Использование педагогической технологии "Синквейн" в речевом развитии старших дошкольников
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Практика моей работы по развитию связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Одним из видов моделирования является «Синквейн».
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк».
В начале XX века, форму Синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси. «Синквейны» вошли в её собрание
стихотворений, изданное в 1914 году.
«Синквейн» характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения позволяет быстро получить результат.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми
- во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но дошкольникам присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Целью игровой технологии «Синквейн» является:
- развитие связной речи дошкольников посредством составления «Синквейн» с помощью символов, умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
При работе с данной технологией перед собой я поставила следующие задачи:
- расширить словарный запас детей;
- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;
- учить выделять главную мысль, классифицировать,
автоматизировать корригируемые звуки речи, пополнять и активизировать слова;
- формировать умение кратко пересказывать текст,
обучить самостоятельной работе по составлению «Синквейн» с опорой на алгоритм-модель.
Составление Синквейна представляет собой "Елочку".
1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
2. Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
4. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
5. Пятая строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы.
В своей работе я применяла следующие модели:
- алгоритмы для не читающих детей (графические, с картинками);
- алгоритмы для читающих детей.
Данную технологию я использовала:
- на НОД для закрепления изученной лексической темы;
- на НОД для развития связной речи (используя слова из «Синквейна», дети придумывали рассказ);
- в индивидуальной работе с читающими и пишущими детьми;
- в работе с родителями.
Применяя данную технологию с детьми с ОВЗ с отклонениями в речевом развитии, я получила следующие результаты:
- у детей значительно расширился словарный запас;
- дети научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающие предметы, действия, признаки предметов;
- дети стали более критически мыслить, выражать свои мысли и суждения, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Значимость Синквейна в том, что он основывается на личностно-ориентированном, деятельностном, комплексном подходе, что в свою очередь соответствует ФГОС ДО.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…
Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...
Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»
Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...