Способы поддержки интереса детей 6-7 лет к исследованию культурных объектов Русского музея средствами информационных технологий и организация взаимодействия детей с предметами культуры

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека. Педагог дополнительного образования может помочь детям реализовать следующие виды потребностей: социальные потребности (в общении, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности), духовные (потребность в знаниях, в самоактуализации, самовыражении), престижные (в самоуважении, признании, достижении успеха, высокой оценке). Потребности лежат в основе интересов личности. Интерес – целенаправленное, эмоционально окрашенное отношение человека к объекту его потребностей. Например, ребёнок выучил буквы, научился их складывать в слова, у него стала ярко проявляться потребность читать. Объектом его интереса станут книги.

Потребности и возникшие на их основе интересы – важнейшие побудительные силы к деятельности.

В нашем детском саду уже три года реализуется программа дополнительного образования «Мир музея», составленная с учетом познавательных интересов и возможностей детей подготовительных групп. В основе программы - исследование произведений искусства экспозиции Русского музея и других музеев Санкт-Петербурга, а также предметов и объектов окружающего мира, носителей истории и культуры.

Какие побудительные силы могут сделать картины объектом интереса ребёнка? Как найти необходимые слова, методы и приемы, чтобы дошкольник самостоятельно с желанием выполнял то, что предусмотрено программой?

Этому способствует, в первую очередь, использование мультимедийных средств и элементов дополненной реальности.

Во-вторых, организация активизирующего общения педагога с ребенком, позволяющая пробудить творческую инициативу.

Коллективное дело в виртуальной среде музея предоставляет ребенку уникальные возможности для открытия себя в новой обстановке, но при условии тактичного сотрудничества.

Для исследования и обсуждения произведений искусства я использую наиболее эффективную форму – фасилитированную дискуссию. Дискуссия в переводе с латыни рассмотрение, исследование. Фасилитированная – в переводе с английского «облегчающая, помогающая, способствующая».

Из педагога «носителя истины» я трансформируюсь в педагога фасилитатора, способствующего процессу коллективного принятия решения; организатора культурно-образовательной среды, в которой ребёнок с удовольствием включается в увлекательный процесс общения с искусством. Как же это происходит?

Обсуждение картин мы начинаем не с информации о произведении, а с её рассматривания. Главное, не торопить ребят: дать возможность спокойно рассмотреть произведение, накопить личные впечатления, сформулировать (более или менее отчетливо) свою версию увиденного. Далее я использую вопросы-стратегии (открытого типа) Их необходимо задавать в рекомендуемой последовательности и в соответствующих формулировках.

Первый основной вопрос:

- Что вы видите на этой картине?

- Что ещё вы видите?

- А кто заметил что-нибудь такое, о чем еще никто не говорил?

Через несколько занятий ввожу второй основной вопрос:

- Что происходит на этой картине? Он побуждает детей к осмыслению сюжета произведения, ориентирует их не только на рассматривание отдельных деталей, но и на восприятие всего изображения в целом.

Через некоторое время вводим третий основной вопрос.

- Как бы вы назвали эту картину? Его задаём в конце занятия после обобщения высказываний детей.

Когда чувствую, что дети готовы мотивировать своё прочтение пробую уточняющий вопрос: «Что ты видишь такое, что позволяет тебе это говорить?»

Предоставляю возможность высказаться всем желающим. Вместе с детьми разработали правила работы: отвечать по очереди, начиная с правой стороны, а на другом занятии - с левой.

 Проявляю искренний интерес к мнению детей, принимаю любое мнение, усиливая тем самым значимость высказывания каждого ребёнка в общей дискуссии. Единственное условие принятие версии – её доказательность. (Что позволяет тебе сказать об этом…)

Реагирую на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что версия отвечающего услышана. Конкретизирую, уточняю мысль ребёнка, не искажая её, используя парафраз: - Если я тебя правильно поняла, то …

Не даю категоричных оценок ответам.

Не высказываю собственное мнение. Если ребята выражают желание услышать мою позицию, делаю это в завершение обсуждения, уточнив, что высказанное мнение — одно из возможных.

Хочу отметить, что занятия я провожу в специально оборудованном помещении в комфортных условиях для рассматривания и обсуждения произведений изобразительного искусства. Экран установлен на уровне глаз детей так, чтобы каждому было удобно рассматривать изображение, и на таком расстоянии, чтобы можно было охватить взглядом все произведение сразу. Освещение не чрезмерно яркое и не сильно затемненное, так как участники фасилитированной дискуссии должны видеть друг друга и реагировать не только на словесные высказывания, но и на жесты или мимику. Стулья расставлены полукругом. В дискуссии участвует подгруппа не более 12 детей. Благодаря этому удается достичь особого результата: радость от процесса общения, открытие многообразия интерпретаций произведения искусства.

По мере освоения процесса ведения дискуссии и алгоритма вопросов, у ребят появилось желание занять позицию ведущего дискуссию. Я в это время занимаю позицию ребёнка, участника дискуссии.

Ребятам очень нравятся игры на основе произведений изобразительного искусства. Дети, обладающие способностью находить мельчайшие детали, любят задания связанные с поиском (найди спрятанную вещь в изображении, найти картины, на которых изображены лошади, найди и сосчитай всех птиц, бабочек...). Успешно определяют картины по фрагментам или «дорисовывают» недостающий объект.

Есть дети, которые любят разгадывать шарады, ребусы, задания с символами. Некоторым нравится участвовать в этюдах, «оживлении» картин, персонажей. Данные игры с успехом используем в квест-играх, викторинах. При этом мы не портим произведения искусства, работаем в условиях дополненной реальности, т.е. на интерактивной доске или с иллюстрациями.

Музейные предметы трогать нельзя, а если организовать свою выставку или временную экспозицию. Например, виртуальные экскурсии по парадным лестницам и залам Мраморного дворца сподвигли детей на создание своей экспозиции. У каждого ребёнка нашёлся свой камень с историей. У застенчивых детей была возможность заранее подготовиться к презентации объекта. Коллекция необычных вещей предоставляет возможность коллективных обсуждений.

Обследование предметов из детской коллекции или временной экспозиции - способ поддержки детской инициативы, самостоятельности, доказательности суждений. Он позволяет удовлетворить естественную для ребёнка познавательную активность, понять назначение вещи, связанное с практической жизнью человека. Обследование проводится небольшой подгруппой детей, которая выбирает капитана для презентации объекта. Это не сложно, если в группе практикуется проектный метод, где дети организовывают сговор, распределение обязанностей, деятельности, умеют договариваться.

Знакомясь с предметом культуры, дети проводят массу «экспериментов»: рассматривают, проверяют его на прочность, взвешивают, пытаются определить температуру (теплый или холодный) и материал, из которого он изготовлен.

Таким образом, информационные технологии, приёмы и методы педагогической поддержки позволяют заметить и поддержать интересы детей при исследовании музейных экспонатов, создать ситуацию успеха для разных детей, реализовать их образовательные потребности, творческие идеи и желания, что является мощным стимулом саморазвития ребенка и самостоятельного познания.

Используемая литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 351.
  2. Бойко А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Уч. пособие. — СПб.: Петрополис, 2007. cтр.31.
  3. Столяров Б.А., Вербенец А.М., Зуева А.В., Зудина М.А., Коршунова О.А. «Мы входим в мир прекрасного» образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов, С-Пб, 2013.
  4. Подгорнова С. В. Реализация культкрно-образовательной программы «Кругозор» методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Научная редакция Л. М. Ванюшкиной С-Пб, 2013.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ с изменениями 2016 года.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения…

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения И.Козеевой «Лучик солнца» Задачи: закрепить знания детей о приметах весны, учить...

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы…

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации...