Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста
«Семья на даче»
в старшей группе

1.Задачи:

1. формирование уважительных и доброжелательных отношений в семье;

2. формирование и развитие игровой деятельности:

* умение развивать сюжет, переходить от одного к другому;

* определение поведения в спорных и конфликтных ситуациях;

3. расширение представлений об окружающем мире:

* познакомить с видами деятельности на даче;

* закрепить знания о последовательности выращивания плодово-ягодных культур;

* закрепить знания о столярных инструментах, их назначении;

* закрепить знания о правилах сервировки стола;

4. развитие творчества (собственноручное изготовление атрибутов, использование предметов-заменителей, импровизация в игровых действиях).

 

2. Подготовка к игре:

 

Дата

Подготовка

атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

июнь 2014

1. Изготовление атрибутов для основного сюжета:

*овощи-фрукты

*садово-огородный инвентарь (лопаты, грабли);

2. Изготовление и подготовка имеющихся игрушек (вёдра, лейки, посуда, столярные инструменты, коляска, кукла, атрибуты для ухода за малышом-куклой (соска, бутылочка, пелёнки, одеяльце), кубики - для обозначения грядок, губка, полотенца);

4. Сооружение семейного микроавтобуса;

3. Сооружение построек по зонам игрового пространства.

1. Беседа с группой на темы «Моя дача», «Дачный труд», «Что в огороде растёт»;

2. Чтение (заучивание) стихотворения «На дачу» (Дорониной А.О.);

3. Рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда;

4. Рассматривание реальных овощей и фруктов, которые выращены в самарском климате.

 

1. Показ новых для детей игровых действий:

* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)

*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)

3. Обучение переходу от основного сюжета к сопутствующим (переносу игровых действий с одних игрушек на другие - из зоны в зону).

4. Закрепление знаний по правилам размещения и поведения в автомобиле (за рулём - взрослый, дети на переднем сидении не сидят, перед отправлением в путь - всем необходимо пристегнуться).

 

 

3. Перспективный план подготовки к игре « На даче»

 

Основной сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Работа в огороде

 

*Папа

*Мама

*Бабушка

*Дедушка

*Старший сын

*Дочь

 

*Овощи-фрукты

* Садовый инвентарь (лопаты, грабли, вёдра, лейки)

* Кубики для обозначения грядок

 

*Копаем

*Сажаем

*Поливаем

*Полем

*Собираем урожай

*Ну-ка дружно!

*Подайте, пожалуйста

*Нужна помощь

*Какие молодцы!

Сопутствующие сюжеты

 

 

 

 

* Автомобиль

(микроавтобус)

*Папа

*Мама

*Бабушка

*Дедушка

*Старший сын

*Дочь

* Построенный автомобиль-микроавтобус

 

*Укладываем в автомобиль то, что везём с собой (багаж)

*Рассаживаемся

по местам, пристёгиваемся

*Беседуем в пути (или поём)

*Все сели?

*Пристёгиваемся!

*Поехали!

* Столярная мастерская

 

*Дедушка

*Старший сын

*Папа

 

* Столярные инструменты

 

*Пилим

* Забиваем гвозди

*Работаем рубанком

*Мастерим

*Смотри, сынок!

*Ну-ка подсоби!

* Летняя кухня

 

*Мама

*Бабушка

*Дочь

(*остальные)

* Посуда

* Продукты

* Губка

*Полотенце

 

*Варим обед

*Кипятим чайник

*Накрываем на стол

*Обедаем

*Моем и вытираем посуду

*Включи плиту

*Помой овощи

*Почисти картошку

*Поставь чайник

* Помоги, пожалуйста!

* Пора обедать!

*Все к столу!

*Приятного аппетита!

*Спасибо

*Кто помоет посуду?

* «Дочки-матери»

 

*Мама

(*Бабушка)

(*Дочь)

* Кукла-малыш, коляска, сопутствующие атрибуты для ухода за малышом (пелёнки, одеяльце, соска, бутылочка)

*Пеленаем куклу

*Кормим её

*Укладываем спать

*Ты мой хороший!

* Ротик открываем

*Баю-бай

 

4. Ход игры

1. Воспитатель вводит в игровую ситуацию.

А. Чтение стихотворения «На дачу!» (авт. Доронина Анна Олеговна):

Мы поехали на дачу-

Вместе собралась семья!

Только братик громко плачет –

Так как младше он меня.

 

Папа за рулём машины,

Мама соску достаёт,

Бабушка из сумки-сетки

Дедушке очки даёт.

 

Мы поехали на дачу.

Светит солнышко с утра!

Взяли и кота в придачу –

Не оставить же кота…

 

Вот мы едем-едем-едем,

Песню радио поёт.

Рады взрослые и дети -

Все мы любим огород!

 

Б. После прочтения стихотворения детям предлагается побеседовать на тему «Моя дача» для раскрытия реальных представлений о том, что это такое и какие виды деятельности подразумевает. Безусловно, основной, как правило, является работа в огороде – посадка и выращивание плодово-ягодных культур, после чего беседа начинает раскрывать тему «Что в огороде растёт» с рассматриванием реальных овощей и фруктов, которые выращены в самарском климате.

В. Мастерим овощи и фрукты, которые станут незаменимыми атрибутами игры.

Г. Детям предлагается разделиться на 2 подгруппы по месторасположению (кто где сидит) во время беседы. Воспитатель задаёт воображаемую ситуацию «мы собрались ехать на дачу». Первой подгруппе предлагается обсудить и дать ответ на вопрос:

* «Чем займёмся на даче помимо работы в огороде?»

В ходе обсуждения и предложений уточняются действия, которые знакомы не всем ребятам (скажем, столярная мастерская). В этом случае воспитателем осуществляется показ новых для детей игровых действий:

* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)

*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)

Здесь же предлагается рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда.

Исходя из этого, помимо основного сюжета «работа в огороде» выявляются сопутствующие сюжеты, которые непременно будут включены в игру. Это: «автомобиль», «летняя кухня», «столярная мастерская», «дочки-матери».

После определения основного и сопутствующих сюжетов второй подгруппе предлагается обсуждение и ответ на вопрос:

* «Что мы с собой возьмём?»

Здесь выявляются практически все атрибуты, которые будут включены в игру, за исключением тех, что будут атрибутами зоны (например, кубики для определения грядок) – это: садово-огородный инвентарь, посуда, продукты для приготовления обеда, столярные инструменты, коляска, кукла, атрибуты для ухода за малышом-куклой. Назовём это всё багажом.

 

2. Распределение ролей. Ввиду возраста – дети самостоятельно выбирают роли. Воспитатель наблюдает и подсказывает. В случае возникновения конфликтной ситуации – предлагается разделиться на подгруппы из 6 человек исходя из принципа «Кто с кем дружит» или по «Считалочке» и проиграть сюжет несколько раз в разных составах. Обязательно сообщить всем желающим, что играть можно неограниченное количество раз и проявить себя в любой роли.

 

3. Оформление игрового пространства:

* определение места игры (группа или уличный участок);

* зонирование выбранной территории (автомобиль (гараж), огород, летняя кухня, столярная мастерская);

* наполнение каждой зоны соответствующими атрибутами.

 

4. Игровые действия:

*. Участники усаживаются в автомобиль. Укладывают багаж. Пристёгиваются. «Взрослые» помогают «детям». За руль садится папа.

Идёт произвольная беседа или звучит дружная песня;

*. Приехали. «Взрослые» помогают «детям» выйти из автомобиля, выносят багаж.

*. Достаём садовый инвентарь, перемещаемся в огород. Лопатой копаем огород, засеиваем его. Поливаем уже имеющиеся насаждения с помощью лейки. Пропалываем грядки. Собираем созревший урожай. Всё происходит с элементами обучения и поддержки «взрослыми» «детей».

*. В огороде остаются участники-мальчики, участницы-девочки перемещаются в зону летней кухни.

*. На летней кухне готовится обед. Моем, чистим овощи, готовим обед из имеющихся продуктов. Кипятим чайник. Накрываем на стол.

*. Участницы сюжета «летняя кухня» зовут обедать оставшихся в огороде. Обедаем. Моем и вытираем посуду.

*. Участники-мальчики отправляются в столярную мастерскую. Самостоятельно выбирают род деятельности с использованием столярных инструментов.

*. Тем временем участницы-девочки кормят, пеленают и укладывают спать малыша-куклу.

***. В случае возникновения конфликтных ситуаций в ходе игры, воспитатель включается в сюжет в роли председателя садово-дачного товарищества, что подразумевает его компетенцию в разрешении любого спора.

 

5. Окончание игры

* «Окончание выходного дня на даче»;

*Переход к другому виду деятельности:

** беседа-обсуждение

** тематическое рисование

* В случае игры на участке – завершение прогулки (режимный момент).

 

6. Оценка игры

В ходе игровых действий раскрытия сюжета воспитатель через наблюдение оценивает заинтересованность детей игрой по параметрам:

* активность внутри сюжета;

* желание перейти от сюжета к сюжету;

* желание остальных участвовать или организовать похожий сюжет параллельно.

После игры рекомендуется перейти к другим видам деятельности:

1. провести беседу на темы:

* «Что понравилось? Что не понравилось?»

* «Что можно добавить?»

2. Тематическое рисование: «Кем я хочу быть в игре «На даче»?»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята»

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята» (Старший дошкольный возраст) Цель: Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спорту. Задачи: 1. Совершенствовать...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы…

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы Тема: «Стоит в поле теремок» Цель: закрепление пройденного материала. Программное содержание: Образовательные задачи: упражнять...

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Читайте также

Варианты оформления аттестационного материала воспитателя по социальному партнёрству в ДОУ

Варианты оформления аттестационного материала воспитателя по социальному партнёрству в ДОУ Год Мероприятия 2017-18 уч. год Экскурсия в музей пожарной части №2 Театрализованное представление «Хочу всё...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...