Духовно-нравственное воспитание в ДОУ с помощью проекта «Дорогою добра»

 

В современном обществе наблюдается тенденция отсутствия духовного ориентира, моральных и этических принципов. После распада СССР и советской идеологии главной целью большинства людей было обеспечение физического комфорта и принцип «бери от жизни все» стал основополагающим. При этом были потеряны такие понятия как патриотизм, любовь к ближнему, жертвенность, бескорыстность.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (1).

Легче воспитывать, чем перевоспитывать данную истину может подтвердить каждый педагог, поэтому основы духовно-нравственного воспитания необходимо закладывать с детского возраста. В последнее время начали появляться организации, направленные на формирование основ нравственной личности: православные школы, детские летние лагеря, различной направленности, детские клубы, они охватывают большей частью детей школьного возраста. В дошкольных организациях встречаются проекты по духовно-нравственному воспитанию, к сожалению это единичные случаи и не достаточно продолжительные по времени.

Таким образом, возникает противоречие, с одной стороны есть острая необходимость в целенаправленном духовно-нравственном воспитании дошкольников, с другой отсутствие в ДОУ необходимой программы. Для духовно нравственного воспитания дошкольников мной реализуется проект «Дорогою добра». В проекте участвуют дети старших и подготовительных групп и их родители. Предварительно для родителей на родительском собрании был представлен проект в виде презентации, проведена беседа и было взято согласие от родителей на участие детей в данном мероприятии.

Анкетирование родителей показало, что все согласившиеся на участие в проекте относят себя к православным, но храм посещают очень редко. Основными православными праздниками традиционными в семьях считаются Рождество и Пасха. Общение со священнослужителем считают для дошкольного возраста преждевременным, православное воспитание в дошкольных учреждениях считают необходимым, но только в виде кружка. Воспитывать детей в вере необходимо с самого раннего возраста, такого мнение большинства родителей.

К сожалению, православные традиции были большей частью уничтожены за времена советской власти. Открытием для меня была книга «Лето Господне» И.С. Шмелева. Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в патриархальной купеческой семье глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт: традиционные праздничные и постные блюда, обычаи. Прочитав книгу Ивана Шмелева и познакомившись с православными традициями дореволюционной России, с сожалением понимаешь, как много утеряно, и насколько это необходимо восстанавливать сейчас. Современные семьи, считающие себя православными, не знают и малой доли того, что было традицией в семьях начала 20 века. Знакомство с отрывками из книги «Лето Господне» входит в проект «Дорогою добра».

Еженедельно с детьми проходят беседы. В ходе занятий с детьми выясняется, что дети даже крещеные не знают чье изображение, они носят на груди, в лучшем случае ответы «Боженька», «Ангел». Становится понятно, что родители не знают сами или не могут объяснить и рассказать детям об Иисусе Христе.

Основой проекта является изучение Библии, Евангелия, так как именно знание основ православной веры дает понимание подвигов православных святых и многих исторических событий России. Читая Библию, проводятся параллели с сегодняшними днями и современным миром, детям становится понятно, что истины данные нам Богом тысячи лет назад актуальны до сих пор и касаются каждого.

В современном обществе, заполненном огромным объемом разнообразной информации несформировавшейся личности сложно найти целевой ориентир. Семейные ценности разнятся в зависимости от культурного уровня и нравственных устоев. В дошкольное учреждение дети приходят уже с зачатками представлений о мире сложившимися в результате влияния семьи, общества и СМИ. К сожалению именно телевидение и интернет навязывают детям чужую культуру и не самые лучшие модели поведения.

Главной задачей ДОУ дать ребенку незыблемую основу духовно-нравственных ценностей. Знакомство с Библией, житиями святых, народными традициями дают детям представление о нравственных ценностях, являющихся основой русской культуры.

Помимо бесед для детей проводится просмотр мультфильмов по пройденной теме, что бы максимально запечатлеть данную информацию в памяти детей. Поскольку именно для дошкольников зрительная память является основной для запоминания.

С детьми проводился мастер-класс по изготовлению ангелов из ткани. Для того что бы помогать детям в изготовлении группы были немногочисленными, максимум 5 человек. Детей очень увлекает ручной труд. Такая кукла не затеряется среди покупных игрушек, потому что сделана своими руками, в поделку ребенок вкладывает частицу своей души. Предварительно для дошкольников была показана презентация «Народная кукла из ткани» для ознакомления с народными традициями.

Праздник «Рождественские святки», который реализуется в рамках проекта, является одновременно и знакомством с традициями славянской культуры и своеобразным подведением итога приобретенных дошкольниками представлений о православной культуре за период с октября по январь. Данная форма выбрана как наиболее красочная и наглядная для ознакомления с народными традиционными религиозными праздниками. Народные игры, колядки, танцы не только несут развлекательный характер, но и погружают детей в атмосферу далекого прошлого, знакомит дошкольников, как православные на Руси встречали Рождество и Крещение, главные зимние праздники.

Дети знакомятся со строением православного храма, его отличием от других зданий, правилами поведения в церкви. Эти представления закрепляются на занятиях по прикладному искусству, где дошкольники с помощью рисунков и аппликаций изображают храмы. С помощью аудиозаписей дети узнают о разновидностях колоколов и колокольных звонов.

Подведением своеобразного итога данного цикла занятий является экскурсия к церкви «Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области в пешей доступности от нашего детского сада. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом.

Для детей эта экскурсия проводится для того, что бы дети знали о церкви не только как о памятнике архитектуры, но и как о доме Господнем.

Завершающим циклом занятий являются беседы и презентации о православных святых, в частности о Подольском святом священномученике Александре Агафонникове. Данную тему для занятия со старшими дошкольниками я выбрала потому, что являюсь прихожанкой Ильинского храма в деревне Лемешово. На его территории в 2018 году открылся крестильный храм священномученика Александра (Агафонникова). Годы власти большевиков омыли кровью священников Русскую землю. Такого количества пострадавших за Христа за время гонения минувшего столетия не было даже во времена Великого гонения Диоклетиана, и всех прочих преследований христиан. Имена и малой доли новомученников за этот период не известны. Поэтому и наиболее ценно знать и передавать детям ту информацию, которая есть. Тем более что новомученник Александр Агафонников является Подольским святым, его иконы находятся в Ильинском Храме и храме священномученика Александра. Нашим детям необходимо видеть перед собой пример не фантастических навороченных супергероев (а подчас просто монстров), а реальных людей. Да, отдавшие жизнь за Христа не были супергероями, они были обычными людьми, часто семейными, не имевшими большой физической силы, но сила веры и сила духа у них была огромная, и ничто не могло ее поколебать. Мне хотелось бы, чтобы наши дети знали о таких святых людях и именно с них брали пример. Жизнь не проходит гладко ни для кого и, переживая испытания, на помощь должны приходить мысли о людях священномучениках, которых не сломила эта суета сует, о тех, которые познали уже в земной жизни Царствие небесное, и несли его в себе, не смотря ни на что.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Изучая основы православия, дети открыто воспринимают ту информацию, которую взрослые, имеющие жизненный опыт за плечами воспринимают порой скептически. Но именно так и надо читать Библию, с детской непосредственностью и верой. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Я искренно надеюсь, что семена православной веры, которые на занятиях проникают в детские сердца, со временем прорастут и принесут добрые плоды, потому что посеяны они в благодатную почву.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
  2. Чугунов В.А. Библия для детей. - Нижний Новгород.: НООФ Родное пепелище,2017.-256с.
  3. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицахhttp://www.dubrovitsy-hram.ru 1.  
  4. Священник Иоанн Федоров. Говорить ли детям о мучениках? http://www.pravoslavie.ru/99890.html
  5. Шмелев И. С. Лето Господне. – Москва.: Детская литература, 2018, -526с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» 1 год обучения. Сентябрь. Раздел I. Русская народная кукла. Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука» Программное содержание: - Познакомить с историей...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...

Читайте также

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы…

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «День Республики Крым. Путешествие по Крыму» (С использованием игровых...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»