Обобщение опыта на тему: «Выявление и коррекция детских страхов у детей среднего дошкольного возраста»

Опытно-экспериментальная работа по выявлению и коррекции детских страхов у детей среднего дошкольного возраста.

2.1 Констатирующий этап исследования

Выборка исследования составила 20 человек, воспитанники детского сада №8 г. Меленки, дети среднего дошкольного возраста группы «Колокольчик».

Возраст испытуемых – 3 – 4 года.

Разделение по половому признаку равномерно (10 мальчиков и 10 девочек).

Цель констатирующего этапа исследования – подбор методик и изучение нарушений психологического здоровья у детей.

При проведении исследования был использован ряд психодиагностических методик:

1. Методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» (9, с. 254(.

Автором произведен синтез двух известных методик: модифицированной беседы А.И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».

Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А.И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.

Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки. Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные страхи».

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять.

Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту) (9, с. 255(.

Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15.

У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном – нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома (приложение 1).

2. Проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи» (9, с. 263(.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, то есть вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.

3. Проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса (36(.

Данная методика позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.

Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Порядок проведения - из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

  • чья семья изображена им на рисунке – его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;
  • где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
  • какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;
  • кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
  • кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;
  • если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома.

Опишем результаты проведения диагностики по выявлению детских страхов в исследуемой группе.

1. Методика авторов А.И. Захарова и М. Панфиловой позволила выявить наиболее выраженные детские страхи в группе дошкольников (9, с. 254(.

На рисунке 1 представлены наиболее выраженные страхи среди дошкольников средней группы.

1

Рис.1 – Формы страхов у детей среднего дошкольного возраста, %

Страх одиночества у девочек в 100% случаев и у мальчиков в 90%; страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 70%; страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 30%; страх родителей у девочек в 60% и у мальчиков в 90%; страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%; страх войны у девочек в 70% и у мальчиков в 90%; страх темноты в 90% у девочек и в 60% у мальчиков; страх перед животными для девочек в 90%, а для мальчиков в 70% ответов; страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков, страх высоты в 70% у девочек и в 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек и у 40% мальчиков, страх огня в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; медицинский страх в 20% как у мальчиков, так и у девочек; страх крови в 50% у девочек и в 30% у мальчиков.

Таким образом, можно выделить основные группы страхов, которым подвержены дети исследуемой группы:

1. Страх одиночества.

2. Темнота, страшные сны.

3. Страх умереть и страх смерти родителей.

4. Животные.

5. Высота, глубина, темнота.

6. Медицинский страх.

Данные диагностики по методике авторов А.И. Захарова и М. Панфиловой представлены в приложении 2.

2. Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем дошкольном возрасте (таблица 1).

В своих рисунках 3 человека (15%) изобразили змей различной длины и окрасов; дерево и медведя изобразили 2 детей (10%); пауков - 3 человека (15%); изобразили крыс и мышь 2 ребенка (10%); лису, кабана и тигра - 2 ребёнка (10%); скелет нарисован у 2 человек (10%); металлическая фигура и робот у 1 человека (5%); монстров изобразили 3 человека (15%); призраков и привидения - 1 человек (5%); ночь и темноту - 1 ребёнок (5%).

Таблица 1

Мифологические страхи детей среднего дошкольного возраста

Формы страхов Количество рисунков %
Змеи 3 15
Дерево 1 5
Медведь 1 5
Паук 3 15
Крыса - мышь 2 10
Лиса – кабан 1 5
Тигр 1 5
Скелет 2 10
Роботы 1 5
Монстр - чудовище 3 15
Привидение 1 5
Темнота - ночь 1 5

3. Проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса позволила выявить следующее: у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, то есть тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: 2 ребенка изображали так членов семьи.

Проективная рисуночная методика позволила выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение - в исследуемой группе их 5 человек.

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника средней группы, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

Вывод: беседы с детьми позволили выделить три группы мифологических страхов.

Первая группа - страхи мистических существ (чаще всего - драконообразных).

Вторая - страхи «фантастических нелюдей», мистических персонажей, наделенных свойствами человека и животного.

Третья - страхи животных, представляющих особую разновидность мифологических персонажей, наделенных волшебной силой.

В этот возрастной период телевиденье (фильмы ужасов, иностранные мульфильмы) оказывает существенное, значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка и способов ее выражения. Постоянная демонстрация стрельбы, нападений и катастроф, как в телевизионных новостях, так и в телефильмах, безусловно, наносит вред ребенку. Так появляются страхи глубины, высоты, темноты. Детей, склонных к агрессии, это может натолкнуть на такие формы насилия, какие они сами никогда бы не придумали. У других детей деформации подвергается вся эмоциональная сфера. Таким образом, по данным проведенного исследования видно, что преобладают фантазийные страхи, что соответствует среднему дошкольному возрасту.

Проведенное исследование доказывает, что дети среднего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, одиночества, смерти, животных и др. У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Без специальной коррекции развитие ребенка может иметь неблагоприятные прогнозы.

2.2 Формирующий этап исследования

Цель формирующего этапа исследования - разработка и апробирование программы направленной на коррекцию детских страхов.

Разработанная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия. Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей среднего дошкольного возраста.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

  • снизить тревожность;
  • усилить «Я» ребёнка;
  • актуализировать чувство страха;
  • повысить психический тонус ребёнка;
  • осуществить контроль над объектом страха;
  • повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Методы и техники, используемые в программе:

I. Релаксация.

Цель - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

При релаксации использовались следующие игры:

1. Игра «Какой я человек».

Дети прикладывают руку к сердцу и слушают, как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.

2. Игра «Мусорное ведро».

Ставим в центр комнаты мусорное ведро и предлагаем нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем порвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.

3. Игра «Прощание» / «Приветствие».

Уточняем, как можно попрощаться, предлагаем попрощаться друг с другом улыбкой, жестом, словами, движением.

II. Концентрация.

Цель - сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

III. Функциональная музыка (успокаивающая и восстанавливающая).

Цель - уменьшение эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Для успокоения были подобраны спокойные, плавные, умиротворяющие звуки природы. А для преобразования страшного в смешное, или для уничтожения, подойдет быстрая, интенсивная, более решительная музыка.

IV. Игротерапия.

Цель - снижение напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижение страхов.

На первом этапе детям предлагается комплекс подвижных игр (5 + 5).

В первую пятерку входят следующие игры:

  • игры с мячом, предполагающие внезапное бросание мяча друг другу детьми, сопровождающееся словами «на», «держи» и т.п.;
  • поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки;
  • борьба-соревнование, сражения на саблях, метание мяча друг в друга;
  • лазание на перегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой взрослого), перепрыгивание веревки, небольшой ямки с песком;
  • прохождение по детским стульям, находящимся на расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Эти игры развивают быстроту реакции, уменьшают эмоциональное торможение и скованность.

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют уменьшить страхи и неуверенность в себе:

1. Игра «Пятнашки» – своеобразная разминка к последующим играм, содержит ряд правил, которые осложняют задачу (ограниченность пространства, расставленные стулья, пятнать только по спине).

2. Игра «Жмурки» улучшает настроение детей, двигательное оживление. Ведущий в этой игре всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтоб участники игру обнаружили себя. Игра способствует развитию выдержки, терпения у нервно ослабленных детей, также игра способствует снижению страха темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия.

3. Игра «Прятки» - способствует снижению интенсивности страха одиночества.

4. Игра «Кто первый?» – в игре создаются элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности и внезапности. Психологический механизм воздействия этой и следующей игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.

5. Игра «Быстрые ответы». В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания.

Следующим этапом игровой коррекции страхов являлись ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить игровые занятия – драматизацию известных сказок – с целью объединения детей, улучшения их взаимодействия, развития ролевых функций общения и преодоления страхов. Для чтения отбирались сказки, доступные возрасту, которые читались через день в течение определенного времени. После знакомства со сказками выбирались те из них, которые представляли наибольший интерес для детей, главное в том, чтобы ребенок сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, то есть был в его образе и тем самым отреагировал чувство страха перед ним.

V. Телесная терапия.

Цель - снижение мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

VI. Арт-терапия. 

Цель - актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

1. «Рисование героя сказки, который испытывает такой же страх, что и ребенок».

Цель: дать ребенку возможность перенести свою ситуацию в новые обстоятельства, пережить и осознать ее заново, увидеть свою ситуацию извне, открыть новые возможности поведения.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Ход упражнения: педагог предлагает нарисовать героя сказки или мультфильма, который боится того, что и ребенок. При этом обращает внимание на те детали переживаний и поведения, которые присущи ребенку, и стараться отразить их в рисунке. В ситуации, из которой ребенок не видит выхода, очень важно предложить ребенку возможную альтернативу, так как важно нарисовать с ребенком не только ситуацию негативного переживания, но и альтернативную ситуацию, в которой уже присутствуют изменения, и закончить рисунок на позитивной ноте.

2. «Тревожный персонаж».

Цель: ослабить переживания ребенка, показ альтернативы освобождения.

Материал: листы бумаги, гуашевые краски, кисти.

