Развитие познавательной активности детей с ТНР по формированию элементарных математических представлений

(Технологии системно-деятельностного подхода по автору Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности: коммуникативно-исследовательская.

Тема: «Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг)».

Цель: создать условия для повышения речевой и познавательной активности детей, научить различать основные фигуры.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей о разнообразии геометрических фигур, правильно их называть;

- формировать навыки самостоятельного конструирования, используя геометрические фигуры.

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к деятельности;

- воспитывать уважение по отношению друг к другу.

Методы и приемы: методы повышающие познавательную и речевую активность.

Материалы и оборудование: альбомные листы, простые карандаши, предметы в чудесном мешочке, таблицы с изображением треугольников, квадрата, круга и логические задачи, красные и зеленые круги по количеству детей.

Этапы
ОС
Деятельность педагога
ОС+действия педагога
Деятельность детей ОС+ действия детей Ожидаемые результаты
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)
Мотивационная.
Вношу чудесный мешочек с плоскими геометрическими фигурами. Ребята, смотрите, что у меня есть, как вы думаете, что же у меня в мешочке? Хотите узнать?
Дети слушаются и соглашаются. Создание интереса к деятельности, положительного эмоционального фона.
2. актуализация (повтор, закрепление знаний и умений)
Познавательный и речевой метод.
Игра «Волшебный мешочек» (дети стоят кругом). Предлагаю детям не заглядывая в мешочек, на ощупь определить форму предметов, назвать ее. Демонстрирую детям фигуры, которые они определили на ощупь. Дети называют их.
Что мы с вами доставали из мешочка?
Как одним словом назвать эти предметы?
Послушайте о них стишок:
Я приглашаю вас на тур,
Заглянем вместе в мир фигур:
Треугольник, круг, квадрат
Представить их я буду рад!
Закрепление детьми знаний в процессе игры. Ответы детей. Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие коммуникативности, точного называния предмета.
3. затруднение в ситуации (постановка проблемы)
Проблемно-поисковый метод.
Сегодня поговорим о геометрических фигурах. Давайте вспомним их названия, какие вы знаете?
Они все одинаковые?
Чем они отличаются?
Ответы детей. Развитие речи детей, логического мышления.
4. «открытие» нового знания (способа действия) Исследовательская деятельность.
Показываю рисунки фигур и читаю загадки:
Три вершины тут видны,
три угла, три стороны.-
ну, пожалуй, и довольно! –
что ты видишь? (треугольник)
Давайте в воздухе пальчиком нарисуем треугольник. Смотрим на фигуру, находим ее начало и начинаем по часовой стрелке обводить в воздухе по контуру ее.
А теперь тоже самое, но попробуем глазками вместо пальчика.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
Давайте в воздухе пальчиком нарисуем круг.
Теперь глазками.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня..(квадрат)
Поднимаем пальчик вверх, рисуем квадрат в воздухе. А потом глазками.
Логические задачи:
Назови фигуру. На что она похожа среди окружающих предметов? (часы, доска и пр.) Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.
Что общего у этих фигур? Чем отличаются? Найди две похожие друг на друга.
Какая фигура лишняя? Почему? Какая самая большая? Какая самая маленькая?
А теперь немного отдохнем. Физкультминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка, как обычно,
Снова посетила нас.
Когда увидите квадрат, ваша задача выполнить упражнение – приседание.
Круг – круговые движения туловищем.
Треугольник – прыжки высоко вверх.
Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, играют, выполняют зрительную гимнастику, физкультминутку. Активизировать познавательную деятельность детей через сравнение. Развитие артикуляционной речи, мышления.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений
Игровой метод.
Игра «Сложи картинку».
Делю детей на две группы, раздаю готовую картинку – образец и разрезные картинки. Задача: сложить по образцу картинку.
Назвать, какие геометрические фигуры были использованы в создании картинки?
Сколько потребовалось их?
Какие цвета присутствуют?
А теперь попробуйте сложить картинку без наглядности. По памяти.
Что еще можно сложить из данных геометрических фигур? Предлагаю самостоятельно выложить предмет и рассказать о нем.
Отвечают на вопросы, проявляют смекалку. Играют. Составляют небольшой рассказ. Активизировать познавательную деятельность детей посредством игр. Расширение представлений, кругозора детей о геометрических фигурах.
6. Осмысление (итог, рефлексия)
Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше понравилось? Что не понравилось? Перед вами лежат карточки: красного и зеленого цветов. Если вам самим понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы, выполняли задания, то поднимите – зеленый цвет, если вы чем- то недовольны, то красный.
Индивидуальные высказывания детей. Владеть устной речью, выражать свои мысли, выстраивать предложения.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Педагогический проект «Школа молодого бойца»