Дошкольник и игра

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский.

 

Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребенка-дошкольника. В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

В педагогической практике существует множество видов игр: логопедические, развивающие, игры по обучению грамоте, на развитие логического мышления, дидактические, музыкальные.

Музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника:

  1. Так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.
  2. Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.
  3. В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.
  4. Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательным и сконцентрированным.
  5. У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувство, а также взаимосвязь между ними.

Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.

Музыкальные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности. Музыкальные игры тоже имеют свою классификацию.

К первой группе относятся игры под инструментальную музыку: сюжетные, несюжетные, инсценировки.

Сюжетные игрынесложный сюжет игры дети передают, согласуя свои движения с услышанной музыкой, используя характерные имитационные движения заданного персонажа. Примеры игр: «Медведи». Муз. Е. Тиличеевой, «Волчок», обр. В. Бухвостова, «Веселый щенок». Муз. Б. Берлина. «Зайцы и лиса», муз. Т. Ломовой, «Бабочки», муз. К. Майера.

Несюжетные игры – построены на фиксировании последовательности движений и дальнейшем соревновании в быстроте, ловкости и т.д. Дети учатся точно реагировать на смену частей музыки, ее характера, начало и окончание, особенности ритма. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются, преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Примеры: игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Инсценировки под инструментальную музыку – ребенок знакомится с сюжетом, музыкальными характеристиками персонажей и, затем, без пения, используя пластику, характерные движения передает действия и развитие сюжета. Другими словами, ребенок должен сочинить композицию движений и исполнить ее в индивидуальном стиле. Танцевальное импровизирование, придумывание и исполнение танца происходит одновременно. Дошкольник еще не готов самостоятельно подойти к осознанию языка движений и освоить его как систему выразительных средств. Требуется целенаправленно обучать детей этому языку, строить свое обучение на сочетании таких выразительно-композиционных средств, как музыка, движение и слово. В этом обучении педагогам может помочь:

- высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способная активизировать фантазию ребенка, направить ее на выполнение тех или иных выразительных движений.

- выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения.

- исполнение ребенком движений в образе какого – либо персонажа.

- использование в практике игр-этюдов, представляющих собой законченные двигательные композиции.

Примеры: «Игра в лесу» Т. Ломовой, «Игра с куклой» Т. Ломовой, «Танец гномов» на одноименную музыку Ф. Листа, « Шаги на снегу» К. Дебюсси.

Ко второй группе относятся игры с пением. К этим играм относятся хороводы, считалки, потешки, попевки. Если ребенок знаком с жанрами фольклора, их особенностями, если он умеет исполнять хоровод и играть в хороводную игру, дошкольник станет активным участником и творцом хороводных игр. Игры, передаваемые из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни. Как правило, они не изменяются с годами. Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и прогулках. Примеры: «Земелюшка-чернозем», «Я на камушке сижу», «На зеленом лугу», «Как у нашего кота», «На горе-то калина», «Бежит зайка», «Катился горох», «Пес Полкан».

Следующая группа – музыкально-дидактические игры, спокойные, размеренные, требующие от ребенка внимания, сосредоточенности. Они способствуют узнаванию инструментов, знакомых песен, мелодий, свойств музыкальных звуков (высота, тембр, динамика, длительность). Основное их значение – привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, развивают слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования, воспитывают у ребенка творческое отношение к игре. Разработана специальная методика включения постепенно усложняющихся музыкально-дидактических игр в детскую творческую деятельность. Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Примеры: развитие чувства ритма: «Что делают дети», «Прогулка», «Определи по ритму», «Барабанщики», «Музыкальный зонтик»; развитие диатонического слуха: «Громко - тихо», «Колобок», «Веселый поезд; развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Мама и птенчик», Курица и цыплята», «Спой сказку», «Ступеньки», «Веселый медвежонок»; развитие памяти и слуха: «Что делают в домике?», «Наши песни», «Продолжи песню».

Ритмические игры со словом – игры на ориентирование в пространстве, развитие чувства ритма. Такие игры часто включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, используются на прогулках и в качестве пятиминуток между занятиями. Примеры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Музыкальный ежик», «Дождик».

Игры – спектакли – это одно из средств формирования музыкальной и общей культуры детей. Так как сказка является одним из любимых детьми видов художественного творчества, культурно-ценностная музыкальная и художественная деятельность воспринимается ими легко и мотивированно. Данный вид игр относится к интегративному - в нем используется музыка, пластика, театр, литература. Эти игры решают как воспитательные, так и образовательные задачи. Предварительная работа педагогов предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики каждого персонажа, выбор средств выразительности для передачи образов. Эти игры опираются на разные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Ритмопластические спектакли. В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Примеры: «Снеговик», «Пальма», «Ходим кругом», «Смелые мышки». «Животные во дворе», «Художница осень».

Спектакль на основе певческих импровизаций – это наиболее сложный тип игр, который требует от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»).

Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм тоже присуща интегративность - в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Эти игры часто

используются в фольклорных праздниках. Примеры: «Со вьюном я хожу», «Ходила младешенька».

Музыкально – драматические спектакли синтетического характера являются интегративными, так как состоят из полноправных элементов: художественное слово, пение, танец, пантомима. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).

Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т.д. Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Вполне естественно, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара.

Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

 

Список литературы:

1. Воронова В.Я. «Творческие игры старших дошкольников» - М., 1981.

2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. « Игра в дошкольном возрасте» - М., 2002.

3. Новоселова С.Л. «Игра дошкольника» - М., 1989.

4. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. «Игра – как праздник» - М., 2006.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...