Формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности

Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет. Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. Более высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно – пространственная среда. И вот тут на помощь приходит программа «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. «Мультстудия «Я творю мир» является одним из образовательных модулей данной программы. Он позволяет суммировать и на своевременном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребенком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей. В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребенка из любого другого модуля программы STEM-образования, будь то модели, созданные по системе Ф. Фребеля, объекты, собранные из LEGO, роботы, а может и просто предметы, заинтересовавшие ребёнка. Воспитание бережного отношения к природе, патриотизм, нравственность, формирование потребности в здоровом образе жизни – крайне важные задачи. Истинная любовь к природе может вырасти из интереса к конкретному жуку, только нужно дать возможность ребёнку изучить заинтересовавшее насекомое. Познавательный интерес конкретного ребёнка выльется в исследование, выдвижение гипотезы, а мультфильм будет итогом – защитой того или иного мнения, итогом разрешения проблемы.

В условиях совершенствования системы дошкольного образования с учетом требований ФГОС, в качестве метода ознакомления детей дошкольного возраста с содержанием моральных норм решили использовать авторскую мультипликацию. При этом тематика мультипликационных фильмов может быть самой разнообразной. Подробно остановимся на авторских мультипликационных фильмах, способствующих воспитанию добрых чувств у дошкольников. Одна из задач, стоящая перед обществом, перед дошкольным образованием, заключается в воспитании личности, способной социально адаптироваться, не имеющей проблем в общении с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации, не поддающейся негативному воздействию извне, способной правильно оценить, понять чувства и эмоции другого человека, для которой понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не является пустым звуком.

Наш выбор для воспитательной цели мультипликационного жанра объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут, являться настоящими учителями оптимизма и толерантности, помогающими решать различные жизненные задачи. Фантазию, необычные образы, картинки, наполняющие мультики, по воздействию можно сравнить с книгами сказок. Авторские мультфильмы путем создания и восприятия на экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение, внимание. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Авторский мультфильм, обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мы живем в век открытых информационных технологий, когда нас окружает огромный поток разной информации. Авторские мультфильмы – настоящая находка: в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для развития личности качествам. Ведь совместная работа по созданию мультипликационного фильма требует от каждого чувства коллективизма, умения договариваться с товарищами, считаться с мнением других. Воспитание этих замечательных черт происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия даже у самых упрямых малышей.

В наших мультфильмах встречаются и трогательные, сентиментальные, добрые сцены отношений между персонажами. У мультяшных героев немного яркости, пускай они не такие оживленные как в настоящих мультфильмах, но в них – много замечательного, ведь они созданы руками самих ребят.

В своих мультфильмах стараемся отразить нормальную для ребёнка картину мира, а со злом стараемся бороться не физически, а пытаемся его перехитрить или уговорить.

Через мультики ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего, отстоять свою точку зрения. Сюжеты для работ берём из детских исследований, проектов, рассказов детей из личного опыта, из маленьких притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро.

Герои мультфильмов должны быть привлекательны, положительны. Ведь от того какой фильм получился будет зависеть формирование у ребёнка тех или иных нравственных качеств. Не стоит забывать, что ребенок по-другому воспринимает мультфильм, нежели взрослый.

Ребенок должен развиваться в соответствующем информационном пространстве. Не забывайте: ему жить в двадцатых годах уже двадцать первого века.

Герои становятся друзьями детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения.

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает герой, ребенок воспринимает как должное. В авторском мультфильме дошкольник проигрывает проблемную ситуацию и ищет выход из неё самостоятельно или с друзьями. В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. То, что удивляет, привлекает, интересует, способно разжечь огонь исследовательского поиска и познавательной активности. В процессе сбора информации из различных источников маленький исследователь не просто получает объём знаний, но и сталкивается с тем, что характер информации различен. Зафиксировать весь разноплановый поток фактов и суждений, вычленить главное и нащупать структурные связи позволяет пиктографирование. Дошкольник ещё не умеет записать эти данные. А вот пользоваться пиктограммой он вполне сможет. Пиктограмма – это не рисунки, но и не схемы, которые придумывает взрослый. Пиктограммы, автором которых является ребёнок, зачастую понятны только ему самому. В процессе исследования накоплены пиктограммы, для создания авторского мультфильма будет необходима их группировка. Например, пиктограммы, отражающие среду обитания подскажут идеи для оформления фонов ширмы; отражающие характеристики объекта, его свойства, взаимосвязи между объектами или явлениями, уточнят развитие сюжета мультфильма. Обощения и выводы, к которым пришёл ребёнок в ходе исследования, будут обыграны в авторском мультфильме. Простой и логичный путь – это озвучка. Дошкольник самостоятельно озвучивает весь мультфильм, вкладывая в уста героев фразы, озвучивающие гипотезу, вопросы, основные факты, анализ данных, вывод.

ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. Акцент переносится на развитие личности ребенка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, доброты, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения. А ведь работа над мультфильмом требует от детей всех этих качеств. Нужно подобрать, изготовить персонажей, распределить роли, договориться о декорациях. И у ребят это прекрасно получается. Сколько творчества проявляют дошколята при изготовлении героев мультфильмов, ведь используют самые разнообразные материалы (пластилин, глина, ткани, нитки, бумага, природные материалы и другое).

Хочется верить, что работа по созданию авторских мультфильмов принесёт ожидаемые плоды. Дети вырастут добрыми, любящими, умеющими договариваться с другими, выслушивать их мнение, заботиться о человеке, о животном, о природе, о Родине в целом.

Список использованных источников:

1. Ажищева Т.А. Создание мультфильмов с детьми в дошкольной образовательной организации / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. Т. 1. С. 38.

2. Бавыкина Г.Н., Уколова О.В. Создание мультфильма с детьми как вид проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей дошкольников / амурский научный вестник. 2015. № 2. С.14–21.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний». 2018. С.28-33.

4. Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю мир» / Методические рекомендации. Москва. 2018. С 17-18.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по…

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по Финансовой азбуке» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать...

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»