«Волшебный мир нетрадиционного рисования»

Из опыта работы

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».

В.И.Сухомлинский.

 Этот ум тоже требует развития, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка может никто иной, как мы с вами - взрослые.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему, настроение ребенка.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит! Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции).

Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом. Рисование, как и игра, помогает им осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой. Рисование - это не только выражение себя, но и развитие мелкой моторики мышц, и развитие речи. Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Я очень люблю рассматривать рисунки моих ребят. Каждая работа – бесхитростный, самобытный взгляд маленького художника на мир. В рисунке ребенок может выразить свои впечатления от увиденного, передать придуманные образы, воплотив их с помощью линии и цвета.

Для педагога одной из важнейших задач становиться выявление у детей художественных способностей и грамотное их развитие. Решаться эта задача должна с учетом возраста детей, их психологического развития, условий воспитания. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я стала вводить новые формы организации и взаимодействия с детьми, которые позволили детям реализовать свои творческие задумки.

Занятия стала строить так, чтобы детям было интересно рисовать, а мне интересно рисовать вместе с ними. Приобщая детей к искусству, я использую различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию, способствует усвоению детьми не только знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в изодеятельности, но и в другой непосредственно образовательной деятельности, как опытно-экспериментальная, а также в свободное от занятий время. Работая по этой методике третий год с детьми, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

В ходе опытной работы с детьми я использую, очень нами (мной и детьми) любимый способ нетрадиционной техники рисования – монотипия. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона или готового рисунка. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно проводятся в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

С помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащается и расширяется художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа. Даже не увлеченные рисованием дети, не проявлявшие интерес к обычным занятиям по рисованию и в свободное время редко бравшиеся за карандаши и краски, «распробовав» эту технику, проявляют невероятный интерес и выполняют потрясающие работы. Увлекаясь этим видом деятельности, ребята стали занимаются рисованием в свободное время.

Родители замечают явный интерес детей к нетрадиционному рисованию. Это меня очень вдохновляет. Часто используемый на занятиях прием - кляксография. Разнообразить прием кляксографии позволяет раздувание капель по поверхности листа, трубочками от сока. Когда впервые обращаются к раздуванию, как способу получения изображения, то довольно быстро физически устают как взрослые, так и дети (т.к. эта работа сродни работе стеклодува и требует напряжения ротового аппарата и усиленной работы легких). Поэтому "раздув" капель можно сочетать с наклоном листа поочередно в разные стороны. Каждый поворот капли при наклоне листа дает новое направление линии движения.

С помощью Довольно необычный инструмент для рисования - свеча, с помощью которой возможно не только получить интересные результаты (особенно в комплексе с другими изобразительными приемами), но и познакомить детей с различными физическими, химическими, астрономическими и другими явлениями и процессами. Техника работы со свечой носит специфическое название – фотокопия. Слово "фото" в названии техники указывает на ее причастность к фотографии и объясняется тем, что эффект, получаемый при использовании свечи, как бы в упрощенном виде воспроизводит процесс проявления фотопленки. Происходит удивительный фокус, изображение сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах. Это и удивляет ребенка, и вызывает у него множество вопросов. В дальнейшем его от такого рисования бывает трудно отвлечь - он комбинирует, придумывает, экспериментирует, пытаясь найти ответы на возникающие вопросы. Взрослому остается лишь несколько направить поисковый интерес ребенка встречными вопросами: "Как ты думаешь, почему твой рисунок проявляется? Какая поверхность у свечи? Тематика работ может быть импровизированной, а может и придумываться заранее, в любом случае восторг детей очевиден.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам. Одним из "волшебных" вариантов работы со свечой является техника «граттаж». Слово "граттаж" образовано от французского скрести, царапать. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания заостренным инструментом (стекой, палочкой, стержнем и т. п.) бумаги или картона, покрытого парафином и залитого тушью или гуашью смешанной с мыльным раствором. При первом знакомстве детей с этой техникой ребята обычно не рисуют что-либо конкретное - им нравится сам процесс "добывания", "высвечивания" нижнего слоя, так как даже одна прямая линия может вмещать в себя всю исходно нанесенную на бумагу цветовую гамму - именно это "чудо" и удерживает пристальное внимание и интерес ребенка к царапанью. Также если хочется получить более контрастное изображение, то белый лист бумаги сразу натирается свечой, а затем тонируется специальным раствором. Кстати, этот способ - один из путей ознакомления детей с технологией изготовления гравюры, ксилографии, линогравюры. Внешний вид рисунка, выполненного без использования цветных красок, отличается резким контрастом белых линий и черного фона, что и делает его похожим на гравюру. Когда дети немного насладятся бессистемным рисованием, я стараюсь привлечь их к изображению чего-нибудь конкретного, например, нарисовать "Салют", "Звездное небо" или "Подводное царство". И лишь после этого ребята могут свободно перейти к самостоятельному выбору тем и реализации замысла.

Техника граттаж - одна из обширнейших изобразительных техник, позволяющая активизировать детское воображение и экспериментирование. Приготовление тонирующего раствора уже само по себе является активной поисковой деятельностью. Мы используем на занятии по экспериментированию, смешивание различных материалов в разных пропорциях, ребята имеют возможность получать необычные и довольно интересные результаты. Например, для начала просто полюбуйтесь перламутровым блеском мыльного раствора. На что он похож, какие ассоциации вызывает? Затем капните в раствор каплю красной туши или гуаши, проследите ее бег по мыльным прожилкам. Это похоже на циркуляцию крови по сосудам - так состоится первое знакомство ребенка с внутренним, не видимым глазу функционированием живого организма. Питательные вещества к тканям и клеткам растений доставляются таким же путем. Вот вам и занимательное по форме, но научное по содержанию знакомство с биологией.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Используемые методы и приемы рисования на моих занятиях:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Творчество детей - это волшебный мир, в котором интересно всем - и самим детям и взрослым! Детские рисунки чрезвычайно непосредственны, талантливы и даже гениальны. Творчеством взрослого сложившегося художника, как правило, руководит мозг, и быть может чувство. А кистью ребенка управляет интуиция и согласно некоторым теориям, опыт других его жизней. Рисунки и творчество детей вообще заряжают энергией и оптимизмом. Это меня и вдохновляет работать и дальше в этом направлении.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Читайте также

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

Сценарий беседы «Пожарная безопасность»

Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...