Проектный метод в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало,

прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила

красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину.

В.А. Сухомлинский.

К сожалению, в последнее время в Российском обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности», как у отдельных людей, так и во взаимоотношениях между ними. А в наше время всеобщей занятости, компьютеризации, финансовой зависимости, так мало времени остаётся для простого человеческого общения, соблюдения семейных традиций и преемственности поколений, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, закладывается механизм социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В требованиях ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, соблюдение его традиций. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера.

На мой взгляд, любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с его отношений в семье с самыми близкими людьми: отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Существенные изменения, происшедшие за последние 20 лет в нашей стране, в результате которых материальные ценности стали доминировать над духовными, искажаются многие страницы истории и переосмысливаются, огромный поток разного рода информации поступает из доступных всем в наше время информационно-коммуниуативных источников, что вызывает у детей искаженные представления о доброте и зле. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, изменилось и отношение людей к Родине. Все, вышеперечисленные причины обуславливают переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, а воспитатель должен проявить корректность в отборе материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому необходимо привлекать и родителей к непосредственному участию в нравственно-патриотическом воспитании детей.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подчеркивалось, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества. Становление и развитие системы патриотического воспитания детей требует инновационных решений, использования современных образовательных технологий.

Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные формы, технологии и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и подходы в дошкольном образовании, внедряю новые формы работы, которые позволяют добиваться положительных результатов в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников, создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в современном обществе на благо своего государства.

Используемые формы работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я бы, условно, разделила на 2 группы: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные: беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, труд, встречи с известными, уважаемыми людьми города, микрорайона, ветеранами; приглашение их на совместные праздники (День семьи, День матери, День Победы и т.д.), игры (в том числе народные), придумывание сказок, историй и их театрализация.

Нетрадиционные: создание мини - музеев (музейная педагогика), виртуальные экскурсии (с использованием мультимедийного оборудования), «Маршруты выходного дня» с обязательным привлечением родителей, квесты (квест - это командная игра, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию).

Одной, наиболее интересной, из вышеперечисленных нетрадиционных форм работы, на мой взгляд, является проектная деятельность. Проектная деятельность, позволяет развивать у дошкольников умение наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности.

Профессор, доктор педагогических наук, автор исследований метода проектов Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Спецификой проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи. Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, сотрудники городской детской библиотеки, учителя и учащиеся школы микрорайона, ветераны ВОВ и военнослужащие и другие.

Существует несколько типов проектов: творческие, игровые, информационно - практические, исследовательские, практико-ориентированные, ролево - игровые.

По продолжительности Проекты делятся на:

краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель);

среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца);

долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).

Главная цель любого патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Любой проект осуществляется в несколько этапов:

- организационно-подготовительный;

- основной (этап непосредственной реализации);

- итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются: тема и проблема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной и методической литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения; разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план реализации проекта.

С родителями воспитанников и с представителями социальных партнеров (учителями школы, председателем территориального общественного самоуправления нашего микрорайона, Совета ветеранов и т.д.) проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию Проекта: проведение запланированных мероприятий.

Заключительный этап: подведение итогов проводится в виде тематического праздника или отчетного концерта, при участии приглашенных гостей. Оформляются всевозможные стенды, фотовыставки, мини-музеи патриотического воспитания.

Также проводится диагностика компетенций воспитанников по окончанию проекта.

Впервые технологию проектов в своей педагогической деятельности я начала использовать около 10 лет назад, за это время мною было реализовано более 20 проектов разной продолжительности.

Среди этих проектов есть наиболее значимые и любимые, которыми я могу по праву гордиться. Один из первых – на тему: «Мои Любимцы», основная идея проекта - мы в ответе за тех, кого приручили. Заключительный этап - фотоальбом с рассказами детей о своих домашних животных.

Традиционно, в течение нескольких лет, к празднику Матери, который отмечает вся страна в последнее воскресение ноября, мы реализуем проекты о наших самых дорогих и любимых, на темы: «Мама - солнышко моё!», «Как две капельки воды с мамочкой похожи мы!», «Моя мама лучшая на свете», «Мамочка любимая моя» и другие. Заключительным этапом проектов стали фотовыставки, одноименные презентации и фотоальбомы, которые заняли достойное место в «методической копилке» нашего детского сада.

Самым ценным окружением каждого ребенка является его семья, поэтому обязательно разрабатываю и реализую проекты о семье и семейных ценностях: «Давайте познакомимся!», в заключении получился фотоальбом - раскладушка «Давайте познакомимся!» с фото и краткими рассказами детей о своей семье. Проект «Мама, папа, я - дружная, счастливая семья!» в рамках которого обязательно проводим развлечение с привлечением членов семьи и в результате реализации проекта создан альбом «Семейное древо». Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.

От семьи, от родного дома плавно переходим к детскому саду, микрорайону, городу в котором живем, родному краю и Родине. Реализовали проекты: «Моя малая Родина - Изоплит и Шарташ» (так называется наш микрорайон на берегу озера Шарташ), в рамках проекта мы с детьми подготовительной группы посетили мини-музей истории нашего микрорайона, где прошла встреча с уважаемыми людьми, провели экологические акции, посетили памятные места микрорайона. По окончании реализации проекта был создан альбом, который состоял из небольших рассказов детей о своем любимом месте нашего микрорайона и детских рисунков.

Проект: «Мой город вчера и сегодня», среднесрочный, длительностью 1 месяц, основной идеей которого было показать детям преемственность поколений, живущих в нашем городе, традиции и любимые всеми известные места нашего города. В итоге получились очень интересные странички в фотоальбоме, где были запечатлены родители и мои воспитанники в одном и том же месте нашего города, с разницей в 17-20-25 лет, когда их родители ещё были маленькими, такими же, как и они сейчас.

В проекте: «Край родной, навек любимый» - вы с ребятами провели виртуальные экскурсии по Уральскому краю, в итоге был составлен альбом «Чем богат наш край родной?».

Наиболее значимыми в нравственно-патриотическом воспитании детей, являются проекты, посвященные великому празднику - 9 мая - Дню Победы! Это такие Проекты, как: «Герои живут рядом!», «Говорят погибшие герои», «Этот День Победы…» и многие другие. В рамках данных проектов были проведены: экскурсии с возложением цветов к местному мемориалу, встречи с ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны» нашего микрорайона, посещение мини-музея боевой славы в МОУ СОШ №24; выступление - поздравление ветеранов на празднике, посвященном Дню Победы; чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихов о мужестве и героизме людей того времени; изготовление памятных открыток для ветеранов и тружеников тыла нашего микрорайона. В итоге реализации проектов: оформлен фотоальбом «Герои живут рядом», в котором странички с фото и маленькими описательными рассказами воспитанников о членах их семей с героическим прошлым или настоящим, фотовыставка о встрече с местными тружениками тыла и «детьми войны», праздник и видеозаписи с выступлениями детей для ветеранов нашего микрорайона и угощение - «солдатская каша».

В результате реализации вышеперечисленных проектов наши воспитанники:

- расширили знания о семье, ее ценностях и традициях, родственных отношениях; появилось желание и стремление к доброжелательному общению с родными и близкими, уважительное отношение к старшему поколению.

- Сформировались чувства: любви к родному городу и краю, интерес к его прошлому и настоящему, гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности ко всему, что происходит в городе и крае.

- У детей повысился интерес к истории своей страны, расширились знания о ВОВ, появилось осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов-участников ВОВ, сформировалось уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла, приобретен опыт поисковой деятельности.

Родители, принимая участие в наших проектах, осознали важность патриотического воспитания детей.

И, в заключении, я хотела бы добавить, что обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания, на мой взгляд - высокий нравственный уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему. Очень важно создать в группе и в семье такую обстановку, чтобы у ребенка возникало чувство любви, безопасности, защищенности, взаимного уважения, положительного эмоционального состояния и отсюда формируется его отношение к окружающим его людям. Мировоззрение педагога, его личный пример, активная жизненная позиция, взгляды, суждения, приобщение родителей к жизни своих детей, на мой взгляд – это самые сильнодействующие факторы воспитания.

 

Список литературы:

  1. Абашина, В. В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации // Детский сад от А до Я. 2008. № 3. С. 19–32.
  2. Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016–2020-gody.html (дата обращения: 14.01.2021).
  4. Дьюи, Дж. От ребенка к миру, от мира к ребенку: педагогические статьи. М.: Карапуз. 2009. 121 с.
  5. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. 184 с.
  6. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов — воспитывают. // Красная звезда. 2002. C..45
  7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации http://docs.cntd.ru/document/90186759 (дата обращения: 14.01.2021).
  8. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности.//Волгоград: Учитель, 2016-с. 3-8.
  9. Мазурова Л. Е., Емелина Н. Л. Проектная деятельность как объединяющая составляющая участников образовательных отношений в условиях дошкольной образовательной организации. В сборнике: Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией С. А. Герасимова, Н. Н. Скоробогатовой, И. З. Сковородкиной, В. П. Аксеновой. 2016. С. 279–285.
  10. Уральская Е. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности. В сборнике: Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». 2015. С. 183–188.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» 1 год обучения. Сентябрь. Раздел I. Русская народная кукла. Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука» Программное содержание: - Познакомить с историей...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...

Читайте также

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы…

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «День Республики Крым. Путешествие по Крыму» (С использованием игровых...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»