Способы стимулирования самостоятельной деятельности детей

 

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

В научной педагогической литературе «самостоятельность» - это постепенно развивающееся стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

Ситуация выбора: это самостоятельная деятельность детей в условиях созданной предметно-развивающейся среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно.

Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Детей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.

Схемы, алгоритмы: большая помощь в организации разных видов самостоятельной деятельности детей оказывают различные схемы, алгоритмы.

Следующие способы стимулирования самостоятельной деятельности, которые мы предлагаем – это организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Тайна, сюрприз: эта самостоятельная деятельность выполнялась без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. В группу была внесена шкатулка с неизвестным (для детей) содержимым. Детям захотелось узнать, что в ней. Несколько детей подошли и стали действовать.

Домашнее задание: Дается родителям. По изготовлению атрибутов для спортивного уголка. Дома родители изготавливают и обучают ребенка действовать с этим предметом. Ребенок учит детей в группе.

Мотив помощи: это форма организации самостоятельной деятельности по заданию воспитателя, в специально отведенное время, при этом дети сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, применяя свои ранее полученные знания.

Волшебная палочка: Такой прием, как волшебная палочка хорошо работает при организации поручений, уборке игрушек, хозяйственно-бытового труда. Мы убираем игрушки после игры перед прогулкой.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

 Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель. Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается.

 

Используемые интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/14/organizatsiya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-detey-v-svete-fgos-do
  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/04/08/sozdanie-v-dou-optimalnyh-usloviy-dlya-organizatsii




Новые публикации

Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича»

Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича» Цель: внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность каждого воспитателя. Задачи: Познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами...

Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников

Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников Сегодня народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» Лексическая тема: «Профессии». Познавательная область: Социализация. Познание. Ручной труд. Музыка. Виды детской деятельности: Предметная деятельность; общение с взрослым и совместные...

Читайте также

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий   Аннотация к статье. В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей 4-5 лет «В гостях…

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей 4-5 лет«В гостях у Федоры Егоровны»   Цель: Обобщить представления детей о посуде. Задачи: Образовательные Упражнять в сравнении группы предметов...

Конспект встречи родительского клуба для детей средней группы на тему:…

Конспект встречи родительского клуба для детей средней группы на тему: «Профессия художник» с мастер-классом «Украсим ёлочку» Цель: формировать представление детей о профессии художник. Задачи: - познакомить детей с...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Коррекционные технологии. Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по…

Как вы думаете: «От чего зависит эмоциональное и физическое благополучие ребенка?». Конечно, оно зависит от того, кто и что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Работая на протяжении многих лет с детьми, имеющими ОНР...

Проект ранняя профориентация "Вперед к будущей профессии!"

Паспорт проекта   Название раздела Содержание раздела Наименование Проекта Практико-ориентированный Актуальное направление Ранняя профориентация Вид Проекта Долгосрочный с 2018г. по 2020г. Заказчики Проекта Педагогический совет МАДОУ «Детский сад «Ромашка»; родители МАДОУ «Детский сад «Ромашка» Разработчик Проекта Воспитатель Мухамбетова Наталья Витальевна...

Физкультминутки

Физкультминутки математического содержания Количество и счет   Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев на...

Конспект физкультурного занятия

МБДОУ Д/С №262 Г. Челябинска Воспитатель: Зайцева А.М.   Конспект физкультурного занятия в средней группе «Веселый паровозик». Цель:  формирование желания заниматься физической культурой Программные задачи: 1 . Упражнять детей ходьбе в колонне по одному 2 . Воспитывать умение согласовывать свои...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство