Представление опыта работы по теме:
«Создание условий для технического творчества детей»

 

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

.

 

Сегодня, в свете последних законопроектов в дошкольном образовании, мы говорим о том, что необходимо не просто повысить качество образовательных услуг, но и создать для каждого ребенка условия для выбора траектории своего развития. А это значит нам, педагогам дошкольных образовательных организаций, предстоит, с одной стороны, помочь дошколятам обнаружить и раскрыть свой творческий потенциал, данный природой, а с другой, выполняя социальный заказ государства, – подготовить базу для будущей профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш Пермский край богат промышленными предприятиями, где необходимы квалифицированные кадры инженерно-технической направленности: ООО «Лукойл», БТМК, ООО «Уралкалий», и др. Но существует и ряд противоречий:

  • Нарастающая потребность в стране и крае кадров с инженерно-техническим образованием – и низкий процент охвата детей научно-техническим творчеством - 7%, (социально-значимый аспект);
  • Рост рейтинга популярности научно-технического творчества в муниципальной системе образования – и отсутствие системной и результативной образовательной работы с детьми в ДОУ (личностно – значимый аспект);
  • Наличие кадрового потенциала, способного осуществлять эффективную работу с детьми в данном направлении – и отсутствие современной материально-технической базы, и адресной курсовой подготовки (социально –личностный аспект).

Стало очевидно, что в нашем учреждении уровень условий, организации и содержания работы в рамках научно-технической направленности не обеспечивает в полном объеме выполнение требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов в части развития компетенций воспитанников.

Для обеспечения личностного развития ребенка, для предоставления ему возможности построения индивидуального маршрута необходимо создать достаточную материально-техническую базу, и педагогам создать условия для адресной курсовой подготовки.

Наш детский сад достаточно новый. В 2014 году мы стали стажировочной площадкой по реализации краткосрочных образовательных практик в ДОУ. Первоначально нашей задачей было подготовить практики для детей от 2 до 7 лет разной направленности. Мы разработали 63 краткосрочные практики от 2 до 8 часов продолжительностью. Проанализировав по итогам года их востребованность, мы поняли, что 80% составляют практики художественно-эстетической направленности, а технической направленности только 9%. Хотя дети чаще выбирают именно их.

Традиционно сложилось, что виды деятельности, в которых предлагают детям попробовать свои силы в детском саду, во-первых, в основном связаны со сферой искусства и спорта, во-вторых - являются долгосрочными. Поясним эти два положения.

1. Однообразие видов деятельности, которые предлагаются детям, связаны с традиционными устоями в дошкольных учреждениях: праздники по случаю календарных дат предполагают стихи, песни, танцы, сценки, игру на музыкальных инструментах, конкурсы рисунков и т.д. А поскольку календарных дат достаточно много, то и жизнь детского сада проходит в подготовках к этим праздникам.

2. Традиционно, те курсы, те программы, которые реализуются в дошкольных учреждениях, предлагаются детям на год. Но таким образом за три – четыре года пребывания в детском саду ребенок сможет познакомиться с ограниченным числом видов деятельности, не связанных со сферой искусства.

Таким образом, для обеспечения личностного развития ребенка, для предоставления ему возможности построения индивидуального маршрута, необходимо создать сбалансированную, работоспособную систему простых, понятных, продукто - ориентированных краткосрочных образовательных практик.

Так появился инновационный проект «Внедрение в систему работы с детьми КОП технической, опытно-экспериментальной, it- направленности». На основании Приказа министра образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-04-807 от 06.10.2015 нашему учреждению присвоен статус Центра инновационного опыта университетского округа. Мы создали инициативную группу по разработке технологических карт – так все практики стали рассчитаны на 4 встречи и разделены по следующим направлениям: конструирование и моделирование, робототехника, лего-игры, исследования (+ Лукойл), it- направление. В это же время у нас появляются программы дополнительного образования детей «Школа занимательных наук», «Робототехника», «Физика малышам». В рамках этого мы проводили семинары для педагогов Пермского края, для детей и родителей провели открытые мероприятия: «Взятие снежного городка», «Путешествие по тропе безопасности», робототехнический конкурс «Эвриботы», образовательный квест для младших школьников, мастер-классы технической и опытно-экспериментальной деятельности. Только в рамках дня открытых дверей у нас побывало около 100 педагогов Пермского края из 33 территорий. В 2017 году мы планируем проведение вебинаров по темам «Предметно-пространственная развивающая среда как условие развития технического творчества дошкольника», «Развитие технической одаренности у детей дошкольного возраста», организацию «Славяновских игр» для дошкольников, Фестиваль ТЕХНО-инноваций дошкольных учреждений в рамках ФГОС (презентационная площадка опыта ДОУ в организации мобильных и постоянно существующих технических и интерактивных площадок, в том числе презентация МАДОУ «Эврика» г. Перми деятельности в ДОУ конструкторского бюро, испытательного стенда, патентного бюро, мультстудии).

Как уже говорилось выше: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Стало очевидна потребность в разработке новых технологий не фронтальной работы с детьми и организации профильных групп. Педагоги – мастера выбрали профильное (специализированное) направление своим группам и спроектировали макет предметно-пространственной развивающей среды групп.

Многие считают, что азы инженерного образования связаны с использованием технических игрушек и средств обучения. Бесспорно, это так, но рассмотрим этот вопрос, с другой стороны. Инженерное мышление – самое естественное для ребенка-дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. И в процессе образования они получают знания. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности», Занимаясь лепкой или оригами – пространственного моделирования. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

В очередной раз проанализировав свою работу мы пришли к заключению, что наша образовательная программа не дает реализовать все идеи административной команды и педагогического коллектива. Так возник проект «Технобум» (изменение образовательной программы с перераспределением нагрузки по направлениям). На данном этапе мы имеем следующие достижения:

  • расширился перечень КОП технической и опытно-экспериментальной направленности;
  • расширился перечень дополнительных услуг технической и опытно-экспериментальной направленности (мультстудия, леголенд, легомульт, лего-мозаика);
  • дети применяют полученные навыки в самостоятельной деятельности;
  • 35% педагогов включены в процесс разработки технологических карт (программ технической направленности);
  • помимо детей и педагогов, в процесс включились родители (новые формы и новые направления работы: демонстрация детских достижений через проведение детских презентаций, мастер-классов и квестов);
  • приобретены 14 комплектов тематических Лего, лего wedo, wedo 2.0, оборудование для лаборатории, электронные конструкторы;
  • обучен один педагог на курсах по робототехнике (72 часа);
  • наблюдения показывают, что дети стали доброжелательными, инициативными и самостоятельными в разных видах деятельности (игре, конструировании), с удовольствием высказывают свои гипотезы, предлагают новые идеи в познавательно-исследовательской деятельности. Социометрия показала, что отвергнутых детей стало на 1% меньше, а принятых на 10% больше.

Вывод: в целом считаем, что детский сад «Эврика» г.Перми, выстраивая свою деятельность в соответствии с трендами Пермского образования, заявленными в Стратегии 2030, имеет соответствующий потенциал, для обеспечения условий, способствующих развитию познавательного интереса и практических навыков у детей в сфере технического творчества.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Читайте также

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби»

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби» Звучат фанфары.Ведущий: Вот и пришел этот праздник последний, Долго мы ждали его – целый год! Ждали...