Влияние стиля управления на профессиональную деятельность работников дошкольного образовательного учреждения

Современные дошкольные образовательные учреждения в связи с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) находятся в стадии модернизации, обусловленной сменой целевых ориентиров и содержания образования на государственном уровне и необходимостью повышения качества оказываемых образовательных услуг. В связи с этим особенно актуальной становится проблема менеджмента в образовании, ставшая объектом научно-исследовательских интересов относительно недавно.

Среди множества аспектов проблемы менеджмента в дошкольном образовании сегодня особое внимание привлекает вопрос эффективности управленческих стилей руководителей и их влияния на профессиональную деятельность работников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Данный интерес обусловлен, с одной стороны, необходимостью демократизации управленческих воздействий на коллектив ДОУ в связи с учетом специфики именно педагогических коллективов в условиях модернизации отечественной образовательной системы на всех её уровнях, глобализации и информатизации общества в целом, и преодолением консервативных установок на авторитарность руководства, свойственных системе исторически после существования плановой экономической политики; с другой стороны - потребностью современного менеджмента образования в теоретическом осмыслении эффективных стилей управления ДОУ, в разработке и внедрении эффективных управленческих методов коллективом ДОУ и неготовностью её руководителей к осуществлению данных задач. Кроме того, О.О. Гонина [1] указывает, что дискуссионными остаются и другие аспекты описываемой проблемы: «изучение роли психологических механизмов различных поведенческих проявлений стилей управления; изучение ситуационного подхода в управлении; изучение факторов управленческого воздействия, вызывающих определенный психологический эффект; изучение требований к личности и навыкам руководителя ДОУ; изучение психологических аспектов управления коллективом в особых обстоятельствах (в экстремальных, конфликтных, стрессогенных ситуациях)».

Отметим, что под стилем управления (иногда используется термин «характер лидерства») К.Ю. Белая, Т.А. Данилина, С.Г. Молчанова, П.И. Третьяков и другие понимают особую систему методов, приемов и форм деятельности руководителя, с помощью которых он стимулирует членов педагогического коллектива к качественному, творческому и инициативному выполнению их профессиональных обязанностей, а также осуществляет контрольно-оценочный процесс [2].

Большинство исследователей подчеркивает, что именно стиль управления во многом определяет положительный фон социально-психологического климата педагогического коллектива, регулируя степень включенности каждого члена в процесс управления ДОУ, содержание делегированных полномочий в отдельных управленческих функциях, субъективное чувство причастности каждого педагога к ответственности за качество реализуемых образовательных услуг, а значит, и степень удовлетворенности трудовой деятельностью.

Анализируя влияние стиля управления на профессиональную деятельность работников дошкольного образовательного учреждения нельзя не упомянуть проблему выявления наиболее эффективного управленческого стиля. Так, Т.К. Незоренко [3] отмечает, что согласно данным последних исследований, нельзя однозначно определить, какой стиль является лучшим: авторитарный, либеральный или демократический, так как его выбор зависит не только от качеств и навыков самого руководителя, но и от конкретной ситуации, предпочтений членов коллектива и его общей зрелости, личностных качеств каждого из педагогов ДОУ и т.п. Следовательно, целесообразным нам представляется использование адаптивного, ситуационного, гибкого стиля, ориентированного на конкретную ситуацию и подчиненного, сочетающего разные элементы других стилей.

Тем не менее, нужно учитывать, что использование каждого из стилей имеет негативные стороны воздействия на профессиональную деятельность педагогических работников. Так, авторитарный стиль часто подавляет индивидуальную инициативу педагогов, препятствует оптимальному обмену информацией в вертикальных связях, снижает качество обратной связи, Кроме того, при выборе данного стиля важно осознавать, что специфическими особенностями педагогических коллективов является высокая степень самоуправляемости, коллективная ответственность, сложность выполняемых трудовых функций, высокая нервно-психическая нагрузка и преобладание женского пола в составе коллектива, что при авторитарном стиле руководства опосредует повышение конфликтности педагогических кадров и общее ухудшение социально-психологического климата, а значит, снижение качества результатов выполнения профессиональных обязанностей и трудовой мотивации.

Выбор либерального стиля может привести к негативному влиянию в случае незрелости коллектива и/или преобладанию в нем молодых специалистов или значительного количества педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания. В таком случае качество выполнение профессиональных обязанностей будет низким, члены коллектива будут отказываться от взятия ответственности, что приведет к падению качества оказываемых образовательных услуг.

Выбор демократического стиля может иметь негативные последствия при крайне неблагоприятном социально-психологическом климате коллектива и отсутствием авторитета руководителя в глазах подчиненных, например, при смене руководителя ДОУ при остром несогласии педагогического коллектива, что может привести к искажению трудовой мотивации и качества выполнения обязанностей вплоть до проявлений саботажа.

Таким образом, влияние стиля руководства на профессиональную деятельность коллектива ДОУ может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от управленческих навыков руководителя, специфики конкретной ситуации, личностных особенностей каждого из педагогов и социально-психологического климата в коллективе. Тем не менее, в любой ситуации целесообразным представляется использование личностно-ориентированного и ситуационного подходов в управлении ДОУ, что позволит добиться высокой степени слаженности выполнения профессиональных функций каждым работником при создании условий принятия, поддержки и уважения с гибким использованием многообразия управленческих стилей. Без учета факторов и модальности социально-психологического климата нельзя добиться высокого качества образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, следовательно, стиль руководства должен был опосредован целью повышения уровня сформированности коллектива как единого целого, в котором каждый педагог будет разделять общую цель деятельности ДОУ - воспитание и обучение гражданина страны как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.

 

Список используемых источников

  1. Гонина, О.О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом [Текст] / О.О. Гонина // Бизнес и дизайн ревю. - 2017. - №4 (8). – С.24-28.
  2. Нежкина, Л.Ю. Прогноз надежности профессиональной деятельности сотрудников на основе исследования социально-психологического климата и стиля руководства [Текст] / Л.Ю. Нежкина // Психология в экономике и управлении. - 2017. - №2. - С.33-41.
  3. Незоренко, Т. К. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе [Текст] / Т. К. Незоренко. - Москва: Лаборатория Книги, 2010. - 102 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника…

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника лепки – пластилинография «Зимняя сказка»

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития…

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств» Цель: развитие у детей познавательной и...

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Божья коровка» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности...