Использование педагогической технологии "Синквейн" в речевом развитии старших дошкольников

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Практика моей работы по развитию связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из видов моделирования является «Синквейн».
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк».

В начале XX века, форму Синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси. «Синквейны» вошли в её собрание
стихотворений, изданное в 1914 году.

«Синквейн» характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения позволяет быстро получить результат.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми

- во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но дошкольникам присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Целью игровой технологии «Синквейн» является:

- развитие связной речи дошкольников посредством составления «Синквейн» с помощью символов, умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

При работе с данной технологией перед собой я поставила следующие задачи:

- расширить словарный запас детей;

- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;

- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;

- учить выделять главную мысль, классифицировать,
автоматизировать корригируемые звуки речи, пополнять и активизировать слова;

- формировать умение кратко пересказывать текст,
обучить самостоятельной работе по составлению «Синквейн» с опорой на алгоритм-модель.

Составление Синквейна представляет собой "Елочку".

1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2. Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы.

В своей работе я применяла следующие модели:

- алгоритмы для не читающих детей (графические, с картинками);

- алгоритмы для читающих детей.

Данную технологию я использовала:

- на НОД для закрепления изученной лексической темы;

- на НОД для развития связной речи (используя слова из «Синквейна», дети придумывали рассказ);

- в индивидуальной работе с читающими и пишущими детьми;

- в работе с родителями.

Применяя данную технологию с детьми с ОВЗ с отклонениями в речевом развитии, я получила следующие результаты:

- у детей значительно расширился словарный запас;

- дети научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающие предметы, действия, признаки предметов;

- дети стали более критически мыслить, выражать свои мысли и суждения, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Значимость Синквейна в том, что он основывается на личностно-ориентированном, деятельностном, комплексном подходе, что в свою очередь соответствует ФГОС ДО.

12

34



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...