Формирование опыта познавательной деятельности у старших дошкольников через исследовательское обучение в условиях ФГОС

 

Актуальность

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни». На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.

Проблема формирования опыта познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, поскольку считается условием интеллектуального развития.

Новизна опыта

Работа по формированию опыта познавательной деятельности у детей, через исследовательское обучение в условиях ФГОС строится в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего исследовательской деятельности, а также с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей (в условиях принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе), позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности формирования опыта познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной с взрослым исследовательской деятельности.

Мною были поставлены цели и задачи.

Цель работы: выявить педагогические условия формирования опыта познавательной деятельности у старших дошкольников. В соответствии с целью были определены следующие

задачи:

  • Рассмотреть сущность понятия познавательная деятельность.
  • Выявить факторы и педагогические условия, влияющие на формирование опыта познавательной деятельности у старшего дошкольника.
  • Проверить в практике работы и реализовать в процессе образовательной деятельности с детьми наиболее эффективные средства и методы по формированию опыта познавательной деятельности через исследовательское обучение.

Определенные параметры исследовательской работы позволили нам сформировать гипотезу о том, что уровень формирования опыта будет достаточно высоким при соблюдении следующих условий:

  • Учет интересов и потребностей детей и пожелание родителей;
  • Активное вовлечение детей в исследовательскую деятельность: наблюдение, проблемные ситуации, экспериментирование и личного примера взрослых.

А также широкое применение методов исследовательского обучения:

- проблемный метод;

- практический метод;

- наглядный метод;

- словесный метод;

- игровой метод;

- метод проекта.

Объект моего исследования: познавательная деятельность старших дошкольников.

Предмет: педагогические условия формирования опыта познавательной деятельности старших дошкольников.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2014 по 2017 год и осуществлялась поэтапно.

I этап - констатирующий: сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года

Он включает в себя:

  1. Аналитические исследования, выявление влияния экспериментальной деятельности на познавательное развитие дошкольников в педагогической теории и практике.
  2. Выявление уровня познавательного развития у детей, уровня освоения их исследовательской деятельности.
  3. Определение педагогических условий, направленных на познавательное развитие.
  4. Постановка целей, задач и выбор методов работы.

II этап - формирующий: декабрь 2014 – февраль 2017 года

  1. Создание предметно-развивающей среды для формирования опыта познавательной деятельности, включающей объекты для исследования и образно-символический материал.
  2. Разработка и апробация цикла экспериментов для средней, старшей и подготовительной к школе групп, обеспечивающих познавательное развитие детей через исследовательскую деятельность, описание технологии.

III этап - контрольный: март 2017 – май 2017 года.

  1. Сравнительный анализ уровня познавательного развития дошкольников и уровня освоения исследовательской деятельности.
  2. Оценка эффективности форм и методов работы.

Раздел I. Теоретическая база опыта.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы работы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

В настоящее время отдельные аспекты познавательной деятельности детей получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова , О.В. Дыбиной , И.Э. Куликовской , Н.Н. Совгир , А.И. Савенкова .

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

В период дошкольного возраста особенности развития мышления ребенка проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в самостоятельности, гибкости и продуктивности мышления.

В мышлении старших дошкольников выделяется три уровня:

  • уровень понимания,
  • уровень логического мышления
  • уровень творческого мышления.

Уровень творческого мышления формируется при выполнении творческих заданий. Творческими заданиями в образовательном процессе считают такие задачи, принцип выполнения которых воспитанникам не указывается и в явном виде им неизвестен.

Творческое мышление осуществляется в три этапа.

Первый этап характеризуется возникновением проблемной ситуации, ее предварительным анализом и формулировкой проблемы.

Второй этап – это этап поиска решения проблемы.

На третьем этапе найден принцип решения, реализуется и осуществляется его проверка.

Система работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей старших дошкольников, развития их мышления.

Вместе с тем надо помнить, что без желания ребенка учиться все старания воспитателя не дадут ожидаемых последствий. Отсюда следует вывод, что нужно формировать желание воспитанников решать познавательные задачи.

Раздел II. Технология опыта

Одним из условий формирования опыта познавательной деятельности является активизация познавательной деятельности дошкольника, при этом придаем ей творческий, исследовательский характер.

С этой целью нами используется модификация педагогической технологии проведения учебных исследований с дошкольниками Савенкова А. И., данная технология оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию ребенка.

На основе исследований А. И. Савенкова определяются ряд умений, которые в процессе организации познавательной деятельности должны сформироваться у старших дошкольников. Сюда относятся такие инструментальные умения, как:

  • задавать вопросы;
  • видеть, в чем собственно состоит проблема;
  • выдвигать свои гипотезы;
  • делать умозаключения и выводы;
  • проводить опыты и эксперименты;
  • рассуждать по части определения понятий;
  • классифицировать материал.

Организация познавательной деятельности дошкольника имеет практико-ориентированный характер и ориентируется на потребности и интересы конкретного ребенка. По мнению А. И. Савенкова, «подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования».

Все выше сказанное позволило определить педагогические условия формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности.

Первое условие. При организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста учитываем содержание и формы, направленные на усвоение системы научных понятий и на формирование теоретического мышления

Второе условие. При организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста исследуемый материал предлагаем как нечто новое, необычное, контрастное, побуждающие к противоречиям.

Третье условие. При планировании познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста используем смену разновидностей деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности.

Четвертое условие. При организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста ведущая роль педагога сохраняется, но у детей остается ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Пятое условие. При планировании познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста используем метод проектов, который охватывает содержание нескольких образовательных областей.

Для формирования опыта познавательного развития через исследовательское обучение дошкольников используем следующие формы.

  • Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;
  • Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;
  • Коллективный исследовательский проект;
  • Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска;
  • Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей.

Основной формой в формировании опыта познавательного развития через исследовательское обучение - организация НОД.

Методика проведения учебных исследований с дошкольниками в ходе НОД включает в себя 4 этапа.

На первом этапе ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее на карточке (либо берет заранее подготовленные картинки). Карточку с этой записью (картинкой) кладет в кармашек с надписью «Тема».

Второй этап

На втором этапе осуществляется постановка вопросов.

1. Какие бывают виды исследуемого объекта.

2. Какие функции выполняют данные объекты.

3. Какими свойствами и качествами обладают данные объекта.

4. На что влияют.

Третий этап – этап проведения исследования.

Дети собирают информацию и записывают ее на листочках: те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки, заранее подготовленные для этого рисунки, на которых эта информация содержится.

Четвертый этап - подведение итогов. Информация, собранная в каждом кармашке, анализируется. Путем сравнения выделяются наиболее важные факты. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка.

Таким образом, Деятельность, выполняемая ребенком на уровне самостоятельности, превращается в форму и средство формирования опыта исследовательского поведения.

Раздел III. Контрольный

Проведенное исследование позволило выявить следующие результаты.

Количественный показатель уровня сформированности опыта познавательной деятельности дошкольников через исследовательское обучение представлен следующими цифрами:

Высокий – 60%

Средний - 40%

Низкий- 30%

Мониторинг формирования опыта познавательной деятельности через исследовательское обучение.

 

Диаграмма

 

Таким образом, мы можем утверждать, что уровень сформированности опыта познавательной деятельности через исследовательское обучение значительно повысился. Гипотеза подтверждается полностью.

Несмотря на улучшение сформированного опыта самостоятельной исследовательской деятельности необходимо дальнейшее его совершенствование.

  • Необходимо уделять особое внимание развитию умения наблюдать, устанавливать причинно- следственные связи, решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы.
  • Использование исследовательского обучения не как сама цель, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
  • построение НОД с использованием основных компонентов:

- противоречие;

-постановка проблемы;

- познавательная деятельность;

- гипотезы;

- участие в беседе;

- выполнение задания;

- открытие нового знания, вывод.

  • Создание условий для самостоятельного поиска информации.

 

Список литературы.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 – 80 с.
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Читайте также

Сообщение из опыта работы Тема: «Работа с детьми по дорожной…

Сообщение из опыта работы. Тема: «Работа с детьми по дорожной безопасности» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы...

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту»

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту» Цель: повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;  познакомить родителей с психологическими особенностями...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка» Цель занятия: Учим детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать их...