Особенности саморегуляции познавательной деятельности детей 6-8 лет с задержкой психического развития
У детей ЗПР саморегуляция не сформировано, задержано развитие мышления и речи, это влияет на задержку формирования познавательных процессов и полноценное формирование учебной деятельности, что представляет интерес исследователей.
Проблемой задержки психического развития у детей занимались такие ученые как Власова Т. А., Певзнер М. С., Лебединская К. С., Сухарева Г. Е., Леонтьев А. Н. В своих трудах они описали различные виды задержки психического развития, отличающиеся по силе выраженности задержки развития, незрелости эмоционально-волевой сферы, у других нарушения поведения, у третьих нарушения в познавательной деятельности.
Несформированностью познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития относятся психические процессы связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание, занимались такие учёные как Леонтьев А. Н., Дробинская А. О., Кузнецова Л. В. Они считали, что с помощью этих процессов человек получает сведения о себе и об окружающем его мире.
Деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Рубинштейн С.Л. отмечает, что недостаточность произвольной познавательной деятельности связана со слабой регуляцией произвольной деятельностью, ее целенаправленностью, отсутствием самоконтроля.
Конопкин О.А. считает, что для успешного осуществления познавательной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции.
Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей. (Осницкий А.К., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Акутина Т.В.)
Учитывая особенности развития саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР, коррекционно-развивающая работа является одним из приоритетных направлений нашей работы.
Читайте также |
---|
Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…
Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...
Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи…
Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи Тема: «Викторина» В средней группе Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательная: Упражнять в изменении...
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...