Развитие познавательной активности детей с ТНР по формированию элементарных математических представлений
(Технологии системно-деятельностного подхода по автору Петерсон Л.Г.)
Вид деятельности: коммуникативно-исследовательская.
Тема: «Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг)».
Цель: создать условия для повышения речевой и познавательной активности детей, научить различать основные фигуры.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания детей о разнообразии геометрических фигур, правильно их называть;
- формировать навыки самостоятельного конструирования, используя геометрические фигуры.
Развивающие:
- развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к деятельности;
- воспитывать уважение по отношению друг к другу.
Методы и приемы: методы повышающие познавательную и речевую активность.
Материалы и оборудование: альбомные листы, простые карандаши, предметы в чудесном мешочке, таблицы с изображением треугольников, квадрата, круга и логические задачи, красные и зеленые круги по количеству детей.
Этапы ОС |
Деятельность педагога
ОС+действия педагога |
Деятельность детей ОС+ действия детей | Ожидаемые результаты |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) |
Мотивационная.
Вношу чудесный мешочек с плоскими геометрическими фигурами. Ребята, смотрите, что у меня есть, как вы думаете, что же у меня в мешочке? Хотите узнать? |
Дети слушаются и соглашаются. | Создание интереса к деятельности, положительного эмоционального фона. |
2. актуализация (повтор, закрепление знаний и умений) |
Познавательный и речевой метод.
Игра «Волшебный мешочек» (дети стоят кругом). Предлагаю детям не заглядывая в мешочек, на ощупь определить форму предметов, назвать ее. Демонстрирую детям фигуры, которые они определили на ощупь. Дети называют их.Что мы с вами доставали из мешочка? Как одним словом назвать эти предметы? Послушайте о них стишок: Я приглашаю вас на тур, Заглянем вместе в мир фигур: Треугольник, круг, квадрат Представить их я буду рад! |
Закрепление детьми знаний в процессе игры. Ответы детей. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие коммуникативности, точного называния предмета. |
3. затруднение в ситуации (постановка проблемы) |
Проблемно-поисковый метод.
Сегодня поговорим о геометрических фигурах. Давайте вспомним их названия, какие вы знаете?Они все одинаковые? Чем они отличаются? |
Ответы детей. | Развитие речи детей, логического мышления. |
4. «открытие» нового знания (способа действия) | Исследовательская деятельность. Показываю рисунки фигур и читаю загадки: Три вершины тут видны, три угла, три стороны.- ну, пожалуй, и довольно! – что ты видишь? (треугольник) Давайте в воздухе пальчиком нарисуем треугольник. Смотрим на фигуру, находим ее начало и начинаем по часовой стрелке обводить в воздухе по контуру ее. А теперь тоже самое, но попробуем глазками вместо пальчика. Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (круг) Давайте в воздухе пальчиком нарисуем круг. Теперь глазками. Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня..(квадрат) Поднимаем пальчик вверх, рисуем квадрат в воздухе. А потом глазками. Логические задачи: Назови фигуру. На что она похожа среди окружающих предметов? (часы, доска и пр.) Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры. Что общего у этих фигур? Чем отличаются? Найди две похожие друг на друга. Какая фигура лишняя? Почему? Какая самая большая? Какая самая маленькая? А теперь немного отдохнем. Физкультминутка Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка, как обычно, Снова посетила нас. Когда увидите квадрат, ваша задача выполнить упражнение – приседание. Круг – круговые движения туловищем. Треугольник – прыжки высоко вверх. |
Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, играют, выполняют зрительную гимнастику, физкультминутку. | Активизировать познавательную деятельность детей через сравнение. Развитие артикуляционной речи, мышления. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений |
Игровой метод.
Игра «Сложи картинку».Делю детей на две группы, раздаю готовую картинку – образец и разрезные картинки. Задача: сложить по образцу картинку. Назвать, какие геометрические фигуры были использованы в создании картинки? Сколько потребовалось их? Какие цвета присутствуют? А теперь попробуйте сложить картинку без наглядности. По памяти. Что еще можно сложить из данных геометрических фигур? Предлагаю самостоятельно выложить предмет и рассказать о нем. |
Отвечают на вопросы, проявляют смекалку. Играют. Составляют небольшой рассказ. | Активизировать познавательную деятельность детей посредством игр. Расширение представлений, кругозора детей о геометрических фигурах. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) |
Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше понравилось? Что не понравилось? Перед вами лежат карточки: красного и зеленого цветов. Если вам самим понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы, выполняли задания, то поднимите – зеленый цвет, если вы чем- то недовольны, то красный. |
Индивидуальные высказывания детей. | Владеть устной речью, выражать свои мысли, выстраивать предложения. |
Читайте также |
---|
Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…
Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...
Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…
Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...