Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста
Доскажи словечко
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие
Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение Ра-ра-ра-ра - начинается (игра) Ры – ры –ры –ры – у меня в руках (шары) Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша) |
Волшебные очки
Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.
Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет ….. |
Волшебный бинокль
Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей
Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере. |
Чудо - дерево
Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.
Ход игры: перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и объяснить, что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет. |
Складки – загадки
Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу
Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку (ходит по лесу хорек, хитрый маленький….) Бывает – не бывает
Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать творческие способности детей
Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением |
Слово заблудилось
Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова
Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово
Новые загадки
Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.
Ход игры: каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное
|
Шкатулка со сказками
Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление
Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю |
Чьи хвосты?
Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост» |
Подбери словечко
Задачи: учить отчетливо, произносить многосложные слова, развивать память, внимание
Ход игры: Воспитатель произносить слово, задача детей подобрать слова, схожие по звучанию (кошка, ножка, ложка…) |
Слова – ассоциации
Задачи: развивать ассоциативное мышление, расширять словарный состав
Ход игры: Ведущий называет какое - нибудь слово, задача игроков назвать слово, которое он представляет, когда его слышит (мед – пела –цветок) |
Чистоговорки
Задачи: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию
Ход игры: Ведущий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним (ра-ра-ра-ра –начинается игра) |
Рифма
Задачи: развивать логическое мышление, словарный запас детей дошкольного возраста
Ход игры: Ребенок берет одну предметную картинку, и ищет к нему картинку, которая бы рифмовалась с данным словом. |
Четвертый лишний
Задачи: развивать речевой слух, слуховую память
Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза) |
Аплодисменты
Задачи: развивать слуховой слух детей
Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх. |
Поймай рифму
Задачи: расширять словарный запас детей, умение подбирать рифму к заданному слову
Ход игры: взрослый бросает ребенку мячик, и произносит слово, ребенок должен вернуть мяч, подобрав рифму к заданному слову. |
Стихи- загадки
Задачи: развивать наблюдательность и логическое мышление, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей
Ход игры: Ведущий называет, какое либо слово, дети должны придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. |
Читайте также |
---|
«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей
«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...