Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста

 

1. Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста

В содержании экологического образования важное место занимает идея единства человека и природы, предполагающая формирование представлений о природе и человеке, способах их взаимодействия.

Экологическое образование дошкольников рассматривается в нескольких аспектах: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются в экологически грамотной деятельности и поведении в природе; как наука, изучающая закономерности экологического развития детей дошкольного возраста средствами природы в педагогическом процессе детского сада; как приобщение дошкольников к экологической культуре, в процессе которого происходит экологическое развитие ребенка [2, с. 36].

Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно- ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными: эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом [4, с. 85].

Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей. Первая задача подразумевает развитие умений познавательно- исследовательской деятельности детей. В младшем дошкольном возрасте это поддержка детского любопытства, желания рассматривать, прислушиваться, называть яркие признаки и свойства изучаемых объектов. В среднем дошкольном возрасте это сопровождение детской любознательности, а в старшем - познавательного интереса детей, развитие умения осуществлять элементарную поисковую деятельность самостоятельно, высказывать предположения, эвристические суждения.

В результате реализации данной задачи создаются условия для обогащения экологических представлений детей о природе: от ярких впечатлений об объектах природы ближайшего окружения в младшем возрасте до расширения представлений о многообразии признаков живых организмов, свойств природных материалов в среднем, а в старшем возрасте - знаний о жизни растений и животных в разных климатических условиях (пустыня, тропики и др. ) и в природных сообществах (лес, луг, водоем и др. ).

Таким образом, у ребенка начинает складываться первоначальная экологическая картина мира, в которой он учится действовать. Поэтому следующая задача связана с развитием умений действовать в природе, соблюдая доступные экологические правила [1, с. 38].

Воспитание основ гуманно- ценностного отношения детей к природе пронизывает весь процесс экологического развития ребенка и решается наряду с другими задачами: от поддержки эмоциональной отзывчивости к объектам природы в младшей группе до поощрения добрых поступков детей по отношению к живым существам - в средней и побуждения к самостоятельной помощи природе в старшем дошкольном возрасте [4, с. 86].

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды.

В старших группах следует продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов - все эти программные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и живом уголке группы [4, с. 69].

В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей, которые непременно должны учитываться при работе с детьми по экологическому образованию:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- до конца осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется [1, с. 39].

Особенностями экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются:

- активная деятельность старших дошкольников на осознанное сохранение природы;

- гуманно- ценностное отношение к природе;

- любовь к растительному и животному миру;

- формирование экологических знаний, культуры и отношения к природе.

2. Наблюдение - как форма чувственного познания окружающего мира в дошкольном возрасте

Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения [2, с. 81]. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных представлений - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности н2, с. 82аблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста [].

Наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям младшего дошкольного возраста [5, с. 49].

Наблюдение в экологическом воспитании следует делить на следующие виды.

1. Распознающие наблюдения

Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка.

2. Длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений

Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь [2, с. 88].

3. Воссоздающие наблюдения

Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные [5, с. 50]. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель - первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель - установление причинно- следственных связей и зависимостей) и итоговыми.

3. Особенности организации и проведения наблюдений в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Методика организации и проведения наблюдений в детском саду содержит следующие этапы:

1. Начало

Задача педагога – собрать детей, сконцентрировать их внимание с помощью различных приемов; направлена на принятие детьми познавательной задачи, получение общего представления об объекте.

2. Основной

Задача педагога - реализовать задуманное содержание, обеспечить возможность самостоятельного получения детьми сенсорной информации с помощью разнообразных приемов: вопросы с паузами, похвала, обследовательские действия, сравнение и др. ; недопустимы длительные пояснения, рассказы, отвлечение детей посторонним содержанием; обязательная двигательная активность детей; 2 часть должна быть единой и направлена на выявление свойств, качеств, признаков объектов (явления), особенностей поведения и образа жизни живого существа, его состояния, установление взаимосвязей и др.

3. Окончание

Задача педагога – подвести итог, обобщить полученные знания (представления); заключительная часть должна быть эмоционально- насыщенной (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен и др. ) [3, с. 102].

Организация и руководство наблюдениями в разных возрастных группах детского сада имеют свои особенности. В старших группах детского сада дети способны не только принимать, поставленную взрослым, познавательную задачу, но и ставить ее самостоятельно во время разнообразной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной) [3, с. 104].

Наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается) и действовать в соответствии с ним; восприятие становится более расчлененным (дифференцированным): под руководством педагога дети выделяют характерные признаки для всей группы объектов природы - это основа формирования обобщения.

В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с обитателями разных климатических зон. Широко используются вопросы поискового характера («Почему клюв у попугая короткий, сильный, загнутый в виде крючка?»).

Детям старшего дошкольного возраста предоставляется больше самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана, подведении итога. При затруднении педагог оказывает детям помощь, использует модели, побуждает отражать в речи и в других видах деятельности результаты наблюдения [5, с. 52].

В познавательной деятельности дети 7- ого года жизни подводятся к обобщению: обращается особое внимание на формирование обобщенных элементарных понятий («зима», «живое», «неживое»), подведение детей к пониманию более сложных закономерностей, существующих в природе, развитие самостоятельности.

Педагог отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению представлений, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. Шире используются трудовые действия, вопросы- задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах («Посмотрите и скажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?»), чаще, чем в старшей группе используется сравнение по общим (сходным) признакам. Воспитатель стремится к осознанию детьми обследовательских действий (они используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений – «Как ты об этом узнал? Проверь») [5, с. 53].

Для фиксации результатов наблюдений с дошкольниками используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение - сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов и др.

Практическая часть

1. Конспекты наблюдения в старшей группе ДОУ «Наблюдение за ветром»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Игровая деятельность»

Задачи:

1. продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер.

2. расширять знания детей о ветре, научить определять силу ветра.

3. развивать наблюдательность, слуховое и зрительное внимание, расширять словарный запас.

4. воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.

Материалы и оборудование: вертушки, султанчики или ленточки.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Явления природы», чтение стихов, художественной литературы.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Загадки.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда- то все спешит. (Ветер.)

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает-

Груши с веток он сбивает,

Сосны с корнем вырывает-

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг- и нет его нигде. (Ветер.)

Воспитатель. Вы угадали. Это ветер. Сегодня на улице ветреная погода. Как мы с вами это обнаружили? Ответы детей. Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут. Воспитатель. Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.

Воспитатель предлагает взять в руки вертушки, султанчики или ленточки и определить: какой силы сегодня ветер.

Воспитатель. Благодаря вертушкам мы выяснили, что ветер сегодня сильный. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер какой?»

Ответы детей: (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, летний, встречный).

Воспитатель. Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов.) Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести головной убор, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

Воспитатель. Ребята, а как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)

Выводы. Ветер приносит большую пользу: опыляет растения, разносит семена, приводит в движение парусные яхты, помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы, иначе не сбросив листья, они погибли бы под тяжестью снега. Но ветер может приносить и вред: сильные ураганы вырывают с корнем деревья, разрушают жилые дома.

Вот какой он разный, этот ветер: может быть добрым волшебником или колдуном.

Труд на участке.

Воспитатель предлагает детям подмести листву (мусор, разлетевшуюся от ветра на веранде и участке детского сада.

2. Конспект наблюдения в старшей группе ДОУ «Знакомство с объектами природы».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Игровая деятельность».

Задачи:

1. учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы;

2. развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, зрительное восприятие;

3. воспитывать любовь и интерес к природе, умение сопереживать.

Предшествующая работа: Занятие и беседы об окружающей природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, о месте человека в природе, о взаимодействии человека с природой. Чтение стихов, загадок о природе. Наблюдения.

Материалы к занятию: Сказочный персонаж мальчик – луковка Чиполлино. Набор картинок: «Живая природа», «Неживая природа».

Ход НОД: Встреча ребят со сказочным героем Чиполлино в уголке природы.

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, кто находится рядом с нами в уголке природы, кто нас окружает?

Ответы детей: нас окружают разнообразные комнатные растения.

Воспитатель: обратите внимание, к нам в уголок природы пришел сказочный персонаж мальчик - луковка Чиполлино. Мы знаем его по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Это жизнерадостный, веселый мальчик. Он помогает своим друзьям, всегда спешит на помощь, если в нём нуждаются. Но сейчас Чиполлино плачет. Что же случилось?

Чиполлино: «Я сейчас один, никому не нужен. Только я появляюсь, у людей наворачиваются слёзы. Мне так грустно!»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ему. Посмотри, Чиполлино, какая у тебя красивая луковичная голова, на ней распускаются зелёные листья. Ты похож на растения, которые растут в нашем уголке природы. Они очень важные жители нашего дома! Ребята, давайте узнаем вместе с Чиполлино о том – кто такие растения и другие объекты природы, которые нас окружают, и той роли, которую они играют в нашей жизни.

Воспитатель: о каких объектах и явлениях природы, говорится в этом стихотворении?

Ответы детей: Небо светит, солнце, ветер листьями играет, тучка в небе проплывает, поле, речка, трава, горы и т. д.

Чиполлино: А я давно дружу с растениями и о других природных объектах много знаю. Все то, что окружает человека и не сделано его руками, называется объектами природы.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите плакат «Окружение человека» и расскажите Чиполлино, что изображено на плакате (на плакате изображены объекты живой и неживой природы, изделия и постройки, природные явления).

Чиполлино: Какие объекты живой природы изображены на плакате?

Ответы детей: это растения, грибы, животные, птицы, насекомые – бабочки, пчёлы; звери- белка, олень; люди – мальчик и девочка.

Воспитатель: знаете ли вы, ребята, что объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются. Ребята, давайте, изобразим объекты живой природы, которых мы видим на рисунке. (Дети имитируют движения растений и животных.)

Чиполлино: Какие объекты неживой природы изображены на плакате?

Ответы детей: это солнце, воздух, почва, вода.

Чиполлино: а какие ещё объекты неживой природы вы знаете?

Ответы детей: камни, полезные ископаемые.

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но мы часто замечаем, как изменяются объекты неживой природы: падает снег, идёт дождь, тает лёд.

Все изменения, которые происходят с объектами неживой и живой природы, называются явлениями природы.

Чиполлино: Какие явления природы изображены на плакате?

Ответы детей: листопад, опыление цветков насекомыми, добывание пищи дятлом, подготовка зверей и птиц к зиме.

Воспитатель: Ребята, изобразите, как кружатся листья во время листопада, снежинки во время снегопада, как дует ветер. А кто- то пускай будет пчелками, опыляющими цветки. А как разные звери запасают и прячут корм на зиму и др. (Слова воспитателя сопровождаются эмоциональными движениями детей.)

Чиполлино: Ребята, а как называются объекты, которые сделаны руками человека? (это изделия и постройки) назовите их.

Ответы детей: Дом, забор, книга, шахматы, лопата и др.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем.

Дети встают в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому–нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех словосочетаний: «объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты, сделанные руками человека». Тот, кто поймал мяч, должен назвать любой объект природы (явление природы) или объект человеческой деятельности, на который указал ведущий.

3. Конспект наблюдения в старшей группе ДОУ «Живая и неживая природа»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Игровая деятельность».

Задачи:

1. учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок;

2. познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе;

3. воспитывать познавательный интерес к поведению рыбок и любовь к природе.

Материал к занятию: сюжетная картина «природа», предметные картинки с природой и без природы на каждого ребенка; картинки - человек, собака птица, рыба, дерево цветок, еж, солнце, облака, почва, камни, вода; аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, сердечки из цветной бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы).

а) В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю каплями падает опять. (Вода.)

б) Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я все терплю

И всем добром плачу. (Земля, почва.)

в) Голубой платок,

Красный колобок.

По платку катается

И людям улыбается. (Небо и земля.)

г) Голубая простыня

Весь свет покрывает. (Небо.)

д) Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце.)

е) Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (Ветер.)

- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!

3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?

(Дети называют объекты живой и неживой природы.)

- А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа.)

- Как вы думаете, что такое природа?

Дети: На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.

- Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?

Дети: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа.

- А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?

Дети: Человек.

- Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природой? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

4. Воспитатель предлагает детям игру «Природа или нет?»

- Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет?

- А теперь положите картинки с природой в конверт, а остальные оставьте на тарелочках.

(Дети распределяют картинки.)

- А теперь предлагаю проверить, как вы справились.

Обобщение.

5. Игра «Хорошо - плохо». ТРИЗ.

(Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода.)

Итоги. Выводы.

4. Конспект наблюдения в старшей группе ДОУ «Наблюдение за объектом живой природы - Хомячком»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Игровая деятельность».

Задачи:

1. учить выделять характерные признаки внешнего вида и поведения (маленький зверек, шерсть рыжеватого цвета, рот и уши маленькие, мордочка овальной формы, глаза черные, похожие на бусинки; лапки короткие, хвост маленький; ловко лазает; когда ест, берет пищу в защечные мешки);

2. закрепить понятие «грызуны», признаки характерные для всех грызунов;

3. продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание больше узнать о них, заботиться о животных;

Оборудование: корм (зерна овса, кусочек яблока, сено, овощи); одноразовые тарелки по количеству детей по 2 шт; пластилин, доски для лепки, стеки, тряпочки.

Ход занятия

Детей посадить полукругом. Поставить на стол перед детьми корзинку с хомячком- игрушкой, покрытую салфеткой.

Воспитатель обращает внимание детей на корзину.

Воспитатель: Дети, в корзине кто- то спрятался. Я сейчас посмотрю, а вы тихонько посидите. Ой! Здесь какой- то зверек, послушайте про него загадку и попробуйте ее отгадать, кто это. Загадывает загадку:

«Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой. Вот я хитренький какой!»

Дети: Хомячок.

Воспитатель: (достает из корзины). Правильно, это хомячок. Сегодня мы с вами сначала рассмотрим хомячка, какой он, как передвигается, что и как ест. А потом мы с вами слепим хомячка.

Ребята, я сейчас прочитаю вам рассказ про хомячка, а вы послушайте, пожалуйста.

Воспитатель (читает). «Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей.

За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывающее коготками, зубами, языком. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато- бурая. Добычу сразу на месте никогда не ест - несет в нору, за щеками. А щеки у него - как мешки. Запасы хомяки делают, в основном, на голодную весну. Зимой хомяки много спят. Изредка просыпаются, набьют поплотнее брюшко и опять на боковую. К весне хомяки заметно худеют и выходят из нор».

Воспитатель: (показывает хомячка). Ребята, внимательно рассмотрите хомячка и расскажите об особенностях внешнего вида.

Воспитатель просит одного- двух детей рассказать о внешнем виде хомячка, помогает им наводящими вопросами.

Какой формы мордочка? (овальная подвижная).

Какого цвета и формы глаза? На что они похожи? (черные блестящие выпуклые, похожие на бусинки)

Какой формы уши? (полукруглые)

У каких животных такие же полукруглые уши?

Посмотрите, какой длины шея у хомячка? (короткая, обернуться назад хомячок не сможет).

Расскажите, какой формы туловище у хомячка, какой длины лапки? Чем покрыто все тело хомячка? Какого цвета шерсть? Как назвать такую окраску? (пестрая, пятнистая).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста что сейчас хомячок делает? (Сидит на задних лапах и умывается.) Как он умывается?

(Двумя лапками вместе.) Что хомячок делает в клетке (лазает по сетке и по лесенке).

Дети, а почему он так ловко лазает по лесенке? Как вы думаете? (потому что у него короткие лапки).

Воспитатель: Ребята, а как хомячок двигается, как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: (быстро бегает, «семенит»). А почему он не прыгает, как вы думаете? (Потому что лапки у него короткие.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, и скажите мне как хомячок сидит, когда ест пищу? (Сидит на задних лапках и держит пищу в передних.)

А как вы думаете, ребята, хомячок сразу съедает пищу? Посмотрите, пожалуйста, что он делает. Кладет корм за щеки - набивает защечные мешки, затем высыпает корм возле гнезда.

Ребята, а как вы думаете, чем питается хомячок?

Воспитатель выставляет заранее подготовленный поднос с кормом для хомячка (овощи, зерна овса, кусочек яблока, сено).

Воспитатель: Как зверек ест свою пищу? Ведь она очень твердая. Хомячок грызет пищу. У него передние зубы длинные и острые и, которые грызут пищу. Как называются такие животные? («грызуны»).

Как вы думаете можно держать грызунов в картонной коробке или деревянном ящике? (Ответы детей.) Почему нельзя? (прогрызут). Каких еще вы знаете животных, которые грызут пищу? (кролик, белка). Что у них общего? 

Воспитатель: Ребята, давайте- ка поиграем немного.

Хомяки - звери хозяйственные. Запасы у них всегда в кладовых в полном порядке, все продукты хранятся отдельно.

У вас на блюдце лежат вперемешку горошины и пшеничные зерна. Ваша задача разделить их на две кучки - горошины к горошинам, пшеничные зерна - к пшеничным зернам. Приступайте! (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: (обращаясь к детям). Ребята, у кого дома есть хомячок? Пожалуйста, понаблюдайте за его поведением, на следующем занятии расскажите, что интересного вы заметили.

Итог занятия. Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели новое животное хомячка, много узнали о нем. Чем понравился вам хомячок? Какого цвета у него шерсть? Как называют животное, которое грызет пищу? и т. д.

5. Конспект наблюдения в старшей группе ДОУ «Наблюдение за муравьями»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Игровая деятельность».

Задачи:

1. познакомить детей с тружениками – муравьями.

2. расширять представления о насекомых.

3. продолжать учить различать насекомых.

4. обогащать словарный запас.

5. воспитывать желание эмоционально откликаться на объекты живой природы.

Ход наблюдения

В солнечный весенний день обращаю внимание детей на холмик на земле с вырытым в него входом и небольшой группой муравьёв, ползающих вблизи муравейника.

Спрашиваю у детей: «Кто это? Знаете ли вы насекомых?».

Ответ: «Нет».

- Это муравьи. Они маленькие, чёрного цвета. Ползают по земле. Живут они в своём домике – муравейнике.

Эти насекомые маленькие, но очень сильные и дружные. Они вместе трудятся целый день. Строят дома – муравейники всей семьёй. Охраняют их от чужих муравьёв. Ползают по земле в поисках полезной еды: найдут сочную травинку, семечко несут их к муравейнику. Одному муравью тяжело толкать зёрнышко. Посмотрите, к нему на помощь спешат его друзья. Они дружно подталкивают тяжёлый груз, помогают, стараются, трудятся вместе.

Когда мы гуляем на участке (едем на машине, катаемся на лошадке, велосипеде) не забывайте о том, что муравьи ползают по дорожкам. Чтобы их не обидеть необходимо быть внимательными, смотреть под ноги.

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам,

Муравьям мы шлём улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

Предложить насыпать недалеко от муравейника немного зёрен и в конце прогулки ещё раз понаблюдать за произошедшими изменениями у муравейника (зерен стало мало). В следующем наблюдении за муравьями обратить внимание детей на то, как насекомые ползают по стволам деревьев, веточкам кустарников.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цели - упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, ходить высоко поднимая ноги; совершенствовать навыки перепрыгивания, развивать чувство равновесия, внимание, ловкость.

Ходьба по нарисованным кружочкам – камешкам

Ходьба по «мостику» из двух параллельно лежащих на тротуаре скакалок.

6. Конспект наблюдения в старшей группе ДОУ «Осеннее дерево»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Игровая деятельность»

Задачи:

1. воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

2. систематизировать знания детей об отличительных признаках осени

3. поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями.

