Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование).
«Великолепная Дымка»

Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности- украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи.

Задачи:

1. Обучающие: Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

- Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

- Развивать чувство симметрии, ритма.

- Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, орнамент.

3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- Способствовать проявлению положительных эмоций;

Предварительная работа: беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, лепка дымковской игрушки.

Материалы: мольберты, иллюстрации по теме, образцы узоров, кисти, салфетки, стаканчики с водой, набор гуаши, силуэты дымковской барышни, музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия:

(Дети входят в группу и останавливаются, воспитатель сообщает о цели занятия)

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в художественную галерею, где вы увидите много рисунков, а каких, скажите, когда внимательно послушаете стихотворение:

- Давайте пройдем в галерею.

Приготовьте детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о красочной игрушке

Я хочу вам рассказать:

(Картинки выполнения игрушки висят на мольберте.)

Лепят мастера из глины

Розовых, весёлых свинок,

Сказочных индюков,

Бородатых мужичков,

Козликов в штанишках,

Нянек да детишек,

Барышень в кокошниках,

Кавалеров, конников,

Олешеков рогатых,

Да купцов богатых.

(подойти к доске с картинками дымковской игрушки)

До чего же хороша -

Русская игрушка наша!

Хоть полсвета обойдёшь -

Лучше Дымки не найдешь.

В: Ребята, о чем это стихотворение?

В: Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.

- А какие вы знаете дымковские игрушки?

Дети: Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова и т.д.

В: Молодцы, ребята,

- мастера изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, весёлым.

- А почему их называют дымковскими?

Дети: (делали их в селе Дымково)

В: Правильно, ребята, эти игрушки родом из села Дымково, вблизи реки Вятка.

Вы послушайте сейчас, я продолжу свой рассказ.

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где- то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушки ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы (это люди, которые по своей воли или не по своей переезжают жить в другие места) построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А люди здесь поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

- Вот и стала дымковская игрушка — символом радости, жизненной силы.

Мастера- художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень- хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.

В: Ребята, а вы любите волшебство?

Д: Да любим!

В: Представьте себя волшебниками, давайте скажем заклинание:

- Молодцы и девицы превратитесь в мастеров и мастерицы!

В: Вот, ребята, вы стали мастерами дымковской игрушки!

- я предлагаю оживить нам с вами игрушку.

- Барыня оживи нам наряд свой покажи!

(Воспитатель показывает нераскрашенный силуэт дымковской барыни.)

В: Барыня, тебя сложно узнать где же ты потеряла свой орнамент?

Барыня: Ой, ребята, помогите, мне орнамент мой верните.

В: Ребята, поможем, барыне, вернём ей узор?

Дети: Поможем!

В: Ребята, а какие цвета дымковские мастера используют для росписи игрушек?

Дети: синий, зелёный, оранжевый, красный, жёлтый, черный….

В: А вы знаете что означают некоторые цвета?

Д: черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

В: Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

В: Молодцы, всё правильно ответили, а какой самый главный цвет остаётся в росписи?

Дети: белый.

В: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

В: Цвета, мастера используют разные, а вот элементов всего 5, назовите их

Д: круг, прямая и волнистая линия, точки- горошинки, ромб, клетка.

- Молодцы, дети, всё правильно сказали.

- Ребята, у каждого из вас есть подружки барыни, им тоже надо вернуть орнамент, так давайте не зевайте, смело к делу приступайте!

- Но сначала разомнем наши ручки:

Я смешаю глину (дети вращают кистями)

С речным песочком белым. (сыпят щепотки)

И дымковскую барыню (руки в боки приседают с поворотами)

Из глины этой сделаю.

Потом ее я высушу (машут руками)

И в печке прокалю. (трут ладошку о ладошку)

Раскрашу яркой краскою (держать кисти и водят в воздухе)

И маме подарю! (протянуть ладони)

В: итак, ребята, приступайте смело к делу, садитесь за столы, держите спинки прямо, кисти держим правильно, не забудьте вы превратились в мастеров и мастериц.

Дети выполняют работы под музыку Фредерика Шопена. воспитатель оказывает необходимую помощь детям.

В: Молодцы, ребята,

Потрудились от души.

Все работы хороши!

(Воспитатель меняет барышню на раскрашенную)

Вот же барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

В: Ребята, какие замечательные нарядные барыни у вас получились, предлагаю устроить галерею из ваших рисунков у нас в детском саду, вы согласны?

Дети: Да.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Нарисовали вы сегодня
Этот русский сувенир.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико- ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...