Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является воспитание этических основ формирования личности дошкольника, которое немыслимо без осмысления культурно-исторических ценностей. Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут ответственность за организацию культурной среды, а также духовную поддержку ребенка. Актуальность материалов представленного проекта свидетельствует о приобщении детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, способствует сохранению традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство детей с предметами быта в мини- музеях позволяет развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к традициям и культуре, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Важная особенность в создании мини-музеев это конечно же участие детей и родителей, дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Таким образом, мини-музеи, созданные усилиями педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Всё это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. 

Организация образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения дошкольников. Реализация такого перехода возможна при внедрении в образовательный процесс современной образовательной технологии «Ситуация», когда дети «проживают» весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации. Методические средства обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиций непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения. Основная цель данного проекта заключается в распространении накопленного педагогического опыта, повышении качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.

Форма организации детей представлена в виде познавательно-исследовательской деятельности целью, которой является формирование элементарных представлений у старших дошкольников об истории веретена до электропрялки. В ходе реализации были решены основные задачи, по формированию предпосылок универсальных учебных действий. Познавательные задачи: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым. познакомить детей с предметами быта в древней Руси: прялкой, веретеном. Развивать познавательный интерес к изучению предметов быта старины, посредством создания проблемно-поисковых ситуаций. Сформировать познавательный интерес к изучению культурного наследия. Регулятивные задачи учат детей выполнять действия по определенным правилам, следовать технике безопасности при проведении практических работ, давать оценку своим действиям. Сравнивать различные виды прялок. Личностные задачи помогают закрепить умения детей в использовании знаково-символических материалов в работе с арифметическими примерами. Формировать умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию педагога, планировать свою деятельность. Коммуникативные задачи формируют умения детей внимательно слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, навыки доброжелательного общения внутри группы.

Для проведения познавательно-исследовательской деятельности детей необходимо создание образовательного пространства. Подбор аудиозаписи с русской народной музыкой; создании мини-музея «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками, люлька; русские народные костюмы. Мультимедийное оборудование, записи русских народных песен «Дуня – тонкопряха» и «Пряха», наглядное пособие прялка, веретено, пряжа, нитки, бумага, картон, кисти, краски.

Основным содержанием игровой образовательной ситуации на тему: «От веретена до электропрялки», с применением современной образовательной технологии «Ситуация» состоящей из шести основных этапов, на которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в образовательный процесс.

Первым этапом является введение в ситуацию, создание условия для возникновения у детей внутренней мотивации включения в деятельность. Педагог вносит в группу прялку, звучит песня «Дуня – тонкопряха». Педагог предлагает ребятам вспомнить в каких сказках встречается веретено или прялка. Дети рассматривают прялку и веретено задают вопросы педагог предлагает для просмотра компьютерную презентацию «История веретена и прялки». Краткое содержание материала: «Прялки пришли к нам из далёкой древности, это был исконно женский труд – прясть пряжу, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. «Пряслице» - так вначале называлась прялка, при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Девочки с 6-8 лет начинали учиться прясть. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую у каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца. После изобретения прялки с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Сейчас процесс прядения был полностью автоматизирован. Мы благодарны тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня. Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи». Педагог активно использует проблемно – диалогическое обучение при помощи побуждающего и подводящего диалогов, связанных с личным опытом детей. Второй этап проявляется в актуализации деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт, необходимые для построения нового знания. Педагог читает стихотворение, а затем предлагает детям посмотреть иллюстрации с изображением разнообразных прялок от древних до современных электрических организует беседу.

На третьем этапе затруднения в ситуации является принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты лежащей в основе умения познавать. Педагог предлагает детям на выбор сконструировать из подручных материалов или раскрасить прялку. Самая нарядная часть прялки – лопасть. Предложить побыть в роли мастера, украсить прялочку узорами, знаками, символами не бездумно, а со смыслом. Можно придумать какой-то сюжет, рассказ. Четвёртый этап- самостоятельная работа детей в парах или индивидуально по желанию (звучит спокойная фоновая музыка)

На пятом этапе предлагается включение нового знания в систему знаний ребенка. Дети обыгрывают игровые сюжеты с использованием собственно созданных образов (например бабушка дарит внучатам связанные носки и варежки и т.д.)

На заключительном этапе осмысления у детей формируется на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Педагог уточняет знания детей о прялке и веретене, предлагает создать из цветных шерстяных ниток пояски и браслеты для подарка. Динамический характер игровой образовательной ситуации способствует формированию умений у старших дошкольников самостоятельно исследовать прялку.

Результативность познавательно-исследовательской деятельности детей является формирование умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности. Образовательный процесс формирования любого умения происходит в последовательности, используя метод формирования предпосылок универсальных учебных действий и умения учиться в целом в системе дошкольного образования. Главное научить детей видеть в современном мире знаковые символы прошлого, способствовать развитию у детей мыслительной активности, умения рассуждать, творчески подходить к вопросам и проблемам, которые имеют множество ответов и решений, способствовать формированию ключевых компетенций.

Использование педагогом разнообразных игровых заданий и упражнений, интерактивных пособий, которые дают возможность создать атмосферу эмоционально-творческого подъема, ощущения у детей победы при решении той или иной задачи. В старшем дошкольном возрасте проведение познавательно-исследовательской деятельности должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Считаю практическое использование методического материала представленного проекта, который строится на принципах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволит педагогам и родителям воспитанников значительно повысить качество образовательного процесса.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Цветы. Подбери по цвету»

«Цветы. Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Цветы. Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...

Читайте также

Проект «Путешествие в LEGO»

Проект «Путешествие в LEGO» Актуальность: Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, которые существенно облегчают жизнь людей и влекут...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...