Опыт работы по теме «Использование территории за пределами детского сада, как одну из форм экологического воспитания дошкольников»

 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника.

В образовательную область «Познавательное развитие» входит раздел

«Ребёнок открывает мир природы».

Накопление знаний у детей не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Родная природа, красота полей и лугов, величие леса открывают богатейшие возможности для интеллектуального развития и воспитания у детей любви к Родине, родному краю, городу.

Детский сад № 14 «Солнышко» (слайд 1) в котором я работаю на протяжении 15 лет, расположен в живописном уголке, на окраине города Ртищево, среди массива зелени.

Недалеко от детского сада находится (слайд 2) берёзовая роща, два пруда.

На берегу прудов растёт большое количество разнообразных деревьев и кустарников, травянистых растений.

Чтобы дети развивались всесторонне, научились видеть прекрасное в окружающем, понимать его, я не ограничиваюсь наблюдениями в природе нашего участка, в уголках природы, как бы богаты и разнообразны они ни были. Со своими воспитанниками я часто выхожу « в большую природу».

Месторасположение детского сада позволяет нам регулярно, в разное время года, совершать с детьми познавательные экскурсии к пруду (слайд 4) и в рощу, на луг, (слайд 5).

знакомить их с природой родного края, происходящими в ней изменениями в разное время года (слайд 6).

На основе приобретённых знаний я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, воспитываю любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

В процессе экскурсий, экологических терренкуров, квестов, походов, экологичских акций (слайд 7) у детей закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов.

Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния (слайд 8).

Дети учатся различать (слайд 9) форму листьев, почек, окраску листвы осенью, различать следы, оставленные на снегу.

Картины окружающей природы воспринимаются ярче, полнее, если дети имеют возможность послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, определять окружающие запахи. Имеют возможность потрогать увиденные объекты (слайд 10), взять интервью у ветра, берёзы, осенних листьев, рябины.

Экскурсии на луг помогают сформировать у дошкольников представления о насекомых и травянистых растениях (слайд 11).

Дети могут рассмотреть одуванчики, клевер, понаблюдать за муравьями,

послушать жужжание насекомых, рассмотреть цветы и травы.

Экскурсии на пруд знакомят детей с его обитателями (слайд 12).

У детей формируются представления о растениях водоёмов, о сезонных изменениях, формируются знания о правилах поведения возле водоёмов.

Работу в образовательной области «Познание» со своими воспитанниками я стараюсь сопровождать произведениями литературы и искусства. Рассказы писателей, картины художников побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, прямого общения с ней, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Зрительные образы, создаваемые благодаря прямому общению с объектами природы, легко запоминаются и остаются в памяти надолго.

Так во время летней экскурсии в берёзовую рощу (слайд 13), дети учатся видеть игру красок, света, теней в ясный солнечный день. Во время экскурсии дети задают много вопросов природоведческого характера, и чтобы не оставить их без ответа, после экскурсии мы беседуем по картине И.Левитана « Берёзовая роща». А потом дети отражают свои впечатления в рисунках.

Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Во время экскурсии дети закрепляют правила поведения в природе, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Дети знакомятся с деревьями и кустарниками, лекарственными растениями, цветами и травами, насекомыми и птицами, обитателями пруда.

Очень нравятся детям терренкуры с использованием маршрутного листа (слайд 14).

Терренкуры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей (слайд 15).

В ходе таких мероприятий дети не только закрепляют знания и представления о растительном мире ближайшего окружения, но и учатся ориентироваться с помощью плана в природе, совершенствуют умение определять и называть местоположение объектов природы.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические квесты (слайд 16).

Виновницей летнего квеста стала Баба Яга, которая решила прогнать лето. На его защиту встали дети. Они выполняли задания и играли с Кикиморой и Айболитом, волком, Красной Шапочкой,

Лесовичком и Лисой. Лето было спасено, а Баба Яга стала доброй.

Выполнение различных заданий, например от Лесовичка (слайд 17), способствовало развитию внимания, наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи, требовало согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Дети решали познавательные задачи, играли. И в итоге получили заслуженную награду.

Ежегодно со своими воспитанниками я провожу различные экологические акции.

Летом была проведена экологическая акция «Мусор Земле не к лицу» (слайд 18).

Итогом акции стал выпуск газеты «Наш город - нам дорог».

Ежегодная зимняя экологическая акция «Покормите птиц зимой», способствует расширению представлений детей о птицах родного края, воспитанию эмоционально-положительного отношения к птицам, развитию желания помогать им (слайд 19).

Человек –часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Знать о природе мало - стыдно, а не знать совсем невозможно. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и внимательное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общение с миром природы становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка. С помощью природы я открываю перед своими воспитанниками интересный мир. Дети не устают удивляться познанию нового, находят необычное в обычном, с нетерпением ждут новых открытий, которые невозможны без прямого общения с природой.

Человек –часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Знать о природе мало - стыдно, а не знать совсем невозможно. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и внимательное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общение с миром природы становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка. С помощью природы я открываю перед своими воспитанниками интересный мир. Дети не устают удивляться познанию нового, находят необычное в обычном, с нетерпением ждут новых открытий, которые невозможны без прямого общения с природой.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да…

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да, ярмарка!» Звучит «Русская народная музыка», дети стоят парами за кулисами, выходит воспитатель. Воспитатель:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...