Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование).
«Великолепная Дымка»
Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности- украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи.
Задачи:
1. Обучающие: Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров.
2. Развивающие задачи:
- Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
- Развивать чувство симметрии, ритма.
- Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, орнамент.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- Способствовать проявлению положительных эмоций;
Предварительная работа: беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, лепка дымковской игрушки.
Материалы: мольберты, иллюстрации по теме, образцы узоров, кисти, салфетки, стаканчики с водой, набор гуаши, силуэты дымковской барышни, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
(Дети входят в группу и останавливаются, воспитатель сообщает о цели занятия)
Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в художественную галерею, где вы увидите много рисунков, а каких, скажите, когда внимательно послушаете стихотворение:
- Давайте пройдем в галерею.
Приготовьте детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о красочной игрушке
Я хочу вам рассказать:
(Картинки выполнения игрушки висят на мольберте.)
Лепят мастера из глины
Розовых, весёлых свинок,
Сказочных индюков,
Бородатых мужичков,
Козликов в штанишках,
Нянек да детишек,
Барышень в кокошниках,
Кавалеров, конников,
Олешеков рогатых,
Да купцов богатых.
(подойти к доске с картинками дымковской игрушки)
До чего же хороша -
Русская игрушка наша!
Хоть полсвета обойдёшь -
Лучше Дымки не найдешь.
В: Ребята, о чем это стихотворение?
В: Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.
- А какие вы знаете дымковские игрушки?
Дети: Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова и т.д.
В: Молодцы, ребята,
- мастера изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, весёлым.
- А почему их называют дымковскими?
Дети: (делали их в селе Дымково)
В: Правильно, ребята, эти игрушки родом из села Дымково, вблизи реки Вятка.
Вы послушайте сейчас, я продолжу свой рассказ.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где- то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушки ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы (это люди, которые по своей воли или не по своей переезжают жить в другие места) построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А люди здесь поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
- Вот и стала дымковская игрушка — символом радости, жизненной силы.
Мастера- художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень- хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.
Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.
В: Ребята, а вы любите волшебство?
Д: Да любим!
В: Представьте себя волшебниками, давайте скажем заклинание:
- Молодцы и девицы превратитесь в мастеров и мастерицы!
В: Вот, ребята, вы стали мастерами дымковской игрушки!
- я предлагаю оживить нам с вами игрушку.
- Барыня оживи нам наряд свой покажи!
(Воспитатель показывает нераскрашенный силуэт дымковской барыни.)
В: Барыня, тебя сложно узнать где же ты потеряла свой орнамент?
Барыня: Ой, ребята, помогите, мне орнамент мой верните.
В: Ребята, поможем, барыне, вернём ей узор?
Дети: Поможем!
В: Ребята, а какие цвета дымковские мастера используют для росписи игрушек?
Дети: синий, зелёный, оранжевый, красный, жёлтый, черный….
В: А вы знаете что означают некоторые цвета?
Д: черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
В: Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
В: Молодцы, всё правильно ответили, а какой самый главный цвет остаётся в росписи?
Дети: белый.
В: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
В: Цвета, мастера используют разные, а вот элементов всего 5, назовите их
Д: круг, прямая и волнистая линия, точки- горошинки, ромб, клетка.
- Молодцы, дети, всё правильно сказали.
- Ребята, у каждого из вас есть подружки барыни, им тоже надо вернуть орнамент, так давайте не зевайте, смело к делу приступайте!
- Но сначала разомнем наши ручки:
Я смешаю глину (дети вращают кистями)
С речным песочком белым. (сыпят щепотки)
И дымковскую барыню (руки в боки приседают с поворотами)
Из глины этой сделаю.
Потом ее я высушу (машут руками)
И в печке прокалю. (трут ладошку о ладошку)
Раскрашу яркой краскою (держать кисти и водят в воздухе)
И маме подарю! (протянуть ладони)
В: итак, ребята, приступайте смело к делу, садитесь за столы, держите спинки прямо, кисти держим правильно, не забудьте вы превратились в мастеров и мастериц.
Дети выполняют работы под музыку Фредерика Шопена. воспитатель оказывает необходимую помощь детям.
В: Молодцы, ребята,
Потрудились от души.
Все работы хороши!
(Воспитатель меняет барышню на раскрашенную)
Вот же барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
В: Ребята, какие замечательные нарядные барыни у вас получились, предлагаю устроить галерею из ваших рисунков у нас в детском саду, вы согласны?
Дети: Да.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Нарисовали вы сегодня
Этот русский сувенир.
Читайте также |
---|
Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...
Игра-викторина «Эти удивительные животные»
Игра-викторина «Эти удивительные животные» Игра-викторина «Эти удивительные животные» (познавательное развитие) подготовительная к школе группа № 7 «Говорушки» компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы)
Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы) Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять...