Формирование предметно-пространственной среды в МАДОУ «Радость» в соответствии с ФГОС ДО

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка….»

В.Сухомлинский.

На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание. Одним из важнейших факторов является среда, в которой пребывает ребенок, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

В соответствии с ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:

- реализацию различных образовательных программ;

- необходимые условия для организации инклюзивного образования;

- учет национально-культурных, климатических условий;

- охрану и укрепление здоровья воспитанников;

- учетиндивидуальных особенностей детей и коррекцию их развития;

- реализацию двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Теоретическая база опыта.

  • Изучение Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Изучение приказа Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Изучение письма Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  • Изучение концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).
  • Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
  • Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.
  • Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
  • Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
  • Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

Актуальность.

В связи с данными требованиями в МАДОУ «Радость» был проведен анализ РППС. При проведении анализа мы руководствовались проектом комплексного оснащения дошкольных образовательных организаций «Развивающая предметно-пространственная среда», который получил рецензию Экспертного совета Федерального института развития образования по образованию и социализации детей, с формулировкой ОДОБРЕНО к использованию при формировании и модернизации оснащения ДОО. Анализ показал, что РППС МАДОУ «Радость» недостаточно соответствует требованиям ФГОС ДО.

Все пространство дошкольного учреждения максимально используется. Имеется наличие специальных помещений для различных видов детской деятельности:

- музыкальный зал,

- физкультурный зал,

- изостудия,

- кабинет психолога,

- кабинет логопеда,

- сенсорная комната,

- психомоторная комната.

РППС в групповых обеспечивает реализацию принципа интеграции образовательных областей, учитывает полоролевую специфику, доступна для каждого воспитанника, вариативна, частично трансформируема, безопасна: созданы центры активности, экспериментирования, конструирования. Имеются технические средства обучения: телевизоры, компьютеры, проекторы и проекционные экраны.

Но недостаточно развивающих игр и игрушек, конструкторов, оборудования для экспериментирования и проектной деятельности, спортивного оборудования, средств обучения, в том числе компьютерно-игровых для организации максимально разнообразной деятельности воспитанников, в том числе с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Игровое уличное оборудование на участках (качели, карусели, горки, песочницы, веранды) требовало замены, так как устарело и не отвечало эстетическим и гигиеническим требованиям.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности учреждения, стало целенаправленное совершенствование и пополнение РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способствующей всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Исходя из этого в нашей ДОО был разработан проект «Формирование предметно-пространственной среды в МАДОУ «Радость» в соответствии с ФГОС ДО».

Цель проекта: разработка модели предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

- организовать ППРС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников:(игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников.

- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

- приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Данная работа основывалась на принципах Стандарта

  • полифункциональной;
  • трансформируемой;
  • содержательно-насыщенной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Были учтены требования Стандарта

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  • Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

Нормативно-правовая база проекта

1. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.

5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).

6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г).

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.

8. Устав ДОУ.

9. Годовой план работы ДОУ.

10. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").

Список литературы:

1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании».

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.

5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

6. ФГОС ДО.

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.

8. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).

9. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. - Центр педагогического образования, 2008-96с.

10. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. - УЦ Перспектива, 2011-207с.

11. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды. - Учитель, 2013.

12. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

3. Родители содействуют созданию комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

Области развития ребенка согласно ФГОС ДО:

  • Физическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

С целью совершенствования развивающей предметно-пространственной среды была разработана концепция ее формирования: приобретения недостаточного оборудования для реализации содержания образовательных областей ООП ДО. За период 2014 – 2016 годы развивающая предметно-пространственная среда значительно пополнилась новым игровым оборудованием и средствами обучения, и оборудованием для игровых площадок.

Таким образом, РППС МАДОУ совершенствуется, пополняется новым оборудованием для всестороннего развития детей по ФГОС.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Тема: «Поможем медвежонку»

Конспект интегрированного занятия в младшей группе Тема: «Поможем медвежонку» Цель: Формировать восприятие цвета, величины предмета. Знакомить детей с дикими животными. Задачи: Учить...

Читайте также

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Зимующие птицы»

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...