Ход упражнения: используется нарисованный ребенком рисунок того, чего он боится, или только что нарисованный рисунок страха. Педагог предлагает закрасить «тревожный» персонаж поверх рисунка краской, педагог говорит, что он спрятался, забрался в ящик, исчез, а потом он оттуда снова вылезает. И педагог предлагает нарисовать его уже меньшего размера, без устрашающих деталей (зубов, когтей – если это зверь, оружия – если человек). Затем его снова закрашивают. И так несколько раз. В конце концов, персонажа снова закрашивают и педагог говорит, что он ушел, улетел, его больше не видно.

3. «Рисование в ванной комнате».

Цель: смывание и уничтожение изображения страха ребенка, облегчение переживаний ребенка, снижение напряжения.

Материал: гуашевые краски, кисть, кафельная стена.

Ход упражнения: взрослый предлагает нарисовать любого страшного зверя, который приснился ребенку, или даже громкий звук в виде существа или просто пятен определенного цвета. Можно предложить рисовать пальцами или даже руками. Потом ребенок может сам взять душ и струей смыть изображение до полного его исчезновения.

4. Трансформация объекта страха.

Цель: изображение объекта страха ребенка, трансформируя и изменяя его облик, ослабление переживаний ребенка, связанных со страхом перед определенными людьми.

Материал: листы бумаги, фломастеры, цветные ручки или карандаши.

Ход упражнения: педагог предлагает нарисовать персонажа, например, милиционера, который звонит в дверь квартиры, но не самого ребенка, а Петиной или Вовиной. Если ребенок боится определенного типа людей (с бородой, с палкой и т.п.), то необходимо нарисовать такие подробности. Далее предлагается изобразить, что с этим персонажем может случиться смешного: у него случился насморк, он достает платок, из кармана у него вывалился бутерброд, который дала ему мама, чтоб он не проголодался, у него могут оказаться носки разного цвета, потому что он торопился на работу и все перепутал и т.п. Чем более подробно и смешно изображаются изменение, тем слабее становится переживание ребенка.

5. Рисование руками.

Цель: помочь ребенку выйти из состояния зажатости и на уровне тела, и на уровне эмоций.

Материал: большие листы бумаги (ватман, обои), краски для рисования пальцами.

Ход упражнения: ребенку предлагается рисовать, независимо от сюжета, на листах бумаги большого формата, использование густой краски, рисование руками. Все это позволяет ребенку расслабиться на уровне тела, так как он вынужден сделать глубокий вздох, широкий взмах рукой, чтобы закрасить большую поверхность. А также расслабиться на уровне эмоций, так как ребенок переживает значимость из-за большой величины изображения, обилия краски.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, то есть 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно - развивающих занятий рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В каждой группе 5 - 6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.

Условия проведения занятий:

    • принятие ребёнка таким, какой он есть;
    • нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
    • учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
    • начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
    • игра не комментируется взрослым;
    • в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок – развлекательные (контактные) – 1 занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок - коррекционно - направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные.

Структура игрового занятия:

  • ритуал приветствия – 2 минуты;
  • разминка - 10 минут;
  • коррекционно-развивающий этап - 20 минут;
  • подведение итогов - 6 минут;
  • ритуал прощания – 2 минуты.

Тематическое планирование занятий с детьми среднего дошкольного возраста представлено в таблице 2.

Таблица 2

Тематическое планирование занятий

Темы программы Количество часов
1 Занятие 1 «Здравствуйте, это Я!» (приложение 3) 40 мин.
2 Занятие 2 «Моё имя» (приложение 4) 40 мин
3 Занятие 3 «Настроение» (приложение 5) 40 мин.
4 Занятие 4 «Настроение» (приложение 6) 40 мин.
5 Занятие 5 «Наши страхи» (приложение 7) 40 мин.
6 Занятие 6 «Я больше не боюсь!» (приложение 8) 50 мин
7 Занятие 7 «Волшебный лес» (приложение 9) 40 мин
8 Занятие 8 «Сказочная шкатулка» (приложение 10) 40 мин
9 Занятие 9 «Волшебники» (приложение 11) 40 мин.
10 Занятие 10 «Солнце в ладошке» (приложение 12) 50 мин
Всего часов: 7 часов

Вывод: таким образом, из разработанной программы видно, что коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи 

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам. Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности.

2.3 Контрольный этап исследования, интерпретация результатов

Цель контрольного этапа исследования - определение эффективности коррекционной работы.

Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.

Рассмотрим результаты повторного проведения методики авторов А.И. Захарова и М. Панфиловой на контрольном этапе (рисунок 2).

2

Рис. 2 – Формы страхов у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования, %

Страх одиночества у девочек в 70% случаев и у мальчиков в 50%; страх смерти родителей у девочек –70% и у мальчиков в 50%; страх умереть у девочек в 50% и у мальчиков в 10%; страх родителей у девочек в 30% и у мальчиков в 60%; страх снов, как у девочек, так и у мальчиков в 60% ответов; страх войны у девочек в 50% и у мальчиков в 70%; страх темноты в 50% у девочек и 40% у мальчиков; страх перед животными для девочек в 70%, а для мальчиков 60% ответов; страх чудовищ в 20% характерен для девочек и в 30% для мальчиков, страх высоты в 50% у девочек и 30% у мальчиков; страх глубины у 10% девочек и у 20% мальчиков, страх огня в 50% отмечали и девочки и мальчики; медицинский страх 10% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 40% девочек и 20% мальчиков.

В таблице 3 представим динамику детских страхов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Таблица 3

Динамика детских страхов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Форма страха Констатирующий этап Контрольный этап
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
чел. % чел. % чел. % чел. %
Одиночество 9 90 10 100 5 50 7 70
Смерть родителей 7 70 10 100 5 50 7 70
Умереть 3 30 10 100 1 10 5 50
Родителей 9 90 6 60 6 60 3 30
Снов 8 80 10 100 6 60 6 60
Войны 9 90 7 70 7 70 5 50
Темноты 6 60 9 90 4 40 5 50
Животных 7 70 9 90 6 60 7 70
Чудовищ 6 60 4 40 3 30 2 20
Высоты 4 40 7 70 3 30 5 50
Глубины 4 40 3 30 2 20 1 10
Огня 7 70 10 100 5 50 5 50
Медицины 2 20 2 20 1 10 1 10
Крови 3 30 5 50 2 20 4 40

По данным таблицы 3 видно, что наблюдается тенденция к снижению всех форм страхов у детей исследуемой группы. Опишем их более подробно:

  • страх одиночества, стал наблюдаться у 50% мальчиков и 70% девочек, таким образом, 4 мальчика и 3 девочки перестали бояться темноты;
  • страх смерти родителей снизился до 50% у мальчиков и 705 у девочек. Перестали бояться 2 мальчика и 3 девочки.
  • страх умереть наблюдается у 1 мальчика и 5 девочек. Тенденция к снижению составила: 2 мальчика и 5 девочек;
  • перестали бояться родителей 3 мальчика и 3 девочки;
  • страх снов испытывают 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) тенденция составила 3 : 3;
  • страх войны наблюдается у 7 мальчиков и 5 девочек, отсутствует страх после проведения коррекционной работы у 2 мальчиков и 2 девочек;
  • перестали бояться темноты 2 мальчика и 4 девочки;
  • страх животных отсутствует у 4 мальчиков и 3 девочек в исследуемой группе;
  • страх чудовищ присутствует у 3 мальчиков и 2 девочек. Тенденция к преодолению данной формы страха составила 3 : 2. Отметим, что именно с этой формой страха велась активная работа;
  • перестали бояться высоты 2 девочки и 1 мальчик;
  • страх глубины наблюдается у 2 мальчиков и 5 девочек;
  • страх огня отсутствует у мальчиков и 9 девочек, тенденция к понижению составила 2 : 2;
  • страх крови и медицины перестали испытывать 2 человека (1 мальчик и 1 девочка).

Результаты проведения методики «Мои страхи» на контрольном этапе исследования представлены в таблице 4.

Данные таблицы 4 показывают положительную динамику на контрольном этапе исследования. Так среди мифологических страхов наиболее значителен только один «Монстр – чудовище».

Таблица 4

Динамика мифологических страхов детей среднего дошкольного возраста

Формы страхов Констатирующий этап Контрольный этап
Количество рисунков % Количество рисунков %
Змеи 3 15 1 5
Дерево 1 5 0 0
Медведь 1 5 1 5
Паук 3 15 1 5
Крыса - мышь 2 10 1 5
Лиса – кабан 1 5 0 0
Тигр 1 5 1 5
Скелет 2 10 1 5
Роботы 1 5 1 5
Монстр - чудовище 3 15 2 10
Привидение 1 5 1 5
Темнота - ночь 1 5 1 5

Повторное проведение проективной методики изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса свидетельствует о том, что в рисунках детей стали присутствовать светлые тона, линии без нажима, части лица нарисованы пропорционально. Следовательно, симптомокомплекс тревожности в исследуемой группе снизился. Выявлено 2 ребенка с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение. Отметим, что на начальном этапе исследования их было 5.

Вывод: с целью проверки эффективности коррекционной работы, направленной на снижение страхов у детей среднего дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения страхов у детей среднего дошкольного возраста.

Преодоление страхов - это комплекс мер психологического и педагогического воздействия, из которых наиболее эффективными средствами являются рисование и игра. Проведённая работа позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной и занимают значительное место в современной психологии.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да…

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да, ярмарка!» Звучит «Русская народная музыка», дети стоят парами за кулисами, выходит воспитатель. Воспитатель:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...