема: В гостях у Хрюши» (мебель) Цель: Закрепить знания...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности «8 марта - мамин праздник»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности «8 марта - мамин праздник» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной, познавательной и двигательной деятельности. Задачи: - закрепить ранее изученный...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство