Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование).
«Великолепная Дымка»

Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности- украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи.

Задачи:

1. Обучающие: Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

- Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

- Развивать чувство симметрии, ритма.

- Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, орнамент.

3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- Способствовать проявлению положительных эмоций;

Предварительная работа: беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, лепка дымковской игрушки.

Материалы: мольберты, иллюстрации по теме, образцы узоров, кисти, салфетки, стаканчики с водой, набор гуаши, силуэты дымковской барышни, музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия:

(Дети входят в группу и останавливаются, воспитатель сообщает о цели занятия)

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в художественную галерею, где вы увидите много рисунков, а каких, скажите, когда внимательно послушаете стихотворение:

- Давайте пройдем в галерею.

Приготовьте детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о красочной игрушке

Я хочу вам рассказать:

(Картинки выполнения игрушки висят на мольберте.)

Лепят мастера из глины

Розовых, весёлых свинок,

Сказочных индюков,

Бородатых мужичков,

Козликов в штанишках,

Нянек да детишек,

Барышень в кокошниках,

Кавалеров, конников,

Олешеков рогатых,

Да купцов богатых.

(подойти к доске с картинками дымковской игрушки)

До чего же хороша -

Русская игрушка наша!

Хоть полсвета обойдёшь -

Лучше Дымки не найдешь.

В: Ребята, о чем это стихотворение?

В: Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.

- А какие вы знаете дымковские игрушки?

Дети: Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова и т.д.

В: Молодцы, ребята,

- мастера изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, весёлым.

- А почему их называют дымковскими?

Дети: (делали их в селе Дымково)

В: Правильно, ребята, эти игрушки родом из села Дымково, вблизи реки Вятка.

Вы послушайте сейчас, я продолжу свой рассказ.

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где- то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушки ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы (это люди, которые по своей воли или не по своей переезжают жить в другие места) построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А люди здесь поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

- Вот и стала дымковская игрушка — символом радости, жизненной силы.

Мастера- художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень- хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.

В: Ребята, а вы любите волшебство?

Д: Да любим!

В: Представьте себя волшебниками, давайте скажем заклинание:

- Молодцы и девицы превратитесь в мастеров и мастерицы!

В: Вот, ребята, вы стали мастерами дымковской игрушки!

- я предлагаю оживить нам с вами игрушку.

- Барыня оживи нам наряд свой покажи!

(Воспитатель показывает нераскрашенный силуэт дымковской барыни.)

В: Барыня, тебя сложно узнать где же ты потеряла свой орнамент?

Барыня: Ой, ребята, помогите, мне орнамент мой верните.

В: Ребята, поможем, барыне, вернём ей узор?

Дети: Поможем!

В: Ребята, а какие цвета дымковские мастера используют для росписи игрушек?

Дети: синий, зелёный, оранжевый, красный, жёлтый, черный….

В: А вы знаете что означают некоторые цвета?

Д: черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

В: Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

В: Молодцы, всё правильно ответили, а какой самый главный цвет остаётся в росписи?

Дети: белый.

В: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

В: Цвета, мастера используют разные, а вот элементов всего 5, назовите их

Д: круг, прямая и волнистая линия, точки- горошинки, ромб, клетка.

- Молодцы, дети, всё правильно сказали.

- Ребята, у каждого из вас есть подружки барыни, им тоже надо вернуть орнамент, так давайте не зевайте, смело к делу приступайте!

- Но сначала разомнем наши ручки:

Я смешаю глину (дети вращают кистями)

С речным песочком белым. (сыпят щепотки)

И дымковскую барыню (руки в боки приседают с поворотами)

Из глины этой сделаю.

Потом ее я высушу (машут руками)

И в печке прокалю. (трут ладошку о ладошку)

Раскрашу яркой краскою (держать кисти и водят в воздухе)

И маме подарю! (протянуть ладони)

В: итак, ребята, приступайте смело к делу, садитесь за столы, держите спинки прямо, кисти держим правильно, не забудьте вы превратились в мастеров и мастериц.

Дети выполняют работы под музыку Фредерика Шопена. воспитатель оказывает необходимую помощь детям.

В: Молодцы, ребята,

Потрудились от души.

Все работы хороши!

(Воспитатель меняет барышню на раскрашенную)

Вот же барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

В: Ребята, какие замечательные нарядные барыни у вас получились, предлагаю устроить галерею из ваших рисунков у нас в детском саду, вы согласны?

Дети: Да.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Нарисовали вы сегодня
Этот русский сувенир.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе с задержкой…

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе с задержкой психического развития на тему: «Транспорт, профессии на транспорте» Задачи: Продолжать формировать знания...

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем…

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе Цель: Обобщение, уточнение и расширение...

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...