Материал: пластилин, доски, салфетки, мнемотаблицы, схема роста дерева «Из семени – дерево», коллекция семян и плодов, коллекция коры разных деревьев, картинки с изображением осенних мотивов, картинки с изображением деревьев.

Ход НОД

Воспитатель в образе Осени вместе с детьми входит в игровую комнату и обращает внимание детей на гостей: «Ребята, у нас сегодня очень много гостей. Как вежливые дети встречают гостей?» (Дети здороваются).

- Ребята, посмотрите, какое у меня удивительное платье. Как вы думаете, В кого я нарядилась? (Ответы детей).
- Вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:

Солнце (прячется за тучи, слабо греет).

Небе (становится хмурым, пасмурным, серым). О птицах (улетают в теплые края).

Деревьях (роняют листья, начинается листопад. На березе листья желтеют, а на рябине – краснеют).

Ветре (дует холодный, сильный ветер).

Дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают). О траве (становится желтой и сухой).

Животных (готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы). О людях (стали одеваться теплее).

- А кто вспомнит стихотворения об осени по мнемотаблице, которые мы с вами учили в прошлом году?

«Осень» М. Ходякова

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой

– Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной.

- Молодцы! Вчера на прогулке мы собрали семена, давайте узнаем, помните ли вы, с какого дерева какие плоды. Выберите себе какой- либо плод и отнесите его к картинке с изображением дерева.

(Плоды или семена каштана, дуба, липы, клена, яблони, рябины лежат в корзинке, картинки с изображением деревьев лежат на столе.)

- Кирилл, как называется твой плод? Почему ты положил его к этому дереву? (Полные ответы детей.) Спросить нескольких детей.

- Я для вас приготовила еще сюрприз. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке (Кора деревьев). Вы догадались что это? (Ответы детей.) Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей.)

- Кто- нибудь из вас знает, как из плода или семени вырастает дерево? Есть желающие рассказать? (Выставляется схема развития дубочка.)

Мини-этюд под музыку «Из семени в дерево»

- Давайте мы с вами представим, что вы – маленькое сморщенное семечко. Осенью семя упало на землю. Зимой снежок накрыл его, укутал. Весной дождик поливал, солнышко согревало, и семя начало оживать. Пустило корешки, потом появился росток, и дерево начало расти. Росло- росло и выросло в красивое дерево с листочками. Пройдет много лет и дерево даст плоды, которые опять упадут на землю и все начнется сначала.

Звонит телефон. Воспитатель просит у детей прощения и отвечает на звонок:

- Да, конечно приходите, мы Вас ждем. (В группу входит художник.)

- Ребята, я нарисовал осенний пейзаж способом пластилинографии. Вот какая красота у меня получилась: ковер из осенних листьев и перистые облака на голубом небосводе. Но как - будто тут чего- то не хватает. Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Ответы детей.)

- Какой у березки ствол? (Шершавый, белый с черными пятнышками.) Как мы катаем «колбаски»? Как можно скрутить «колбаски» в «спиральку»? Как будем катать шарики для листиков? Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки?

Я хочу вас попросить помочь мне слепить березку. Поможете? (Да.)

Коллективная работа «Соберем осеннее дерево».

- Вот сколько всего у нас получилось! Ребята, а теперь мы соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания коры и листьев на основу.

- Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось! Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям.

А Осень угощает вас вкусными сочными плодами – яблоками, только после работы с пластилином мы что- то забыли сделать (нужно вымыть руки). (Дети уходят мыть руки).

 

Список литературы:

  1. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 38- 43.
  2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Волчкова В. Н., Степанова Н. В. - Воронеж: Учитель, 2014. - 131с.
  3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
  4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет / Соломенникова О. А. - М.: Мозаика- Синтез, 2015. - 104 с.
  5. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К. // Современный детский сад. - 2011. - № 8. - С. 49- 54.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия: «Мир профессий»

Конспект занятия: «Мир профессий» Для младшей группы Цель занятия: Укрепить знания о профессиях людей. Задачи: - обобщать знания детей о профессиях; - научить детей отвечать...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Читайте также

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...