Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту»

Цель:

  • повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;
  •  познакомить родителей с психологическими особенностями развития детей 3-4 лет;
  • объяснить необходимость учитывать в воспитании и развитии характерные для этого периода особенности;
  • подвести родителей к выводу, что интеллектуальное развитие ребенка начинается именно в семье;
  • познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию ребенка;
  • продолжать укреплять взаимодействие с семьей в интересах развития личности ребенка;
  • активизировать родителей на совместную деятельность.

Ход заседания

Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о развитии интеллекта наших детей. Ни для кого не секрет, что все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, счастливыми, развитыми как в физическом, так и в интеллектуальном смысле, все мы желаем детям только добра. В настоящее время многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. В магазинах много книг на эту тему, методических материалов для родителей, большое количество развивающих игр.

Воспитатель: Давайте попробуем определить, что мы понимаем, когда говорим интеллект. (Ответы родителей.)

Интеллект – общие способности к познанию, пониманию и решению проблем.

Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение

Схема на экране или доске

1

Воспитатель: Когда стоит начинать: с рождения или с 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу? (Ответы родителей.)

Воспитатель: Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, к четырем годам структура мозга сформирована у малыша уже на 90 процентов, а к восьми - практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга.

Воспитатель: Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику. Сегодня на заседании у нас присутствует педагог - психолог нашего детского сада, который познакомит нас с психологическими особенностями детей 3-4 летнего возраста.

Выступление психолога «Психологические особенности детей 3-4 лет»

Воспитатель: Каковы же факторы, способствующие развитию интеллекта? (Ответы родителей.) (На экране появляются «биологические факторы» и «социальные факторы».)

Что относится к биологическим факторам, как вы думаете? Социальным? (Ответы родителей.)

Биологические - хромосомные аномалии, заболевания в период беременности, употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития

Социальные факторы:

- социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

- особенности питания ребенка, его достаточность или недостаточность для полноценного развития;

- психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых – развивающая среда (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);

- число детей в семье,

- обучение, развивающие программы.

2

Воспитатель: Раннее развитие ребенка имеет как своих сторонников, так и противников. Давайте вместе с вами рассмотрим наиболее часто встречающиеся противоречия и попробуем их либо поддержать, либо опровергнуть.

Дискуссия

Миф: «Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить»

(Ответы родителей.)

Воспитатель: На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно, когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей — можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование – основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи – это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что они прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Самое главное – создать активную развивающую среду, сделать так, чтобы у малыша с самого рождения было много зрительных, слуховых, тактильных ощущений.

Миф: «Главное, дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой»

(Ответы родителей.)

Воспитатель: Не правда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери показали очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек. При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: «Используй, а то потеряешь!». Тренировать мозг надо постоянно.

Миф: «Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление»

(Ответы родителей.)

Воспитатель: Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-ти летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением (познание с помощью представлений предметов, явлений)

У ребенка 3-4 лет наиболее интенсивно развивается наглядно – действенное мышление (он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать разные практические задачи).

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра — очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок не доиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Миф: «Если с ребенком много заниматься, ему будет скучно в школе»

(Ответы родителей.)

Воспитатель: Раннее развитие – это не обучение детей младшего дошкольного возраста по программе начальной школы, это подготовка его к жизни в целом. Это, прежде всего – раскрытие интеллектуального и творческого потенциала ребенка: фантазии, воображения, творчества. Безусловно, нет смысла тратить бесценные мгновения дошкольного детства на заучивание таблицы умножения или отработку приемов каллиграфии, для этого будет достаточно времени в школе. Важно сформировать базовый интеллект малыша, научить его понимать, анализировать и объяснять различные явления и процессы. В дошкольные годы стоит больше внимания уделить творческим занятиям, спорту, – всему тому, на что не хватает времени школьникам.

Миф «Обучение требует бездну времени и денег»

(Ответы родителей.)

Воспитатель: Большинство пособий и игр вы можете сделать своими руками, а то немногое, что необходимо купить (например, наши карточки, изготовленные по Методу Глена Домана), прослужит не один год и окупит себя с лихвой. Ну, а времени нужно не так уж и много, ведь «урок» с малышом может длиться всего несколько минут, и многим вы можете заниматься между делом: готовя обед, кормя грудью младшего ребенка, на прогулке, во время купания или игры… Главное – творчески подойти к делу.

Практическая часть

В какие игры мы можем поиграть с ребенком, не отрываясь от важных дел, и одновременно развивая его? (Ответы родителей.)

Игры на кухне.

Запомнить цифры и счет малышам помогут также многочисленные игры на кухне.

Можно вместе с ребенком приготовить суп и салат, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка – это прибавит игре серьезность настоящего дела! Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 1 морковку, 3 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т.п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.

Возьмите 2 овоща и один фрукт, когда готовите обед. Предложите ребенку найти лишний предмет, или пусть ребенок закроет глаза, а вы, в это время, уберите один предмет – пусть ребенок определит: чего не хватает.

Подбери крышку.

Вам потребуются кастрюли разного размера с соответствующими им крышками. Расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки, и теперь вы не знаете» какая крышка от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру. Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов.

Развитие моторики.

Кисти рук - представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции – двойная польза!

Соберите в свою шкатулку различных мелочей: пуговицы двух-трех цветов, крупные бусины, ракушки, гвозди, хрусталики от лампы и т.п. Попросите ребенка помочь вам разобрать вещи в шкатулке. Раскладывайте предметы "по видам" в разные кучки или коробочки. Следите, чтобы пуговицы, бусины и ракушки были сгруппированы по цветам и форме. По окончании игры посчитайте вместе с малышом, сколько получилось предметов каждого вида.

А это занятие - перебирать крупу - всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле.

Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.

Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

Вывод: развивать младшего дошкольника не только можно, но и нужно. Не перегружать его мозг различными «домашними занятиями», нужно развивать воображение, фантазию, образное мышление, больше сочинять, играть, рисовать.

Воспитатель: Именно семейное образование – составляет основу развития способностей ребенка. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо Посторонний человек, приглашенный преподаватель или воспитатель в детском саду, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию

Итог заседания, принятие решения.

Литература:

1. Матвеева М. «Ум по наследству»// - «АиФ. Здоровье» № 8 от.19.02.2009

2. «Развивающие игры для детей 3,4 лет. Игры на кухне» //«Ваш чудесный ребенок» (Электронный ресурс). - http://vashechudo.ru/ - http://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/razvivayuschie-igry-dlja-detei-3-4-let-igry-na-kuhne.html

3. Глен Доман: От рождения до шести лет (из книги «Гармоничное развитие ребенка»)// «Твой ребенок. Сайт для умных родителей» (Электронный ресурс). - http://www.tvoyrebenok.ru/ - http://www.tvoyrebenok.ru/doman1.shtml



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему…

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему «Знатоки леса» Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний о...

Сценарий спортивного праздника на воде для детей старшей группы «День…

Сценарий спортивного праздника на воде для детей старшей группы «День здоровья на воде» Праздник для проведения в дошкольном учреждении (бассейн) Цели и...

Направления коррекционной работы педагога-психолога с ребенком, имеющим подтвержденный диагноз "РАС"

Направления коррекционной работы педагога-психолога с ребенком, имеющим подтвержденный диагноз "РАС"

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...