Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Цель:

Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи:

1. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.

2. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, одинаковое название (большой – маленький мяч или пирамидку и т.д.). Учить детей называть свойства предметов.

3. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;

4. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Актуальность проекта.

Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотношения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.

Этапы реализации проекта

1. Организационный:

- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей;

- Составление план работы с детьми/

2. Практический:

- Дидактические игры с малышами;

- Проведение индивидуальной работы с детьми;

- Самостоятельные игры малышей/

3. Обобщающий:

- Оформление наглядного и дидактического материала$

- Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию$

- Создание презентации проекта по сенсорному развитию$

- Оформление фотовыставки.

Ожидаемые результаты:

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды.

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры

Месяц Мероприятия Работа с детьми Работа с родителями Примечание
Октябрь Наблюдения Наблюдения за детьми с целью выявления сенсорного развития через дидактическую игру. Познакомить родителей с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Ноябрь Название игр и упражнений

1 «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.

2 «Разноцветные шары». Найди ленточку по цвету.
3 «Пирамидка» Формирование понятий большой —маленький.

4 «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

5 «Большой – маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

6 «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

7 «Лото» Нахождение формы.

Индивидуальные беседы по сенсорному развитию дома. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Декабрь Название игр и упражнений 1. «Цветные кубики» Восприятие цвета.
2 «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
3 «Чудесная коробочка» На развитие тактильных ощущений.
4 «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.
5 «Найди пару» Определение цвета.
6 «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.
7 «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.
Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

Список литературы.

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.

2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.

3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 256 с.

4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.

6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998. - 143с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000. - 267с.

8. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013

9. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

10. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.

11. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...

Читайте также

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Постановка проблемы. Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых...

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...