Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель:
Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи:
1. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.
2. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, одинаковое название (большой – маленький мяч или пирамидку и т.д.). Учить детей называть свойства предметов.
3. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
4. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Актуальность проекта.
Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотношения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
Этапы реализации проекта
1. Организационный:
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей;
- Составление план работы с детьми/
2. Практический:
- Дидактические игры с малышами;
- Проведение индивидуальной работы с детьми;
- Самостоятельные игры малышей/
3. Обобщающий:
- Оформление наглядного и дидактического материала$
- Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию$
- Создание презентации проекта по сенсорному развитию$
- Оформление фотовыставки.
Ожидаемые результаты:
1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
2. Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды.
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры
Месяц | Мероприятия | Работа с детьми | Работа с родителями | Примечание |
Октябрь | Наблюдения | Наблюдения за детьми с целью выявления сенсорного развития через дидактическую игру. | Познакомить родителей с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду. | Беседы о роли развивающих игр для малышей. |
Ноябрь | Название игр и упражнений |
1 «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный. 2 «Разноцветные шары». Найди ленточку по цвету.3 «Пирамидка» Формирование понятий большой —маленький. 4 «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве. 5 «Большой – маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру. 6 «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру. 7 «Лото» Нахождение формы. |
Индивидуальные беседы по сенсорному развитию дома. | Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. |
Декабрь | Название игр и упражнений | 1. «Цветные кубики» Восприятие цвета. 2 «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве. 3 «Чудесная коробочка» На развитие тактильных ощущений. 4 «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине. 5 «Найди пару» Определение цвета. 6 «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия. 7 «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета. |
Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками. | Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». |
Список литературы.
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.
2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.
3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 256 с.
4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998. - 143с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000. - 267с.
8. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013
9. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
10. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.
11. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.
Читайте также |
---|
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»
Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...