Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Одним из малоисследованных направлений в дошкольном возрасте можно считать использование театрализованной деятельности, в целях развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованной деятельности открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:

- выразительность языка, способствующая освоению ребёнком речи;

- традиционность и импровизационность;

- возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость родного языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки сказок, стихов, рассказов как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребёнка.

Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью развития выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. В связи с этим тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованной деятельности в развитии выразительности речи и освоения речевой культуры. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешнее, если:

1) использовать специальные задания и упражнения, на развитие выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

2) создать развивающую среду, способствующую речевому развитию старших дошкольников;

3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников. 
Задачи:

1) изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме исследования;

2) провести опытно - практическую работу по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;

3) Разработать перспективный план и систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста для развития выразительной речи в театрализованной деятельности.

В процессе театрализованной деятельности дошкольников у детей развивается выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. Использование театрализованной деятельности в целях развития выразительности речи ребенка дошкольного возраста становится возможным при выполнении следующих условий:

- Насыщение театрализованной деятельности дошкольников интересными и эмоционально-значимым для детей содержанием.

- Создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на развитие выразительности.

- Использование в театрализованной деятельности этюдов и упражнений по развитию выразительности дошкольников.

Формирование педагогических условий развития выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности проводилось в процессе реализации всех образовательных областей указанных в ФГОС:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, основа выразительности связана, прежде всего, с активностью порождающего и воспринимающего сознания, с внутренней устремленностью личности, занимающей выражением некоторую смысловую и ценностную позицию. Порождаются или воспринимаются не просто звуки, а значащие звуки. В этом смысле они и становятся выразительными.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, ее выразительность. При правильной организации театрализованной деятельности создавалась естественная речевая среда, что способствовало общему развитию языка, выразительности речи.

Театрализованная деятельность призвана стать средством развития выразительности речи. А жизнь старших дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрализованной деятельности.

В данной работе был проведен теоретический анализ педагогической литературы и практическая работа по проблеме развития выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы:

1. Обследование показало, что задача приобщения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи.

2. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Развивать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Результатом реализации практической работы также стало:

- положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;

- повышение у детей интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;

- обогащение игрового опыта детей;

- дети значительно увереннее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля.

- у детей повысилась самооценка, повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.

- повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ; детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь, улучшился грамматический строй.

Следовательно, проделанная нами работа подтвердила, что поставленные задачи выполнены. Необходимо способствовать не только развитию речи, но и её выразительности, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы и видам театра.



Новые публикации

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур...

Занятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года. Задачи: Систематизировать знания детей о характерных...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

нод "Зимующие птицы"

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы. Задача: - Образовательная: Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми…

  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые...

Индивидуальный план работы в межаттестационный период по повышению профессианального уровня 2017-2022 гг, Тема: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Актуальность темы состоит в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формирование осознанного отношения...

Интегрированное занятие в старшей группе "Морское путешествие в страну Знаний"

Шарчинский детский сад «Радуга» структурное подразделение  МБОУ Шарчинской СОШ Схема - конспекта  Интегрированной НОД  «Морское путешествие в страну Знаний»  в старшей группе   Автор Нечунаева Олеся Владимировна с.Шарчино   Образовательная область: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»...